Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (862) | 28 ноября 2022г.
 

Октябрьская маниловщина

Гожая собирается строить светлое будущее на участке бизнесмена Наумова

Вероника Синицына

17 ноября были подтверждены обстоятельства, касающиеся перспективного, по мнению главы г. о. Октябрьск Александры ГОЖЕЙ (на левом фото), проекта. В нем когда-то мог быть заинтересован один из основателей ГК «Веха» Сергей НАУМОВ (на правом фото). Сегодня его позиция вполне могла измениться. Впрочем, это не мешает чиновникам, создавая очередную нереальную стратегию развития, делать вид, что они работают над проектом мощного транспортно-логистического центра. При этом подопечные Гожей предпочитают не афишировать свою неспособность договориться с владельцем о выкупе земельного участка на приемлемых для него условиях.

Мечты бюрократа

Стратегия социально-экономического развития до 2030 г. утверждена решением думы г. о. Октябрьск №263 от 28 сентября 2018 г. Затем, как это всегда бывает с документами подобного толка, в нее начали вноситься изменения. На этом фоне с 10 по 24 октября 2022 г. в Октябрьске прошли публичные слушания по проекту документа «Прогноз социально-экономического развития территории на 2023 г. и плановый период 2024-2025 гг.» (см. «Хронограф» №35 (859) от 7.11.22).

Среди уже реализованных целей социально-экономического развития Октябрьска названы обеспечение школ высокоскоростным подключением к сети Интернет, фестиваль «Батрацкая ярмарка» с участием мастеров декоративно-прикладного творчества, обучение 3D-моделированию и 3D-печати, разработки виртуальной реальности. Также чиновники отчитались, что один инвалид получил социальную выплату для приобретения жилья в размере 678 тыс. р., а другой — благоустроенную квартиру по договору социального найма.

Наконец, по мнению октябрьских чиновников, для развития города крайне важно, что на сайте ГБУЗ Самарской обл. «Октябрьская ЦГБ» были размещены статьи «Информация о коронавирусе» и «Вакцинация от коронавируса», памятка «Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции».

Если это кому-то покажется недостаточным, то во всей этой проектной лавине есть и «вишенка на торте»: «Администрация г. о. Октябрьск активно сотрудничает с Агентством по привлечению инвестиций Самарской обл. В агентство направлен перечень земельных участков, на которых возможно размещение транспортно-логистического центра. Создан рекламный видеоролик о возможности реализации проекта с описанием преимуществ данной территории». Сомнительно, что для серьезного проекта достаточно перечня участков или даже рекламного ролика. Это все-таки не организация ярмарки и не интернет в школе. Зато сразу формируется ощущение, что чиновники прошли, причем успешно, курсы разработки виртуальной реальности.

Судя по всему, номенклатура Октябрьска при полном единодушии, под бурные продолжительные аплодисменты (естественным путем переходящие в овацию) вплотную приблизилась к выводу: «Реализация предлагаемого проекта позволит создать на базе производственной территории площадью 69 га с береговыми укреплениями и причальной стенкой, находящейся в собственности ООО «Веха-Авто», единственный в России речной транспортно-логистический центр, обеспечивающий интермодальные контейнерные грузоперевозки и обработку генеральных грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильно-водном сообщении. Собственник земельного участка — ООО «Веха-Авто» — готов рассматривать любые возможности использования земельного участка, в т. ч. и продажу». Осталось только заметить, что готовность рассматривать варианты не означает согласие продать по выгодной для покупателя цене.

Возвращение с Сейшел

ООО «Веха-Авто» входит в сферу бизнеса одного из основателей ГК «Веха» — Сергея Наумова. Предприятие зарегистрировано в г. Самаре в феврале 2002 г. и занимается арендой и управлением собственным или арендованным имуществом. Уставный капитал здесь превышает 63,5 млн р. Сергей Наумов, по данным ЕГРЮЛ, с марта 2019 г. является единственным учредителем ООО «Веха-Авто». Директором общества с января 2017 г. выступает Сергей Симонов.

