Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (498) | 31 марта 2014г.
 

Новая поляна

У Сергея Мамедова появилась возможность стать сенатором от Республики Крым

ИА «Центр-Инфо»

В течение марта член Совета Федерации РФ от Самарской губернской думы Сергей МАМЕДОВ проявил не свойственную ему до этого политическую активность. Причем Мамедов работал не в забытом с.п. Два Ключа м. р. Исаклинский, избрание в собрание представителей которого некогда позволило ему запрыгнуть в сенаторы, и даже не на территории региона, на несколько лет ставшего для него плацдармом для развития бизнеса. Мамедов оказался в составе официальной миссии российских наблюдателей за референдумом в Крыму. Анализ ситуации показывает, что обстоятельства сегодня складываются настолько благоприятно для Мамедова, что он вполне может попытаться стать сенатором от нового субъекта РФ — Республики Крым. Тем более что в Самаре Мамедова, похоже, никакие дела уже не задерживают.

Начал издалека

До начала февраля не было видно, чтобы Сергей Мамедов принимал какое-либо участие в разрешении напряженности на Украине. Вот отчет о первом заседании весенней сессии Совета Федерации 2014 г. с официального сайта Мамедова: «На «парламентской разминке» сенаторы говорили о Годе культуры, организации пригородных перевозок и строительстве детских садов. В заседании принял участие сенатор Сергей Мамедов». И все. Никаких подробностей. Видимо, рассказать о роли Мамедова в дискуссиях пресс-службе сенатора было нечего.

Следующее сообщение о Мамедове датировано 20 февраля 2014 г.: «Сергей Мамедов принял участие в совещании под председательством Валентины Матвиенко». Так озаглавлен текст о встрече председателя Совфеда Матвиенко с председателем Верховного совета Автономной Республики Крым Владимиром Константиновым. О Мамедове в тексте ни слова. Похоже, его участие в мероприятии было чисто номинальным. Зато его фамилия уже была вынесена в заголовок.

Следующая новость с сайта сенатора от Самарской обл. датирована 26 февраля. Речь о 346-м заседании Совфеда. Сенаторы обсудили ситуацию на Украине. О Мамедове вновь коротко: «В мероприятии принял участие сенатор Сергей Мамедов». Читай: поприсутствовал.

Начался март. Заместитель председателя Совфеда Ильяс Умаханов отчитался перед сенаторами о выполнении поручений палаты в связи с ситуацией на Украине. 5 марта на сайте Мамедова появилось сообщение об участии сенатора в 348-м заседании Совфеда, где, собственно, и отчитывался Умаханов. Роль Мамедова в заседании не отражена.

И вот неожиданно 6 марта на сайте Мамедова было размещено сообщение о состоявшейся в Москве пресс-конференции Мамедова и еще одного сенатора – Игоря Морозова, в ходе которой «было обнародовано обращение сенаторов к регионам России об оказании гуманитарной помощи жителям Украины». Выяснилось, что заявление Мамедова и Морозова было рассмотрено на заседании верхней палаты парламента 5 марта.

«Сенаторы предлагают организовать на приграничных с Украиной территориях центры правовой, материальной и финансовой поддержки граждан этой страны, а также размещение людей, временно покинувших места постоянного проживания на территории Украины, до нормализации общественно-политической обстановки», — говорилось в сообщении. Также на пресс-конференции шла речь о создании временной комиссии Совета Федерации по Украине.

Спустя еще несколько дней, 15 марта, на сайте Мамедова появляется новость о том, что миссия Совета Федерации по наблюдению за проведением референдума в Крыму прибыла в Симферополь. «В состав миссии наблюдателей входят девять сенаторов, в т.ч. Сергей Мамедов», — говорилось в сообщении. Далее события вокруг Крыма сопровождались сообщениями на протяжении всей последующей недели — невиданная для сайта сенатора Мамедова частота обновления. 16 марта: «Члены миссии СФ по наблюдению за ходом проведения референдума в Крыму завершили день в Севастополе». О действиях Мамедова в ходе наблюдения ни слова. 18 марта: «Обращение Президента Российской Федерации». «Владимир Путин выступил в Кремле перед депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и представителями гражданского общества. В мероприятии принял участие член Совета Федерации Сергей Мамедов», — подчеркивалось в сообщении. Наконец, 21 марта: «Сенаторы одобрили два закона о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации». «Сергей Мамедов принял участие в 349-м заседании Совета Федерации», — говорилось в сообщении о скромном вкладе Мамедова в это знаменательное событие. Странно, что не было сказано даже о том, как голосовал Мамедов.

