Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (462) | 3 июня 2013г.
 

Административный кандибобер

Действия чиновников мэрии Тольятти могут создать иллюзию исполнения наказа губернатора

Илья Ширтанов

До 15 июня мэрия г. о. Тольятти планирует завершить процесс создания нового МКУ «Центр хозяйственно-транспортного обеспечения» (ЦХТО). Это решение сложно назвать плановым. Скорее наоборот. Ситуация с созданием этого МКУ дает повод для выводов, что в ходе работы в рамках программных заявлений губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА чиновникам мэрии Тольятти может оказаться выгодно допустить подмену понятий. Работу над задачей снижения расходов на содержание чиновничьего штата можно отнести к таковым.

Несвойственная оперативность

Решение создать новое муниципальное учреждение, как это зачастую бывает, мотивировалось «оптимизацией расходов бюджета города на содержание органов местного самоуправления». «За вновь созданным муниципальным казенным учреждением будут закреплены полномочия и необходимые финансовые ресурсы по обеспечению функционирования мэрии и думы Тольятти», — говорится в материалах, появившихся в ходе обсуждения этого вопроса должностными лицами мэрии. Вопросы оптимизации считаются плановыми. Следовательно, их проработкой и реализацией логичнее заниматься, например, в период планирования бюджета на очередной финансовый год. Напомним, что бюджет Тольятти на 2013 г. был принят очень оперативно — в двух чтениях за один день. Причем в течение 2012 г. структуру мэрии успели изменить дважды. Что мешало совместить с этими процессами создание ЦХТО -не совсем понятно. Как не совсем понятно и то, зачем в столь авральном режиме чиновники мэрии начали создавать это МКУ практически в середине года.

Заседание по вопросу создания МКУ было проведено в мэрии 29 апреля. Т.е. столь важное решение начали продвигать накануне майских праздников. Это могло отвлечь внимание общественности. Еще большее удивление вызывает то, что на этом заседании руководитель управления по оргработе и связям с общественностью мэрии Андрей Алексеев присутствовал в роли и.о. заместителя мэра — руководителя аппарата мэрии Тольятти. Причем Алексеев замещал эту должность в период праздников — до 13 мая. До 6 мая ему, как и. о. заместителя мэра, было поручено подготовить предложения по перечню передаваемых в МКУ расходов, а также подготовить сетевой график необходимых организационных мероприятий по созданию МКУ. В т. ч. подготовить расчеты дополнительных расходов на компенсацию сотрудников, переводящихся в МКУ, и изменение организационной структуры мэрии и ТГД.

Из этого следует, что Алексееву выпала участь исполнить, скорее всего, весьма деликатное задание. Создание МКУ должно быть завершено к 15 июня.

Привет губернатору

Если же обратить на эту ситуацию внимание в более широком масштабе, то возникает ощущение, что далеко не все программные заявления губернатора Николая Меркушкина сегодня на уровне местной власти исполняются именно в том понимании, о котором он говорил. «По ряду направлений деятельности чиновников в Самарской обл. больше в несколько раз, чем в Республике Мордовии, при этом преимуществ здесь не видно, результат лучше там. Поэтому будут сокращения, чтобы более рачительно использовать государственные средства», -отмечал Николай Меркушкин в 2012  г. Однако если сравнить некоторые показатели из отчетности мэрии Тольятти, то можно получить весьма спорный вывод. Так, например, по данным мэрии на конец I кв. 2013  г., среднесписочная численность муниципальных служащих составила 1019 человек, затраты на их денежное содержание — 86,530 млн р. Действительно, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. количество муниципальных служащих уменьшилось на 5 человек (1024 в прошлом году), но затраты на их содержание выросли почти на 6 млн р. Год назад бюджет потратил на них 80,771 млн р.

В целом схема с планируемой в Тольятти «оптимизацией» выглядит следующим образом. Из структурного подразделения мэрии во вновь создаваемое МБУ или МКУ переводятся сотрудники. Новое юрлицо начинает исполнять функции, которые ранее эти сотрудники выполняли в качестве кадровых работников мэрии. Финансирование МБУ и МКУ идет через департамент финансов (ДФ). Поэтому расходные обязательства из ГРБС, претерпевших «урезание» штата, перетекают в ДФ. О масштабности такого искусственного перекладывания расходов из одного потока в другой внутри мэрии говорит динамика закладываемых в бюджете города расходов на ДФ. Так, например, по итогам 2010 г. ДФ исполнил бюджет по расходам в объеме 72,7 млн р., в 2011 г. — 138,7 млн р., в 2012 г. -193,5 млн р.

Однако на 2013 г. уже изначально при утверждении бюджета на ДФ было заложено расходов на сумму более 450 млн р. При этом на сегодняшний день расходный бюджет ДФ и мэрии в совокупности достиг более 1,1 млрд р.

Своя логика

По замыслу создателей нового МКУ, оно должно будет заняться в т. ч. и вопросами эксплуатации автопарка Думы г. о. Тольятти (ТГД), содержанием территории ТГД, выполнением комплекса других работ и услуг хозяйственного характера. На фоне недавнего продвижения представителями мэрии идеи независимости КСП Тольятти от какого-либо ОМС решение тех же чиновников создать МКУ «ЦХТО» с передачей ему части полномочий аппарата ТГД вызывает недоумение. Ведь тем самым может быть нанесен ущерб принципу независимости теперь уже самой ТГД: представительный орган Тольятти превращается в некий зависимый придаток, вынужденный доказывать чиновникам мэрии необходимость любой поездки на казенном автомобиле и т. д.

Алогичность этой ситуации придает и тот факт, что п. 10 ст. 26 «Структура думы» Устава Тольятти гласит: «Для правового, информационно-аналитического, организационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности думы образуется аппарат думы. Деятельность аппарата думы определяется Положением об аппарате думы». Маловероятно, что правовой департамент мэрии не знаком с этим пунктом. И если уж совершать подобного рода операции, в т. ч. и в целях подготовки отчета с нужными для губернатора цифрами, то это вряд ли можно назвать работой по реализации его послания.

Комментарии

Михаил НОСОРЕВ, заместитель председателя ТГД

- Пока давать оценку рано, поживем — увидим. В любом случае вопрос будет рассматриваться на думе. Одно могу сказать точно: для отчета в область отправляются списки штатных сотрудников мэрии. Отчет по персоналу, выведенному в учреждения, не предоставляется.