Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (545) | 25 мая 2015г.
 

Пожертвовали Плешковым

Новый председатель самарского арбитража не должен попасть в зависимость от региональных ФПГ

ИА «Центр-Инфо»

19 мая Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) досрочно прекратила судейские полномочия председателя Арбитражного суда Самарской обл. Дмитрия ПЛЕШКОВА (на фото). Наблюдатели полагают, что это стало возможным ввиду того, что он мог допустить самонадеянность и слишком поздно начать пытаться принимать соответствующие меры. Таким образом, недоброжелателям Плешкова удалось добиться нужного результата. Однако главная трудность у них впереди: они попытаются пролоббировать назначение вместо Плешкова такого председателя, который полностью бы их устроил. Впрочем, по данным редакции, с направлением преемника Плешкова в коридор интересов регионального бизнеса возникнут сложности. Особенно если новый шеф самарского арбитража, который появится не позже начала следующего года, сразу же возьмется выносить в публичную плоскость те нюансы функционирования учреждения, которые не успел выкорчевать Плешков.

Стратегическая пауза

Вопрос о привлечении Дмитрия Плешкова к дисциплинарной ответственности должен был рассматриваться еще на мартовском заседании ВККС. Но тогда решение по Плешкову отложили. По официальной версии, причиной этому стала болезнь судьи. Однако есть и неофициальные версии. Согласно одной из них, недоброжелатели Плешкова, добившиеся выноса в публичную плоскость инцидента в аэропорту «Внуково» летом прошлого года, надеялись, что уже в марте т.г. ВККС займет нужную им позицию в отношении председателя самарского арбитража. Между тем произошло то, чего они совсем не могли ожидать. В канун мартовского заседания ВККС в публичную плоскость вышла история о том, как Арбитражный суд Самарской обл. еще до Плешкова лишился собственного здания и оказался вынужден арендовать его у частного лица. Если бы не Плешков, то вряд ли бы эта история стала достоянием гласности.

В последнее время Плешков начал живо интересоваться странностями договорных отношений вверенного ему суда с ОАО «НИЦ Поволжья» (см. «Хронограф» № 10 (538) от 23.03.15). Объяснение Плешковым в спокойной доверительной обстановке в Москве мотивов, по которым на него могла быть организована информационная атака, грозило привести к самым неожиданным для организаторов этой атаки последствиям. К примеру, к оставлению Плешкова на посту председателя самарского арбитража и вынесению ему всего лишь простого предупреждения за вменяемый инцидент перед рейсом «Москва — Самара». Более того, ожидался вариант, по которому Плешкову от Верховного суда РФ поступила бы рекомендация повысить жесткость вынесения судебных решений в отношении самарских бизнес-структур, представителей которых подозревали в давлении на председателя.

ВККС взяла паузу до мая. В первую очередь перерыв был на руку самому Плешкову, который получил возможность все тщательно обдумать и принять окончательное взвешенное решение, проконсультировавшись с Верховным судом и доложив все, что ему было известно по ситуации с теми же арендными отношениями. 19 мая ВККС собралась, чтобы уже в официальной обстановке заслушать Плешкова и поддержать то решение, к которому он пришел и с которым оказались согласны в Верховном суде.

Плешков рассказал, что не совершал дисциплинарного проступка, а свое самочувствие перед рейсом объяснил высоким давлением и действием лекарств. Тем не менее судья попросил удовлетворить свое заявление об отставке.

Упущенное время

В результате ВККС все-таки сделала вывод о необходимости прекращения полномочий Плешкова по порочащим основаниям, а не просто уволить судью по собственному желанию. Хотя в том, что ВККС не проявила снисхождения, Плешкову следует винить прежде всего самого себя. Наблюдения последних месяцев дают основания предполагать, что Плешков, столкнувшись с беспрецедентным давлением, действовал зачастую ситуативно, видимо, полагался на силу московских связей. Хотя, по мнению наблюдателей, Плешков еще летом прошлого года, сразу после огласки истории в аэропорту, вполне мог начать действовать по нестандартным схемам. Если бы он уже в тот момент принял бы для себя решение вынести в публичную плоскость историю с арендой здания для суда, то сразу бы выбил опору из-под своих оппонентов. Они ведь не могли ожидать от него такого шага ни при каких раскладах. Кому как не им знать, что чиновники со связями предпочитают решать дела тихо и без шума, опираясь на своих покровителей. А ведь именно это и нужно было оппонентам Плешкова, которые для его смещения и задумали скандал с аэропортом. Однако, видимо, уже ближе к марту до ближайшего окружения Плешкова все же дошло, что надо менять тактику, подключать СМИ и т.д., но время было упущено. А потому Плешковым в Москве, похоже, решили пожертвовать. Но отнюдь не ради того, чтобы поставить на его место фигуру, которая по степени лояльности к самарским ФПГ будет близка к предшественнику Плешкова на посту председателя самарского арбитража Николаю Новикову. А с целью, чтобы новый руководитель с удвоенной энергией, невзирая на лица, начал расшивать проблемы с показателями работы суда, на которые 19 мая намекнула ВККС.