У опытных наблюдателей подобное подсвечивание Мамедова в событиях, связанных с Крымом и Украиной, а уж тем более его визит на полуостров, сразу вызвали вопрос: «Зачем ему надо отвлекаться, когда в Самарской обл. ворох накопившихся за многие годы проблем, требующих прямого сенаторского вмешательства?» Ответ может лежать на поверхности. Однако сначала нужно проанализировать, как именно Мамедову удалось одному из первых осмотреться на территории, носящей несомненные перспективы для многих из российской политической и бизнес-элиты. Другими словами, важно задаться вопросами — чье поручение Мамедов исполнял в Крыму? Или он действовал по собственной инициативе?

Креатура «ястребов»

21 марта полномочным представителем президента РФ в образованном в тот же день Крымском федеральном округе был назначен Олег Белавенцев. Родился новый полпред нового округа в 1949 г. в Москве. По некоторым данным, с 1982 г. Белавенцев работал третьим секретарем по науке и технологиям посольства СССР в Лондоне, а в 1985 г. якобы был выслан из Великобритании за шпионаж.

Об этом эпизоде его биографии сказано в свободной энциклопедии «Википедия». По ряду признаков Белавенцева можно отнести к кадровым разведчикам, работавшим в т.н. «англосаксонском» направлении, в частности по линии Великобритании, США и Канады.

Параллельно с карьерой Белавенцева развивалась карьера его ровесника Георгия Мамедова — отца Сергея Мамедова. С 1977 по 1981 гг. Мамедов-старший работал в посольстве СССР в США: сначала атташе, потом третьим и, наконец, вторым секретарем посольства. С 1981 г. Мамедов работал в МИД СССР: вторым, первым секретарем, советником, заместителем заведующего отделом, первым заместителем начальника управления США и Канады и, наконец, начальником управления США и Канады. Сомнений в том, что Белавенцев и Мамедов, пересекаясь в те годы на «англосаксонском» направлении, завязали тесное взаимодействие, практически не остается. Сейчас Мамедов-старший -чрезвычайный и полномочный посол РФ в Канаде. Здесь важно напомнить такую деталь, что именно Канада отозвала своего посла из РФ после того, как Совет Федерации РФ 22 февраля дал согласие президенту РФ Владимиру Путину на использование российских войск для решения задач за пределами страны. Весьма странное совпадение.

К той же группе лиц, имеющих авторитет в военно-разведывательных кругах, следует добавить Григория Рапоту. С 1966 по 1990 гг. Рапота служил в первом главном управлении КГБ (внешняя разведка), был в длительных командировках в США, Швеции и Финляндии. В 80-х годах прошлого века в США Рапота имел возможность общаться с Георгием Мамедовым, причем не только на английском, но и на шведском (оба в совершенстве владеют этим скандинавским языком). Рапота чуть старше Мамедова и Белавенцева (он с 1944 г.), однако разница в возрасте между указанными сотрудниками с лихвой компенсировалась опытом каждого из них, достигнутым на «англосаксонском» направлении.

