Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (821) | 6 декабря 2021г.
 

Стране нужен щебень

Возобновление добычи камня на Могутовой горе назвали рекультивацией

ИА «Центр-Инфо»

До 19 декабря 2021 г. заинтересованной общественности предоставили возможность высказать свое мнение относительно проекта рекультивации карьера «Могутова Гора» с попутной добычей карбонатных пород. Заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности выступило АО «Жигулевское карьероуправление» (ЖКУ) Алексея ЛЕУШКИНА (на фото). Пока не закончилась реализация масштабного проекта «Обход Тольятти», у ЖКУ остается шанс заработать на поставках стройматериалов. Так же как и у ближайшего конкурента ЖКУ в лице ЗАО «Жигулевские стройматериалы» (ЖСМ) из «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».

Карьер в нацпарке

17 ноября 2021 г. на официальном сайте администрации г.о. Жигулевск было опубликовано уведомление о проведении общественных обсуждений инициативы ЖКУ. Из раскрытых сведений известно, что по заказу ЖКУ была проведена корректировка проекта «Продолжение рекультивации на северном и западном бортах карьера «Могутова Гора» с попутной добычей карбонатных пород».

При ознакомлении с документом, размещенным на сайте экспертной организации ООО «Недра», может сложиться впечатление, что бенефициарами ЖКУ двигает непреодолимое желание возместить ущерб, причиненный природе, восстановить равновесие экосистемы Жигулевских гор. В документах сообщается, что месторождение карбонатных пород «Могутова Гора» расположено в зоне деятельности ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».

«В настоящее время производятся работы по подготовке под горнотехническую и биологическую рекультивацию горизонтов на северном и западном бортах карьера с попутной добычей карбонатных пород в границах земельного участкас кадастровым номером (КН) 63:02:0201002:514, находящегося в собственности АО «Жигулевское карьероуправление» (приложение Л). Южная и восточная части горного отвода, в т.ч. и расположенный в юго-восточной части внутренний отвал вскрышных и некондиционных пород, рассматриваемый настоящей проектной документацией, находятся на землях с КН 63:02: 0000000:136, принадлежащих ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», — такая информация приводится в проектной документации.

В обоснование необходимости корректировки ранее исполненного проекта рекультивации указывается образовавшаяся «разница между проектным и фактическим положением террас внутреннего отвала вскрышных и некондиционных пород,

т.е. необходимого количества горной массы не хватило для формирования проектного состояния террас отвала. Соответственно, проведение биологического этапа рекультивации, посадок лесной и кустарниковой растительности на отвале не производилось».

Баланс ЖКУ

Вместе с тем в этом же источнике указывается: «В настоящей документации разработаны технические мероприятия по горнотехнической рекультивации юго-восточной части внутреннего отвала вскрышных и некондиционных пород с попутной добычей поставленных на баланс АО «Жигулевское карьероуправление» запасов прочных и качественных пород (категория С2), содержащихся в излишней горной массе, возникающей при формировании террас на отвале, в объеме 171,1 тыс. куб. м (остаток в отвале по категории С2 по состоянию на 1 января 2021 г.)».

Иными словами, у ЖКУ еще есть возможность получить пользу от могутовского карьера в Жигулевске. Данное обстоятельство выглядит более реалистичным в попытке объяснить стремление стейкхолдеров ЖКУ развернуть работы на карьере «Могутова Гора». Тем более что сейчас на щебень, основную продукцию карьера ЖКУ в Жигулевске, продолжает сохраняться хороший спрос.

В нескольких десятках километров от Жигулевска полным ходом идет строительство моста через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа -Западный Китай». Участок трассы, который свяжет м.р. Шигонский и м.р. Ставропольский, получил название «Обход Тольятти». СМИ окрестили этот проект «самым громким и ресурсоемким проектом Самарской обл. последних 40 лет».

Стоит отметить, что строительные работы на «Обходе Тольятти» стартовали в конце 2019 г. Согласно информации из проектной документации, в том же 2019 г. «маркшейдерской службой АО «Жигулевское карьероуправление» проведен пересчет остаточных запасов карбонатных пород месторождения «Могутова Гора»... Работы по пересчету запасов проведены в связи с необходимостью включения в балансовые запасы прироста полезного ископаемого,

образующегося в результате формирования внешних бортов карьера согласно проектной документации, для приведения в соответствие с требованиями нормативной документации величины потерь, а также для частичной переработки пород из отвала прошлых лет при нарезке террас на его поверхности».

Интересы ЖСМ

Сведения из отчетности ЖКУ свидетельствуют о том, что в 2020 г. компания показала существенный прирост по выручке — с 340 млн р. годом ранее до 416 млн р. на конец отчетного периода. В сравнение уместно привести показатели предыдущих периодов. В 2017 г. ЖКУ отчиталось о выручке в размере 320 млн р., в 2018 г. — 334 млн р., 2019 г. — указанные 340 млн р.

В списке аффилированных лиц АО «ЖКУ» от 30 сентября 2021 г. указано, что 84,9% акций предприятия принадлежит самарскому бизнесмену Алексею Леушкину. 14,9% акций владеет давний сподвижник Леушкина Сергей Пяткин. Некогда имя Леушкина связывали с госкорпорацией «Ростех» (см. «Хронограф» №38 (566) от 23.11.15). Примечательно, что с началом строительства моста через р. Волгу пошли в рост финансовые показатели соседа ЖКУ — завода ЖСМ, входящего в холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».

ЖСМ был основан в 1958 г. Предприятие специализировалось на производстве цемента. В 2015 г. выпуск цемента был приостановлен. В настоящее время на сайте ЖСМ можно найти информацию, что предприятие может предложить: щебень, карбонатные породы, щебеночно-песчаную смесь и бутовый камень. Получается, что сейчас ЖСМ зарабатывает тем же, что и ЖКУ. Причем местные жители Яблоневого Оврага, в котором располагается цементный завод и карьер, могли наблюдать, как с территории ЖСМ тянутся вереницы тягачей с прицепами, загруженные щебнем.

Зная настроения активистов-экологов, можно прогнозировать, что проект, заявленный ЖКУ на общественные обсуждения, может забуксовать уже на этом этапе. Что, надо полагать, могло сыграть на руку ЖСМ. Для того чтобы реабилитировать проект, вероятно, придется перешагнуть через общественное мнение. Да и вряд ли какое-то там «общественное мнение» уместно, когда речь идет о проектах трансконтинентальных масштабов. На данный момент строительство «Обхода Тольятти» идет ускоренными темпами.