Выгибание «вертикали»

Конкурс на замещение вакантной должности председателя Арбитражного суда Самарской обл. ВККС объявит в ближайшее время. Пройдет не менее трех месяцев до того момента, как будут известны первые кандидаты, утверждение же может отложиться на более поздний срок. И здесь ВККС обязательно учтет то, что ей рассказал Плешков.

А Плешков, вполне вероятно, довел до сведения ВККС информацию о негласном следовании судейской вертикали, состоящей из Арбитражного суда (АС) Самарской обл., Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (11 ААС) и АС Поволжского округа, интересам вполне определенных самарских ФПГ. К их числу вполне можно было бы отнести холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ). Так, председателя 11 ААС Александра Ефанова считают человеком, не чуждым для ВПГ.

Его сын Иван Ефанов в свое время был востребованным в структурах ВПГ, причем на весьма ответственных должностях. Так, например, сведения о Иване Ефанове как о члене совета директоров ОАО «Тольяттигаз» содержатся в отчете ОАО «Самарагаз» за I кв. 2010 г. Самарагаз, например, заказчик услуг ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК), которое все еще является опорным активом ВПГ. На официальном сайте СВГК можно было обнаружить страницу, где Иван Ефанов представлен как заместитель генерального директора СВГК по правовым вопросам (см. «Хронограф» № 39 (438) от 12.11.12). Допуск Ефанова к юридической практике компании можно считать высшей степенью доверия со стороны бенефициаров ВПГ, равно как и его участие в капитале ООО «Хоре» в долях лично с управляющим директором ООО «УКХ «Волгопромгаз» Анатолием Афанасьевым (см. «Хронограф» №25 (424) от 9.07.12).

Бывший председатель Арбитражного суда Самарской обл. Николай Новиков также имел тесные взаимоотношения с ВПГ. Сообщалось, что в подчинение Новикову в арбитраж в тот период был внедрен Герман Шатский. Это известный в узких кругах Самары деятель, особенно в тех, которые приближены к ВПГ. Шатский при Новикове руководил аппаратом Арбитражного суда Самарской обл. (см. «Хронограф» № 38 (347) от 15.11.10). Именно по наущению Шатского Новиков мог подписать памятный договор мены нежилых помещений, в результате которого здание арбитражного суда стало принадлежать «НИЦ Поволжья» (см. «Хронограф» № 11 (539) от30.03.15), а суд оказался заложником арендных отношений, из-за попытки прекратить которые и пострадал Плешков.

Новиков в данный момент возглавляет Арбитражный суд Татарстана, который территориально находится совсем рядом с АС Поволжского округа. Не исключено, что на неформальном уровне у Николая Новикова имеется отличная возможность влиять на принятие кассационной инстанцией определенных решений в пользу ВПГ. По всей видимости, в тщательно отлаженную схему никак не вписывался только Дмитрий Плешков. За что и поплатился судейской мантией.

Отсюда вероятность того, что новым председателем самарского арбитража по настоянию ВККС будет назначен человек, далекий от знакомства с самарскими ФПГ, весьма высока. Понятное дело, что его сразу же попытаются «окучить» на сотрудничество те, кому не удалось склонить к «дружбе» Плешкова. Эти люди искушены в войне компроматов, а потому давление на преемника Плешкова в целях замыкания существующей вертикали интересов в арбитражных процессах будет весьма серьезным. Чтобы не повторить ошибок Плешкова, новый председатель должен будет учесть все его недоработки и «с колес» начать переносить свою работу в публичную плоскость. В общем-то, публичность нового председателя и его открытость во взаимодействии со СМИ и станет индикатором того, насколько ему удалось не попасть в зависимость от местных хозяйствующих субъектов. Если преемник Плешкова закроется и не станет спешить с исполнением рекомендаций, выданных ему Верховным судом, то можно будет констатировать, что местные «строители» арбитражной вертикали все-таки добились своего.