Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (498) | 31 марта 2014г.
 

Перспективы Чернецова

ВМЗ не сможет самостоятельно выйти из кризиса

Илья Ширтанов

На прошлой неделе стало известно, что руководству ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ) все же удалось снять социальную волну напряжения, возникшую в результате несвоевременной выдачи заработной платы работникам предприятия. Как долго генеральному директору ВМЗ Александру ЧЕРНЕЦОВУ удастся контролировать ситуацию на заводе, скорее всего, не знает даже он сам. Судя по полученной информации, без финансовых вливаний со стороны своего учредителя в лице Государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии» ВМЗ может быть объявлен несостоятельным уже в ближайшее время.

В конце февраля сотрудники ВМЗ в массовом порядке начали отказываться от работы. Эту информацию подтвердил Александр Чернецов, сообщив «Хронографу»: «На 28 февраля 2014 г. около 50 работников ООО «ВМЗ» воспользовались правом не выйти на работу, т. к. по выплате им заработной платы произошла задержка на 15 дней». Кроме того, Чернецов добавил, что конфликта как такового нет. «Несмотря на определенную социальную напряженность, есть взаимопонимание между руководством ООО «ВМЗ» и трудовым коллективом», — говорится в письме гендиректора ВМЗ.

Возможно, Чернецов действительно считает, что отказ сотрудников предприятия выходить на работу не является конфликтом и ситуацию следует рассматривать как стандартную. Однако ряд деталей указывает, что обстановка на ВМЗ близка к критической. Об этом Чернецов также сообщает в ответе на запрос: «20 февраля 2014 г. в ООО «ВМЗ» состоялось выездное совещание с участием заместителя генерального директора ГК «Ростехнологии» Завьялова И.Н., исполнительного вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» Лобанова О.В. и руководства ОАО «Станкопром» с целью обсуждения финансового состояния ООО «ВМЗ» и антикризисных мер».

По сути, визит Игоря Завьялова сам по себе может служить индикатором серьезности ситуации, сложившейся на ВМЗ. В какой-то степени такой исход можно было прогнозировать еще в прошлом году.

Из финансовой отчетности предприятия следует, что по итогам работы в 2012 г. ВМЗ сформировал кредиторскую задолженность в размере более 2,1 млрд р. На фоне годовой выручки в 4,4 млрд р. ВМЗ получил чистый убыток в 560,9 млн р. Для коммерческого предприятия такие показатели могут означать полный финансовый провал.

Усугубляет ситуацию то, что стал формироваться внушительный список юрлиц, пытающихся взыскать с ВМЗ денежные средства. Мэрия г.о. Тольятти, ООО «Реформингцентр», МП «ТП АТП №3», ЗАО «Полад», ООО «Мобиль» — это далеко не полный реестр кредиторов ВМЗ. С этими данными можно ознакомиться на сайте Арбитражного суда Самарской обл.

По всей видимости, руководству ВМЗ до последнего времени удавалось маневрировать между дебиторами и кредиторами, корректируя иссякающие денежные потоки. Однако когда предприятие оказалось неспособным своевременно оплачивать труд своих работников, ситуация вылилась в публичную плоскость. «ООО «ВМЗ» осуществляло выплату заработной платы по мере поступления денежных средств по отдельным подразделениям и цехам», — таким образом Александр Чернецов объяснил метод распределения финансов, направляемых на оплату труда ВМЗ.

Причем следующее заявление Чернецова полностью подтверждает версию о том, что ВМЗ вплотную приблизился к грани банкротства. «Задержка выплаты заработной платы связана с отсутствием необходимых оборотных средств у ООО «ВМЗ», — раскрыл истинное положение дел на ВМЗ генеральный директор предприятия. Наверное, любой финансовый аналитик на основе этой информации может сделать соответствующее заключение. Одновременно Чернецов сетует на задержки платежей со стороны дебиторов ВМЗ за отгруженную продукцию. Учитывая же то, что основным потребителем продукции ВМЗ является ОАО «АВТОВАЗ», улучшения показателей ожидать не приходится.

На сегодняшний день уже многие контрагенты АВТОВАЗа смогли ощутить на себе политику нового президента Бу Андерссона. Традиционные поставщики АВТОВАЗа в большинстве своем столкнулись с резким снижением заказов. ВМЗ, судя по всему, не стал исключением. Процессы были запущены еще в 2013 г., когда ВМЗ был передан АВТОВАЗом в собственность «Ростехнологии». Тогда фактически были перекрыты денежные потоки с АВТОВАЗа, за счет которых мог пополняться бюджет ВМЗ. Хотя АВТОВАЗ продолжал обеспечивать ВМЗ гарантированными заказами. Сейчас ВМЗ вынужден искать новый рынок сбыта, что косвенно подтверждает Александр Чернецов: «По результатам совещания принято решение о поддержке ООО «ВМЗ» со стороны ГК «Ростехнологии» и загрузке мощностей завода заказами предприятий, входящих в корпорацию».

Таким образом, можно убедиться, что ВМЗ уже не удастся работать в прежнем режиме. Но, наверное, самый актуальный на сегодня вопрос: сможет ли руководство ВМЗ вывести завод из кризиса? Мнение Александра Чернецова не дает положительного ответа: «Временные трудности, связанные с заменой собственника и определенным падением объема заказов со стороны ОАО «АВТОВАЗ», будут преодолены в случае поддержки со стороны ГК «Ростехнологии». Получается, что Чернецов не видит другого выхода, кроме как ждать помощи от учредителя ВМЗ. Иными словами, вся надежда на то, что ВМЗ вновь станет получателем денежных траншей и гарантированных заказов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.