Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (924) | 3 июня 2024г.
 

Фантазии Гожей

Номенклатура Октябрьска придумала себе место в Самарско-Тольяттинской агломерации

Вероника Синицына

24 апреля 2024 г. внесены изменения в Стратегию социально-экономического развития г.о. Октябрьск на период до 2030 г. (Стратегия). Судя по некоторым пунктам документа, напоминающим идеи более чем тридцатилетней давности. Видимо, главе г.о. Октябрьск Александре ГОЖЕЙ (на фото) не дают покоя лавры ушедшего 31 мая в отставку губернатора Самарской обл. (2017-2024 гг.) Дмитрия АЗАРОВА, большого умельца делать громкие заявления. Стратегия местами выглядит фантастично, а ее реализация, по замыслу создателей, способна создать «значимый положительный эффект для развития Самарско-Тольяттинской агломерации в целом». Более приземленные цели Гожую, видимо, не интересуют.

В память о Титове

Стратегия до 2030 г. в подобном сегодняшнему виде была утверждена решением думы г.о. Октябрьск (ОГД) №263 от 28 сентября 2018 г. Затем, как это всегда бывает с документами подобного толка, в нее начали вноситься изменения (см. «Хронограф» №35 (859) от 7.11.22). Очередные (самого свежего разлива) были внесены решением ОГД №265 от 24 апреля 2024 г.

В проектной лавине октябрьских мечтателей и ранее встречалась «вишенка на торте»: «Администрация г.о. Октябрьск активно сотрудничает с Агентством по привлечению инвестиций Самарской обл. В агентство направлен перечень земельных участков, на которых возможно размещение транспортно-логистического центра». Судя по всему, номенклатура Октябрьска при полном единодушии под бурные продолжительные аплодисменты (естественным путем переходящие в овацию) вплотную приблизилась к выводу: «Реализация предлагаемого проекта позволит создать на базе производственной территории площадью 69 га с береговыми укреплениями и причальной стенкой, находящейся в собственности ООО «Веха-Авто», единственный в России речной транспортно-логистический центр, обеспечивающий интермодальные контейнерные грузоперевозки и обработку генеральных грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильно-водном сообщении» (см. «Хронограф» №38 (862) от 28.11.22).

14 июня 2023 г. Дмитрий Азаров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) в очередной раз озвучил идею создания в регионе федерального портово-логистического хаба. Одной из перспективных площадок назывался Октябрьск. Вряд ли случайно Дмитрий Азаров продвигал эту идею накануне предстоящих в Самарской обл. губернаторских выборов, которые состоялись (с успехом, конечно) в единый день голосования — 10 сентября 2023 г.

Сама по себе идея родилась в далекие доазаровские времена. Затем ее преподносили всякий раз под новым соусом, соответствующим федеральной рецептуре. К примеру, о подобного рода прожектах приходилось неоднократно слышать еще 20 лет назад при славном правлении губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова.

Потом это подкисшее блюдо время от времени пытались подогреть (см. «Хронограф» №23 (888) от 10.07.23).

26 июля 2023 г. сообщалось даже о визите в Октябрьск потенциальных инвесторов. Тогда же местные чиновники напомнили: «Соглашение о создании портово-логистического комплекса было подписано губернатором Самарской обл. Дмитрием Игоревичем Азаровым и представителем инвестиционно-логистической компании FESCO ПАО «ДВМП» в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме. Итоговое совещание по реализации инвестиционного проекта состоится в министерстве экономического развития и инвестиций Самарской обл.» (см. «Хронограф» №28 (893) от 11.09.23).

Гримасы истории

С тех пор каких-либо новостей о реальных движениях по проекту не было. Хотя в сегодняшней редакции Стратегии он все так же присутствует. В документе сказано: «Реализация проекта будет способствовать диверсификации экономики муниципального образования, снижению монозависимости и рисков дальнейшего развития». Срок строительства портово-логистического комплекса указан как 2024-2030 гг.

