Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (479) | 28 октября 2013г.
 

Слили «Олимпийскую»

База стройматериалов ушла на банкротство с дожами прежнего руководства

Екатерина Михасенок

На 31 октября назначено заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего ООО «База стройматериалов «Олимпийская» (БСО) Евгения МАЛЫШЕВА. БСО, генеральным директором которого работал Роман ПРОХУРОВСКИЙ, было ориентировано на поставки материалов для самарского застройщика ОАО «Инвестиционно-строительная компания (ИСК) «Домостроитель». Любопытно, что для погашения долгов перед независимыми кредиторами у некогда крупной базы стройматериалов, кроме неликвидного имущества, мало что осталось.

Неликвид рынка

Одновременно с завершением ликвидационных мероприятий было выставлено на торги имущество БСО в виде права требования к другому банкроту — ООО «Интер-Строй» в объеме 23 млн р. Объявление о проведении торгов было опубликовано 24 августа. Начальная цена лота установлена в размере 11 млн р. По условиям торгов цена снижается поэтапно до достижения суммы в 91 тыс. р. Такую цену имущество может получить уже во второй половине октября. Судя по тому, что сообщений о результатах проведения торгов не публиковалось, можно предположить, что на имущество по-прежнему не находится покупателя.

Впрочем, приобретение права требования к ООО «Интер-Строй» в объеме 23 млн р. даже с таким дисконтом, по сути, дает лишь возможность вступить в реестр кредиторов в рамках дела о признании этой компании несостоятельной. В настоящее время процедура банкротства в отношении ООО «Интер-Строй» продолжается. Право требования основного кредитора в лице ОАО «Сбербанк России» составляет более 162 млн р. При таком раскладе имущество БСО, выставленное на торги, вряд ли можно считать ликвидным. Это вряд ли устраивает Сбербанк, который выступает ключевым кредитором и в процессе по делу о банкротстве БСО. Как оказалось, у БСО, некогда крупной базы стройматериалов в Самаре с оборотами в несколько сотен миллионов рублей, не осталось имущества, за счет которого можно было погасить хотя бы часть долга перед кредитором.

«Олимпийский» марафон

БСО было создано в 2001 г. До 2011 г. генеральным директором компании выступал Роман Прохуровский. БСО было максимально ориентировано на работу с ОАО «ИСК «Домостроитель». С 2004 г. до настоящего момента Прохуровский является генеральным директором «Домостроителя». Кроме того, в разное время он владел различными долями акций в этой строительной компании.

«Домостроитель» был образован путем приватизации государственного предприятия «Домостроительный комбинат» в 1993 г. Предприятие ориентировано на производство строительных работ.

«ИСК «Домостроитель» по-прежнему работает в отличие от некогда подконтрольного ему  «База стройматери
«ИСК «Домостроитель» по-прежнему работает в отличие от некогда подконтрольного ему «База стройматери

База на ул. Олимпийской, 67, где было зарегистрировано БСО, являлась структурным подразделением «Домостроителя» — головным управлением производственно-технологической комплектации. По факту БСО было основным поставщиком стройматериалов для аффилированного застройщика. В отчете «Домостроителя» за III кв. 2009 г. содержится информация о том, что доля поставок БСО в общем объеме поставок на предприятие составляет 90%. Особую активность у БСО можно наблюдать в период, когда Прохуровский совмещал руководящие должности в этой компании и в «Домостроителе». Судя по финансовой отчетности БСО, объем выручки был довольно внушительным: в 2005 г. — 297 млн р, в 2006 г. — 315 млн р., в 2007 г. — 234 млн р., в 2008 г. — 358 млн р. По сути, работа БСО контролировалась «Домостроителем».

