Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (204) | 29 октября 2007г.
 

Логистика абсурда

Отсутствие таможенных терминалов ставит крест на планах о транспортном узле

Илья Караулов, Геннадий Орлов

Сделать из Самарского региона крупнейший транспортный узел, похоже, в обозримом будущем не получится. По крайней мере сделать здесь логистический терминал не представляется возможным, пока не решен вопрос о терминалах таможенного хранения и оформления. На прошлой неделе начальник Управления федеральной таможенной службы (ФТС) по Самарской обл. Вениамин ВАСИЛЬЕВ заявил, что до сих пор не решен вопрос об отводе земельного участка под создание таможенных складов.

Сегодня начальник Самарского управления ФТС Вениамин Васильев должен встретиться с губернатором Владимиром Артяковым. Вполне возможно, что в разговоре будет затронута и тема развития региона в качестве транспортного узла, но, до того пока не будут организованы таможенные склады, об этом говорить рано. Тем более что не только не определен подрядчик, которому доверят строительство складов, но и сам тендер на строительство будет проведен неизвестно как скоро, учитывая тот факт, что не определен участок, который под эти склады и зону таможенного контроля выделят.

Учитывая то, что в Самаре земельные участки в дефиците, Васильев даже не предполагает возможного места размещения терминалов для грузов, которые могут пойти через Самару. Он не может точно назвать новое местоположение таможни, которая до конца года должна переехать в другое здание с ул. Ерошевского и объединить в одном корпусе все подразделения, разбросанные в данный момент по городу.

Потенциал региона в сфере грузопотоков руководитель УФТС оценивает как весьма перспективный. «В Самарской обл., в отличие от многих регионов, очень большой объем внешнеторговой деятельности, имеющей тенденцию роста на 15-20% в год. Если брать общий объем внешней торговли губернии, то более 70% приходится на таможенное оформление экспортных потоков. Лишь 27-28% выпадает на импорт», — говорит Васильев. На прошлой неделе стало известно, что Самарскому региону вряд ли удастся реализовать свои амбиции в плане приобретения статуса одного из крупнейших логистических центров.

Напомним, что ранее экс-министр транспорта, связи автомобильных дорог правительства обл. Борис Ардалин заявлял о необходимости строительства терминала на 170 тыс. контейнеров. Под это дело планировалось привлечь более 6,5 млрд. р., 50% от этой суммы планировалось привлечь из Федерального инвестиционного фонда. Как оказалось, в соответствующих министерствах в Москве не видят необходимости создания подобного центра в Самаре. И это учитывая, что областное правительство с прошлого года уже успело потратить на проектирование более 491 млн. р. Пока авторы логистических проектов будут работать, не сообразуясь с интересами УФТС, их планы не пойдут дальше чертежей или мертвых корпусов центров логистики.