Можно вспомнить еще об одном заслуженном ветеране спецслужб -ровеснике перечисленной выше «тройки». Это генерал армии Николай Ковалев, служивший в КГБ в одно время с Рапотой. С июля 1996 г. по июль 1998 г. Ковалев возглавлял ФСБ России. Сменил Ковалева в должности директора ФСБ будущий президент России Владимир Путин. Правда, публичная деятельность Ковалева на этом не закончилась. Он прошел в Госдуму РФ, где возглавил комиссию по борьбе с коррупцией и одновременно с этим был зампредом комитета по безопасности. Погодки Ковалева от него не отставали. Именно в бытность Ковалева директором ФСБ Георгий Мамедов вошел в состав межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по оборонной безопасности, а Рапота в это же время трудился заместителем секретаря Совбеза. Белавенцев тем временем работал первым заместителем гендиректора ФГУП «Росвооружение» (впоследствии — ФГУП «Рособоронэкспорт»), Рапота же несколько месяцев успел побыть начальником Белавенцева в «Росвооружении». После избрания Владимира Путина в 2000 г. президентом РФ служебные пути Ковалева, Белавенцева, Рапоты и Мамедова разошлись, однако каждый из них остался при деле. Ковалев, как уже говорилось выше, стал депутатом Госдумы. Мамедова, освободив в 2003 г. от должности заместителя министра иностранных дел, назначили послом в Канаде. Белавенцев с 2001 г. руководил ФГУ «Агентство «Эмерком» МЧС РФ, а Рапота стал генеральным секретарем Евразийского экономического сообщества. В октябре 2007 г. Рапота был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе, а с 14 мая 2008 г. ему доверили полпредство в ПФО. В последней должности Рапота работал до осени 2011 г. Причем это шло вразрез с требованиями закона о максимальном возрасте для госслужащих. С 25 ноября 2011 г. Рапота был назначен на пост государственного секретаря Союзного государства России и Беларуси.

Учитывая карьерный путь и заслуги перечисленных лиц, их вполне можно причислить к одному из влиятельнейших кланов в современной российской государственной политике, условно называемому «ястребы». С представителями этого клана, по всей видимости, вынужден считаться даже президент Владимир Путин. Свидетельством тому является то, что бывшие дипломаты-разведчики и генералы спецслужб не утратили своих позиций и влияния за последнее десятилетие, а где-то, напротив, даже укрепили их. В качестве примера можно привести недавнее назначение Белавенцева на пост полпреда в Крыму — важнейшую в стратегическом плане для Кремля должность.

Какую же роль указанные представители клана сыграли в карьере Сергея Мамедова? Удивительно, но они всегда возникали рядом с Мамедовым-младшим к месту и ко времени ключевых для него событий. Хоть отец Мамедова с некоторых пор и находится от него на довольно большом расстоянии, это вряд ли мешает ему давать наставления сыну и просить поддержки для молодого человека у своих друзей. Например, в бытность Ковалева директором ФСБ России Мамедов-младший сделал свои первые самостоятельные шаги в большом бизнесе, поруководив рядом коммерческих структур, занимавшихся «инвестиционной деятельностью». С 2003 г. по 2011 г. Сергей Мамедов работал у Ковалева помощником в Госдуме, что было неплохим прикрытием для бизнеса.

Рапота стал полпредом президента в ПФО в мае 2008 г. Именно с этого момента знакомиться с бизнесменом Сергеем Мамедовым начала Самарская обл., как, впрочем, и с методами его работы .Так, в августе 2008 г. Мамедов впервые засветился в Самаре как инвестор, продавший 50% акций воронежского ОАО «Павловскгранит».

В ноябре 2008 г. все широко обсуждали приобретение Мамедовым контрольного пакета акций бурового холдинга ОАО «ВБМ-Групп» у Андрея Ищука. В августе 2010 г. взоры были обращены уже на продажу Мамедовым контрольного пакета ВБМ-Групп Вадиму Егиазарову и Александру Швидаку. Наконец, в этот же период Мамедов завладел одним из лучших отелей региона — Holiday Inn. Правда, долго бизнес-империя Мамедова в Самарской обл. не продержалась. Но и тут ему на помощь могли подоспеть его кураторы. В результате в декабре 2011 г., на излете полномочий Рапоты на посту полпреда в ПФО и полномочий Ковалева в Госдуме, Мамедов стал сенатором Совета Федерации от заксобрания Самарской обл.

Наконец, в мартовском случае Мамедов даже опередил куратора. Т.е. сначала в Крым приехал сенатор как наблюдатель от Совфеда, а уже потом полпредом Крымского федерального округа был назначен Белавенцев. Организаторы визита делегации Совфеда наверняка уже знали, чем все закончится, включая туда Мамедова. Можно предположить, что и сам Мамедов был в курсе такого развития событий, обещающего ему очень хорошие перспективы. И приехал не просто понаблюдать, но и прикинуть, чем можно в дальнейшем с выгодой для себя заняться в новом субъекте федерации.