Стоит напомнить, что в сложные для ГК «Веха» времена Наумовым было принято решение перерегистрировать некоторые компании на близких себе юридических и физических лиц. Так, офшор на Сейшельских островах с 24 апреля 2009 г. стал единоличным собственником ООО «Веха-Авто» (см. «Хронограф» №27 (380) от 18.07.11). С того времени, видимо, многое изменилось. ООО «Веха-Авто», по крайней мере, вернулось по «прописке» на родину. Живут и работают и другие компании.

В сентябре 2017 г. была образована межрегиональная ассоциация «Веха» (МА «Веха»). Она занимается исследованием конъюнктуры рынка и изучением общественного мнения. Президентом МА «Веха» с момента ее образования является Сергей Наумов, председателем правления, с того же времени, Яков Сигал. Два этих названных лица связывают МА «Веха» с еще целым рядом предприятий.

Это, например, самарское ООО «Интрак», созданное в феврале 2007 г. и занимающееся оптовой торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов. Уставный капитал здесь минимальный — 10 тыс. р. Основным учредителем, по данным ЕГРЮЛ, с июля 2019 г. выступает Сергей Наумов с долей в уставном капитале предприятия 99%. 1% принадлежит Владимиру Белову, который также является директором ООО «Интрак». Данные о Белове как о соучредителе и руководителе внесены в ЕГРЮЛ в январе 2015 г.

Самарское ООО «Автоспецволга» создано в августе 2012 г. и занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств. Уставный капитал составляет 10 тыс. р. Учредителями с момента создания предприятия, по данным ЕГРЮЛ, выступают Сергей Наумов (70% в уставном капитале), Антон Растопшин и Борис Сергиенко (по 15%). С июля 2013 г. Борис Сергиенко также является директором ООО «Автоспецволга».

Самарское ООО «Альфа-центр» образовано в январе 2003 г. и занимается арендой и управлением собственным или арендованным имуществом. Уставный капитал общества превышает 1,4 млн р. Единственным учредителем (с июля 2004 г.) и директором (с ноября 2005 г.) выступает Яков Сигал.

Стратегия без базиса

Октябрьский проект родился не вчера. Еще в конце декабря 2012 г. ряд информресурсов распространил информацию о намерении ООО «Газсервис» принять участие в модернизации промышленности города. Уже тогда это можно было расценить как начало предпродажной подготовки промплощадки. По сути, это территория разорившегося ОАО «Октябрьский комбинат строительных деталей» (ОКСД).

При изучении ситуации, касающейся заявлений ООО «Газсервис», не составило труда выяснить, что в ней могут быть заинтересованы структуры, подконтрольные Сергею Наумову. Версию о спекулятивных намерениях тогда мог подтверждать ряд моментов, в т. ч. связанных с предбанкротными процессами.

Толчок же, скорее всего, дало подписание губернатором Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николаем Меркушкиным постановления №124 от 10 августа 2012 г. «О внесении изменений в постановление губернатора Самарской обл. от 31 декабря 2010 г. №125 «Об утверждении Комплексного инвестиционного плана развития г. о. Октябрьск Самарской обл. на 2011-2015 гг.» (КИП). По сути, внесенные Меркушкиным изменения переписали КИП, подготовленный губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимиром Артяковым. В окружении Артякова были специалисты, способные освоить бюджетные средства на выводе Октябрьска из экономического кризиса. Имелись они и у Меркушкина. Вот и пришлось переписывать КИП.

Внесенные в КИП изменения звучали пафосно и предусматривали «создание новых для Октябрьска» отраслей экономики». Это строительство терминально-логистического центра с портовым сооружением, а также агропромышленного комплекса замкнутого цикла. Объем финансирования плана мероприятий оценили в 5,98 млрд р. Причем более 4,5 млрд р. — средства инвесторов, около 1 млрд р. — областного бюджета.

