Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (204) | 29 октября 2007г.
 

Виктор Клевлин:

Для мэрии собственник жилья – перспективный партнер

Татьяна Никонорова

До 1 января собственники жилья в многоквартирных домах должны определиться с формой управления принадлежащего им жилого фонда. При этом жилищное законодательство предполагает два пути — передачу этих функций в управляющие компании и создание товарищества собственников жилья (ТСЖ). Однако не следует забывать, что с наступлением 1 января реформирование отрасли ЖКХ не заканчивается. О своем видении роли и функций УК и ТСЖ корреспонденту «Хронографа» рассказал директор ООО «Производственный жилищно-ремонтный трест» (ПЖРТ) Виктор КЛЕВЛИН.

- Виктор Николаевич, за последние годы подход к отрасли ЖКХ существенно поменялся. Эксперты отрасли до сих пор спорят о том, какая форма управления жилфондом предпочтительнее. Какой позиции придерживаетесь вы?

- В ЖКХ необходимо создавать и эффективною использовать саморегулирующиеся организации. В этом вопросе я сторонник того, чтобы Жилищный кодекс был окончательно реализован, в частности, в нем были закреплены сроки выбора собственниками жилья формы управления своим жилфондом без внесения дальнейших изменений. Очень хочется, чтобы в сфере ЖКХ появилась нормативно-правовая база МСУ, отвечающая современным потребностям нашего общества. А потребности довольно жесткие. Нам необходимо в кратчайшие сроки — 2-3 года — привести в порядок и жилой фонд, и внутриквартальные распределительные сети. Как бы ни критиковали новый ЖК, в нем есть кардинальное отличие от тех нормативно-правовых документов, которые регламентировали отрасль ЖКХ ранее. В отличие от всех предыдущих документов, в нем заложены принципы формирования ТСЖ, а это как раз

прообраз тех саморегулирующихся организаций, о которых я говорил чуть ранее. Если помните, ЖК вступил в действие в 2005 г. И с 2005 г. выбор формы управления жилфондом, обязательный для каждого собственника жилья, постоянно откладывался. Если в этом году вопрос с выбором способа управления жилым фондом не будет отложен в долгий ящик, то в сфере ЖКХ, я считаю, можно будет добиться существенных подвижек.

- Как вы представляете себе позицию муниципалитета, когда большая часть будет управляться через волеизъявление собственников жилья?

- Приватизация квартир еще не закончена. И сейчас, и после ее окончания у муниципалитета останется достаточно большое количество жилого фонда, который точно так же будет нуждаться в управлении. На месте муниципалитета я бы уже сейчас призывал собственников жилых помещений принять большее участие в судьбе собственного жилого фонда.

Потому что для мэрии собственник жилья — это перспективный стратегический партнер. Тем более что это партнерство будет основано на схожих активах, а также схожих задачах и обязанностях — поддержание жилого фонда в хорошем состоянии.

- Каким образом можно выстроить это сотрудничество между муниципалитетом и ТСЖ и к чему подобное сотрудничество в конечном итоге должно привести?

- В пределах квартала необходимо создавать ТСЖ, это как раз и будет самоуправляющаяся организация. Надо четко понимать, к чему мы в настоящий момент должны привести ТСЖ. Мы должны привести их к тому, чтобы они стали полноценными управляющими организациями. В полном объеме ТСЖ станет управляющей компанией только тогда, когда на вторичном рынке жилья будет произведен ремонт, а также восстановление тех сетей, которые уже проложены. Но уже сейчас ТСЖ должно частично брать на себя некий объем тех функций, которые ему уготованы в последующем. Поверьте мне, товарищества собственников жилья справятся с жилым фондом не хуже, чем сейчас это делают наши организации. Те реорганизации, которые проводятся у нас сейчас, показывают собственникам, какие способы управления могут быть, как можно добиться оптимизации расходов на содержание жилого фонда, как можно производить налоговые оптимизации. По поручению президента государство рассматривает поправки в Налоговый кодекс, которые гарантируют льготы для ТСЖ. Поэтому для собственников жилья нет ничего проще и лучше, как создать некоммерческую организацию, каковой будет ТСЖ, и заниматься этим.

- Какая разница, кто будет заниматься управлением жилого фонда -муниципалитет через компании либо

ТСЖ, тем более что средства на это будут взыскиваться исключительно за счет квартплаты?

- Попытка заняться созданием саморегулирующих организаций была в период правления Жилкина, на основании ФЗ о ТСЖ 1996 г. Тогда были проделаны первые попытки муниципалитета организовать реконструкцию многоквартирных домов. В тот момент процесс затормозили проблемы по оформлению кондоминиума. Впоследствии муниципальные власти решили не обращаться к этой форме управления собственностью, в принципе, это и дискредитировало и само ТСЖ, и такое понятие, как кондоминиум. Это все привело к тому, что конкуренция в сфере ЖКХ так и не появилась.

Задача реформы ЖКХ состоит и в том, чтобы сделать собственников жилья богаче. Подсчитайте сами: земля, которая должна входить в красные линии, является общедолевой собственностью. Представьте себе несколько домов, которые находятся в пределах одного двора. Единое землевладение при желании можно использовать как залоговый инструмент для привлечения кредитных средств. На эти средства можно отремонтировать жилой фонд. Рассчитываясь, необходимо использовать компенсации из федеральных, региональных и муниципальных средств, поскольку в законе о фонде содействия реформированию ЖКХ это заложено. Посмотрите, согласно ФЗ -131 МСУ и бюджетирование предусмотрены даже в малых селах. А у нас в кварталах сейчас проживают десятки тысяч человек. По сути, я глубоко уверен в этом, собственники жилья имеют право на то, чтобы претендовать на долю в городском бюджете, в его расходной части. Для выполнения уставных функций. Например, в благоустройстве, содержании жилого фонда, а также ремонте сетей. Но самое главное заключается в том, что жители становятся участниками ценообразования. Представьте себе, обладая внутриквартальными и внутридомовыми сетями, можно торговаться с теми, кто поставляет энергоресурсы. Ведь при плановом хозяйстве поставщики энергоресурсов выплачивали возмещение за пользование внутридомовыми сетями, по которым ресурс доходил до конечного потребителя.

- У вас достаточно нетипичное видение того, какой должна быть роль ТСЖ в работе над поддержанием состояния жилфонда. А какую роль вы отводите управляющим компаниям?

- В далекой перспективе это должны быть консалтинговые компании, а также представляющие интересы муниципалитета, если в жилом фонде сохранится его доля. За локальными УК должна остаться организация всего того, что связано с обслуживанием, а все то, что связано с повышенной опасностью, должно быть передано профессиональным управляющим компаниям. Может быть, за УК будет оставлена организация торгов, правовое обслуживание, может быть, разработка предложений по развитию территории, проведение реконструкций, т.е. там, где требуется проектно-сметное, технологическое сопровождение и просто высокая специализированная квалификация.