Полная свобода

Чтобы оценить крымские перспективы Мамедова, сперва нужно задаться вопросом: что его задерживает в Самаре или какие у него здесь остались обязательства и невыполненные дела? Да по большому счету, никаких. Жители с. п. Два Ключа м. р. Исаклинский, наверное, уже забыли, как выглядит ставший в одночасье депутатом в местном собрании гость из Москвы, затем вдруг повысившийся до сенатора. Да и у членов собрания представителей Двух Ключей, среди которых можно встретить людей таких уважаемых в обществе профессий, как доярка, техник-осеменатор, водитель, механизатор, ветврач, библиотекарь и учитель, забот должно хватать по горло. Им просто некогда вспоминать, что когда-то у их поселка появилась надежда в лице молодого человека, представлявшего крупный бизнес. Сегодня собранию представителей приходится рассчитывать только на собственные силы в решении проблем Двух Ключей и еще на поддержку областного правительства. Совфед далеко, а потому простой российской деревне из глубинки было бы наивным делом ждать от этого органа помощи для себя. А как все красиво начиналось!

Бизнес холдинга ВБМ-Групп, некогда подконтрольного Мамедову, сегодня балансирует на грани предбанкротного состояния. Хотя планы в отношении буровых долот у нынешнего сенатора были самые смелые. Не получилось.

Отель Holiday Inn после долгого прозябания в составе конкурсной массы ЗАО «ПКО МТЛ» наконец-то обрел нового собственника, которым, вопреки прогнозам, стал не Мамедов, а Александр Швидак и его партнеры по ОАО «Балтинвестбанк». Даже фестиваль «Рок над Волгой», куратором которого несколько лет был Мамедов, сегодня рискует уплыть из-под контроля сенатора, сменив, в частности, место проведения (см. «Хронограф» № 21(465) от 24.06.13). Ну а значительную долю лоббистских возможностей в регионе Мамедов утратил, лишившись еще и такого административного ресурса, как Владимир Артяков на посту губернатора Самарской обл. (см. «Хронограф» № 12 (456) от 8.04.13). Напомним, что приятельские и бизнес-отношения Мамедова с сыном Артякова – Дмитрием Артяковым в 2011 г. позволили считать во многом показательным следование Мамедова из Двух Ключей в Совфед транзитом через голосование в Самарской губернской думе (см. «Хронограф» № 9 (453) от 18.03.13).

Сегодня перед Мамедовым открываются новые горизонты. Крым — для российских элит непаханое поле как в плане бизнеса, так и в плане политических проектов. Таким полуостров будет оставаться еще достаточно долго — до тех пор, пока, по меньшей мере, местное законодательство не приведут в полное соответствие с российским, не отладят все правовые механизмы, регулирующие отношения бизнеса и государства. А потому в период безвременья вероятен сценарий с ре-приватизацией крупных промышленных предприятий и объектов туристической инфраструктуры в пользу игроков с «большой земли».

Преимуществом будет пользоваться тот, кто заручится поддержкой властей Крыма и лиц, их курирующих. Мамедову выстроить отношения с теми властями, которые появлялись на территории одновременно с ним, всегда удавалось. А в Самаре ему даже самому удалось оказаться во власти. Кто мешает повторить этот трюк в Крыме, тем более что бизнес под политическим прикрытием пойдет вдвойне эффективнее? Дело нескольких месяцев. Достаточно написать заявление об уходе с поста сенатора от Самарской обл., а также продолжать напоминать о себе на полуострове — до момента, когда начнутся выборы в органы МСУ. Поселков, подобных Двум Ключам, в Крыму достаточно. Попасть в собрание представителей одного из них при наличии подобного опыта не составит труда. А дальше — голосование в Верховном совете Автономной Республики Крым, которое, учитывая присутствие в регионе Белавенцева, должно закончиться с вполне ожидаемым результатом. Только многого ли ожидать от Мамедова крымчанам?

Между тем Мамедова стоит рассматривать в качестве достойного представителя кадрового резерва т.н. клана «ястребов» российской политики, о которых шла речь выше. Именно им и никому более решать, когда и на какой территории применить свой резерв.