Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (621) | 10 апреля 2017г.
 

Легенда сыровара

Молочная кухня может стать основой схемы для «отмыва» контрабанды

Егор Кошеров

В конце марта министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр КОБЕНКО подтвердил, что государственный объект — детская молочная кухня в Тольятти — может быть официально передан в частные руки. С некоторых пор в этом помещении по ул. Транспортной, 24а, размещается частная элитная сыроварня «Лука» Натальи ВДОВИНОЙ. Приоритет очевиден: когда речь заходит о коммерческой выгоде, можно с легкостью забыть и об интересах детей, и о других не менее громких лозунгах.

Кобенко в теме

19 января 2017 г. распоряжением правительства Самарской обл. №26-р был утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. В качестве исполнителя обозначен министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр Кобенко. Список составлен из 61 объекта. В него включен объект ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника №2». Речь идет о здании детской пищевой станции, более известной под названием «Молочная кухня», расположенного в Тольятти по ул. Транспортной, 24а. Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр Кобенко в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» данный факт подтвердил, сославшись на то, что объект «включен в перечень на основании сведений, представленных министерством здравоохранения Самарской обл.».

Однако Александр Кобенко предпочел не распространяться на тот счет, что контроль над исполнением указанного распоряжения регионального правительства был возложен на министерство экономического развития, инвестиций и торговли (МЭРИТ) и лично на него.

При этом в ответе «Хронографу» за подписью Кобенко подчеркивается: «Мнение, указанное в настоящем письме, отображает позицию министерства и не может рассматриваться как личное мнение исполнителя данного письма».

Таким образом, Кобенко дал понять, что у него как у гражданина может быть собственный взгляд на происходящее, вероятно отличающийся от его же официальной позиции в роли министра. Но раскрывать личное мнение (гражданина) он не стал. Здесь будет уместно напомнить, что до трудоустройства на госслужбу Кобенко активно участвовал в реализации многих бизнес-проектов и хорошо знаком с элитами Тольятти.

Одно из наиболее известных направлений деятельности Кобенко — развитие сетевого ритейла по продаже игрушек. Совместно с Алексеем Молвинским была создана группа компаний (ГК) «Гранд Тойз» (см. «Хронограф» №13 (500) от 13.04.14). Розничным оператором группы выступало ООО «Мир мягкой игрушки» (ММИ), которое, накопив миллиардные долги, было втянуто в процесс банкротства. 19 декабря 2016 г. решением Арбитражного суда Самарской обл. ММИ был признан банкротом (см. «Хронограф» №16 (586) от 30.05.16). В отношении компании открыто конкурсное производство.

Сам Кобенко после вступления в должность министра формально устранился от участия в коммерческих проектах. Тем не менее именно Кобенко приписывают лобби другого сетевого ритейлера — ООО «ШЭД» (см. «Хронограф» №11 (539) от 30.03.15).

Данное юрлицо осуществляло торговую деятельность в продовольственных магазинах «Посадский». Однако и эта организация, по аналогии с ММИ, была признана банкротом (см. «Хронограф» №30 (585) от 28.09.15).

Министерское лобби

Перечисление можно продолжить. Тем не менее стоит вернуться к зданию бывшей молочной кухни на Транспортной, 24а, которое было передано коммерческой структуре под размещение сыроварни. Во всяком случае на продукте, который реализуется в магазинах под брендом «Лука», указан именно этот адрес производства. Юридическим лицом проекта является ООО «Сыроварня». Поданным ЕГРЮЛ, директором и единственным учредителем «Сыроварни» записана Наталья Вдовина.

Открыть сыроварню в бывшей молочной кухне для бизнесмена куда более выгодно, нежели размещать производство в неприспособленном помещении. Присутствие Кобенко в этом вопросе наталкивает на мысль, что это еще одно направление, в котором решил себя попробовать руководитель МЭРИТ. На первый взгляд, пока все складывается удачно. Под прикрытием человека с министерским портфелем можно рассчитывать на хорошую отдачу в короткие сроки. Тем более, как видно, вопрос с помещением был решен еще до заключения концессионного соглашения. По информации открытых источников, производство сыров было запущено в начале осени 2016 г. Отдельные сорта начали поступать на прилавки в конце прошлого года.