При этом на уровне региона уже объявили об отмене переноса грузового порта АО «Самарский речной порт». На практике это может поставить точку в планах создания портово-логистического хаба в Октябрьске. Александра Гожая и ее подчиненные, похоже, смотрят дальше наемных менеджеров областного звена. Им нипочем не только морской порт пообещать, но и первый в Солнечной системе космопорт. Реализованы-то обещания очевидно все равно не будут.

Более того, в Октябрьске идут еще дальше. Местные чиновники предлагают вниманию общественности проект создания еще одного кластера — туристического — «Октябрьск-на-Волге». По мнению создателей Стратегии: «Проект будет способствовать повышению эффективности участия Самарской обл. в реализации межрегионального туристского проекта «Великий Волжский путь» по развитию внутреннего туризма на территории Самарской обл. и Приволжского федерального округа. Реализация проекта позволит диверсифицировать экономику муниципалитета и создаст значимый положительный эффект для развития Самарско-Тольяттинской агломерации в целом». Ни более, ни менее.

Странным выглядит то, что Октябрьск, действительно обладая уникальными транспортно-логистическими условиями, десятилетиями числится в аутсайдерах региона. Октябрьск вытянулся вдоль берега р. Волги, у пересечения с железной дорогой у знаменитого Александровского моста, автомобильной трассой М5 «Москва-Челябинск».

Даже в Стратегии говорится: «Вся история Октябрьска тесно связана с речным и железнодорожным транспортом. Развитие речного судоходства привело к строительству причалов и пристаней в с. и пос. Костычи, Батраки, Батраки-Пристань, расположенных на территории современного Октябрьска, — важнейших перевалочных пунктов на р. Волге. В дальнейшем здесь был построен первый железнодорожный мост через р. Волгу — первое звено Самаро-Оренбургской железной дороги. В конце ХIХ — начале ХХ в. на территории современного Октябрьска активно строились промышленные объекты: асфальтовые, гудронные, кирпичные заводы, заводы металлоизделий и железобетонных конструкций, спичечная и швейная фабрика, лесозавод, солеперевалочные и нефтеперевалочные склады, мельницы, электростанции». Видимо, тогда здесь решали вопросы менеджеры более эффективные, чем фантазеры уровня Гожей.

Серые будни

Все это — история. Сейчас же, как отмечено в Стратегии: «Численность постоянного населения за 2018-2022 гг. сократилась на 5909 чел. (-22,4%); миграционный прирост, являвшийся на протяжении многих лет единственным источником компенсации естественной убыли, сменился миграционной убылью; по сравнению с 2018 г. численность трудовых ресурсов снизилась на 18,8%; по всем ключевым индикаторам системы здравоохранения г.о. Октябрьск находится в аутсайдерах регионального рейтинга».

Тем не менее авторов Стратегии это, видимо, не смущает. Они сетуют ни много ни мало на «ключевые внешние факторы» в виде конъюнктуры «мирового рынка энергоресурсов». При этом, указывая несколько сценариев развития, называют ключевыми задачами «активное импортозамещение и привлечение инвестиций (в т.ч. внешних)». Генеральной же стратегической целью названо «Повышение качества жизни населения города путем создания инфраструктуры комфорта для проживания жителей всех возрастов, условий для развития и самореализации личности, промышленного потенциала и роста благосостояния населения».

В Октябрьске, похоже, давно уже полюбили такой вид деятельности, как перевод бумаги в макулатуру в виде написания Стратегии. Фантазировать здесь можно сколько угодно, взяв за пример не только речь Дмитрия Азарова, но и какого-нибудь настоящего мастера жанра вплоть до Кира Булычева. При этом спуститься на землю и создать проект, например, развития туристической рыбной ловли они не в состоянии. Хотя популярный среди рыболовов и охотников федеральный телеканал «Охота и рыбалка» неоднократно делал репортажи об этих местах. Впрочем, рыбалка под Октябрьском хороша, может быть, именно тем, что чиновники местной администрации еще не приложили к ней руки.