Тесное сотрудничество указанных компаний продолжалось, судя по всему, до 2010 г. включительно. На исходе срока объемы поставок, видимо, не превышали 10% от общих показателей. Эту ситуацию Прохуровский прокомментировал так: «Впоследствии ОАО ИСК «Домостроитель» перестало осуществлять деятельность в строительной отрасли, в связи с чем ООО «База стройматериалов «Олимпийская» прекратило поставлять материалы, деятельность его стала неэффективной».

Логично, что БСО следовало бы ликвидировать за ненадобностью. Однако сделать это не позволяли долги. Еще в 2010 г. процедуру банкротства в отношении БСО пыталась инициировать ИФНС России по Кировскому р-ну г. Самары. Производство по делу было прекращено в связи с погашением долга по налогам (см. «Хронограф» № 27 (471) от 2.09.13).

«Прохуровский Р.Б., как участник и директор ООО «База стройматериалов «Олимпийская», не усматривая необходимости в организации, работающей в данных условиях неэффективно, продал свою долю в уставном капитале ООО «База стройматериалов «Олимпийская» 4 марта 2011 г. Килячину Е.А.», — говорится в официальном ответе «Домостроителя». В ЕГРЮЛ сведения о Евгении Килячине как учредителе БСО были внесены 4 марта 2011 г.

На момент совершения сделки по отчуждению доли в уставном капитале БСО имелись два решения Кировского районного суда г. Самары, в соответствии с которыми с БСО в общей сложности было взыскано свыше 40 млн р. в пользу Сбербанка.

Желание приобрести долю в юрлице, не ведущем экономической деятельности и имеющем миллионные долги, выглядело как минимум странно. Мотивы Килячина могут иметь определенный подтекст. Не исключено, что сделка с Прохуровский была обычной формальностью, которая могла стать частью процедуры подготовки компании к ликвидации.

Сбербанк не при делах

В ноябре 2011 г. БСО подало иск о самобанкротстве. В реестр кредиторов включены требования Сбербанка в объеме 40 млн р. Кредиты были взяты БСО в 2008 г., во времена активного взаимодействия с «Домостроителем». Судя по тому, что Сбербанк пытался взыскать эти долги еще за год до начала процедуры банкротства, можно предположить, что погашать кредит перед банком не планировалось уже в тот момент.

Из материалов дела о банкротстве открылись некоторые нюансы получения кредита в Сбербанке. Как стало известно, кредит не был обеспечен залогом имущества. «ООО «База стройматериалов «Олимпийская» никогда не было собственником недвижимого имущества. Активы /... / составляла выручка от продажи стройматериалов, остатки стройматериалов», — пояснил Роман Прохуровский. Судя по всему, кредиты Сбербанком выдавались под поручительство. В частности, в материалах дела упоминаются два договора поручительства от 22 июля 2008 г. Эти документы Сбербанк приложил в числе прочих в качестве доказательства выдачи кредита. Более того, при принятии решения о включении требований Сбербанка в реестр кредиторов БСО в качестве третьих лиц были привлечены Прохуровский и Стэлла Арутюнова. Председатель совета директоров и юрисконсульт «Домостроителя» Арутюнова являлась начальником юридического отдела в БСО. Вероятно, поручителями могли выступать Прохуровский и Арутюнова. Кроме того, к участию в деле были привлечены ЗАО «Партнер» и ООО «НСК «Самарское Агентство Недвижимости».

Известно, что ЗАО «Партнер» имело отношение к недвижимости на ул. Олимпийской, 67. Так, в марте 2011 г. «Домостроитель» приобрел у «Партнера» право собственности на здания (цех производства краски и блок закрытых складов), расположенные по указанному адресу. Цена покупки составила всего 250 тыс. р. В экономической обоснованности такой сделки существуют серьезные сомнения. «Партнер», похоже, выступал посредником между БСО и «Домостроителем», возможно, в плане вывода ликвидного имущества.

С учетом того, что у БСО не осталось ни средств, ни стройматериалов, а имеются лишь непогашенные кредиты, взятые прежним руководством, шансы, что Сбербанку возместят хотя бы часть долга, близки к нулю.