При этом нельзя упускать из вида существенные обстоятельства, произошедшие в конце того же 2016 г. 11 октября Кобенко официально заявил о своей отставке с поста министра МЭРИТ (см. «Хронограф» №31 (601) от 17.10.16). Днем ранее стало известно, что Кобенко по итогам конкурса был выбран на должность генерального директора АО «Российская венчурная компания» (РВК). Однако назначение так и не состоялось. По одной из версий, губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин видел Кобенко лишь в одном статусе — подконтрольного ему регионального министра. Хотя в свете последних событий для Меркушкина это может стать крайне опрометчивым решением. В Администрации президента (АП) РФ сегодня в лице Кобенко вполне могут разглядеть приемника Меркушкина. В этом случае всенародно избранный губернатор рискует недосидеть отмеренного ему до сентября 2019 г. срока.

Дело в том, что проблема у лоббистов отставки самарского губернатора может возникнуть в случае, если шанс для рокировки представится до 23 июня т.г. Тогда региональное заксобрание успеет принять решение о назначении выборов губернатора Самарской обл. на 11 сентября. Это будет означать, что в срочном порядке назначенный и.о. губернатора должен будет за неполные 3 месяца сформировать себе электоральную базу. Можно, конечно, поступить в стиле новейшей России, но тогда 91% «всенародной поддержки» свалившейся с неба креатуры Кремля может запросто ударить по выборам президента РФ. Так что самарская рокировка варяга не потерпит. Александр Кобенко в этом случае почти идеальная фигура. В отличие от окружающей его номенклатуры он является прикладным специалистом, а не политиком-демагогом. Как выходец с ПАО «АВТОВАЗ», он понятен для ГК «Ростех» Сергея Чемезова. В отличие от действующего губернатора Кобенко не вызывает раздражения ни у самарской, ни у тольяттинской элит.

Плюсом может быть и то, что, подобно губернатору Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константину Титову, Кобенко является выходцем из Тольятти. В общем, электоральный потенциал у Кобенко, бесспорно, есть. Два месяца интенсивной работы могут принести вполне приемлемый результат. Так или иначе, но в 2016 г. отъезд Кобенко в Москву не состоялся. Одновременно с этим стало ощущаться заметное ослабление политических позиций Кобенко. В последних числах 2016 г. потерял место в политсовете тольяттинского отделения партии «Единая Россия» депутат Самарской губернской думы Андрей Першин (см. «Хронограф» №4 (614) от 13.02.17), которого на нынешнем этапе многие считают протеже Кобенко. Есть и другие примеры, но главное в другом — начался прессинг лиц, с которыми был знаком Кобенко.

Импортозаместители

Сыроварню «Лука» в высших эшелонах власти региона, по всей видимости, пока еще не связывают с интересами Александра Кобенко. Тем не менее не стоит сомневаться, что очередь дойдет и до бизнеса, официальным представителем которого является Вдовина. Тем более что директор «Сыроварни» уже дала повод для пристального изучения ее бизнеса. В феврале 2017 г. по местному телевидению в Тольятти транслировалась передача с участием Вдовиной. В ходе беседы с корреспондентами владелец «Сыроварни» высказала ряд неоднозначных мыслей. В частности, из ее слов следует, что решение об открытии бизнеса по производству сыров было принято в связи с введением Россией ограничений на поставки импортных продуктов в ответ на западные антироссийские санкции. Здесь же Вдовина оговорилась, что люди с недовольством отреагировали на введенное продуктовое эмбарго, потому что таким образом они лишились возможности приобретать импортные качественные товары. Безусловно, введенные руководством РФ контрсанкций значительно снизили или вовсе ограничили поставки на прилавки российских магазинов продуктов из ряда стран. Однако данные инициативы не могли быть восприняты гражданами в негативном свете. Лишь человек, напрочь лишенный патриотизма, мог сомневаться в правильности решений руководства нашей страны.

Причем продуктовое эмбарго позволило не только доказать всему миру, что Россия является самодостаточным государством, но и положить начало бурному развитию собственных производств. Таким образом, правительство РФ и президент России Владимир Путин дали толчок развитию целой отрасли пищевой промышленности. Тем не менее региональные чиновники могут обратить любую инициативу федерального центра против интересов рядовых граждан.

Этой ситуацией могли попробовать воспользоваться недобросовестные бизнесмены. Используя юридические лазейки, вероятнее всего, предпринимались, возможно даже, успешные попытки ввоза в РФ санкционных продуктов. С учетом высказываний Вдовиной нельзя исключать, что бренд «Лука» мог изначально создаваться для реализации сыров европейского производства на территории России. Рассказы о создании производства вполне могли бы стать легендой для прикрытия контрабанды санкционных продуктов. Причем наличие доступа к соответствующим производственным помещениям могло бы лишь укрепить такую легенду. Другими словами, бывшую детскую молочную кухню можно было бы использовать не как объект для реального производства сыра, а как прикрытие для процесса придания контрабандному продукту признаков произведенного в России.