Инициаторами строительства терминально-логистического центра выступили областное правительство, администрация Октябрьска и якобы ООО «Газсервис». Проект предусматривал строительство на территории в 69,1 га в числе прочего причальной стенки, тыловой зоны порта и даже открытие таможенного поста. Годовая мощность центра предполагалась в размере 2 млн т. По экспертным расчетам, стоимость проекта должна была составить 2 млрд р. (см. «Хронограф» №1 (445) от 21.01.13).

ООО «Газсервис» стало собственником участка на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 1 декабря 2011 г. Тогда ООО «Газсервис» было зарегистрировано в Тольятти, по ул. Новозаводской, 2. Уставный капитал был относительно скромным — 100 тыс. р. По данным, внесенным в ЕГРЮЛ в июле 2009 г., учредителями «Газсервиса» выступали ООО «Авераж» и Валерий Чернов. Им, соответственно, принадлежало 99% и 1% в уставном капитале. До января 2017 г. ООО «Газсервис» возглавлял Валерий Чернов, а затем его сменил Яков Сигал.

Между тем в апреле 2022 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности некоторых сведений. Речь идет об адресе регистрации «Газсервиса» и об учредителе Валерии Чернове. Позже, в октябре 2022 г., в ЕГРЮЛ появилась следующая запись: «Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)». Может быть, именно поэтому сегодня, когда в Октябрьске рассуждают о данной площадке, то называют не ООО «Газсервис», а именно ООО «Веха-Авто».

С точки зрения развития бизнеса по оказанию услуг логистики этот участок расположен идеально. Рядом — железнодорожный мост через р. Волгу. Магистральные пути железной дороги буквально огибают участок. Вторая половина границы участка выходит на берег Волги. Имеются все необходимые коммуникации, возможность подвода основных ресурсов — газа, воды, электроэнергии. Помимо железнодорожной развязки, соединяющей европейское и азиатское направления, это еще и проходящая рядом федеральная трасса М5 (см. «Хронограф» №5 (492) от 17.02.14).

В марте 2013 г. действовавший на тот момент глава г. о. Октябрьск (2007-2013 гг.) Сергей Родионов сообщал Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф»: «На 21 марта 2013 г. реализация проекта не начата». Оно и понятно. Одних логистических преимуществ для успешной реализации проекта 10 лет назад оказалось маловато. Недостаточно их и сейчас. Можно десятилетиями переписывать во всяких деталях одни и те же впечатляющие стратегии для высокопоставленных читателей — толку от этого нет и не будет. В основе всех этих «планов построения коммунизма к 1980 г.» традиционно лежат «филькины грамоты». Зато они помогают продемонстрировать, как вдумчиво ответственные работники подходят на местах к развитию территории.

Условная «Веха», какой бы она ни была, как раз не обязана думать о развитии Октябрьска. Это, кстати, и подчеркивается информацией о якобы имеющейся готовности продать участок. Если говорить о заботах на местах, то важнее будут, например, соблюдение трудового, налогового, экологического законодательства, извлечение прибыли, наконец. Муниципалитету как раз не помешало бы озаботиться реализацией планов всерьез, вместо того чтобы упражняться в создании шедевров современной фантастики.

К тому же октябрьские чиновники умалчивают о другой проблеме. Местный общественник Виктор Русин напомнил о том, что городским судом еще в 2011 г. наложен запрет на сброс неочищенных стоков в р. Волгу в районе ОКСД. Сейчас он вышел в эту инстанцию с новым иском. 17 ноября 2022 г. Русин предоставил ОАЕ «Хронограф» копию заявления. В нем сказано: «Администрация Октябрьска позволяет осуществлять деятельность по оплачиваемому жителями, предприятиями и учреждениями водоотведению неочищенных сточных вод вопреки наложению судом запрета на его осуществление». Потенциальным инвесторам нужно иметь в виду и это уникальное преимущество площадки.

Удивительно при этом, что Гожая не предложила Наумову такой модный в Октябрьске метод работы, как краудсорсинг. Впрочем, Наумов, как практик, а не теоретик бизнеса, таких определений может и не знать.