Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (197) | 17 сентября 2007г.
 

Тревожный звонок

Сберкарт может лишить NCC шанса стать федеральной платежной системой

Вячеслав Ильин

На прошлой неделе один из основных финансовых партнеров ФГУП «Рособоронэкспорт» -московский ЗАО «Новикомбанк» — стал акционером ЗАО «Сберкарт». Это может означать, что Рособоронэкспорт, фактически контролирующий АВТОВАЗ, намерен поддержать Сберкарт в качестве национальной платежной системы. Такое решение может нелучшим образом сказаться на дальнейшей деятельности бывшей стопроцентной «дочки» АВТОВАЗа — ЗАО «Национальные кредитные карточки», также претендующей на ранг общероссийской системы.

Созданием общероссийской платежной системы в противовес Visa и MasterCard российский Центробанк озаботился уже давно. Однако конкретные шаги начали предприниматься лишь недавно — в конце августа представители ЦБ провели встречу с руководителями банков-лидеров рынка пластиковых карт. На ней шла речь о создании в России национальной платежной системы, через которую, возможно, пойдут выплаты зарплат бюджетникам. В 2006г. российские бюджетники в виде заработной платы получили свыше 6 трлн. р., а к 2009г. эта цифра увеличится до 9 трлн. р. В настоящий момент самыми крупными локальными платежными системами в РФ являются «Золотая корона» и «Сберкарт». Еще одним претендентом на звание общероссийской системы является тольяттинское ЗАО «Национальные кредитные карточки» (NCC, сейчас — NCC/UC).

Эта организация была создана в августе 1994г. На тот момент одним из основных акционеров компании был тольяттинский АВТОВАЗБАНК, являвшийся тогда опорным банком ОАО «АВТОВАЗ». Позже NCC полностью перешла под контроль предприятия. Сейчас в платежную систему NCC/UC входит 15 коммерческих банков, в основном из Самары и Тольятти. Именно на основе карт NCC был реализован зарплатный проект ВАЗа. Как указано на сайте компании www.web.ncc.volga.ru, «своей главной целью ЗАО «Национальные кредитные карточки» видит построение платежной системы национального масштаба путем ведения совместной деятельности с заинтересованными банками-участниками...».

Шансы NCC/UC на реализацию этого проекта были достаточно велики, поскольку до недавнего времени компания являлась 100-процентной «дочкой» АВТОВАЗа, который в свою очередь фактически контролируется ФГУП «Рособоронэкспорт». Сегодня NCC контролируется группой бывших топ-менеджеров АВТОВАЗа. Поддержка со стороны материнской компании и организации, ее контролирующей, могла позволить NCC/UC превратиться из локальной платежной системы в общенациональную. Тем более что позиции тольяттинцев были подкреплены приобретением московской платежной системы «Юнион карт».

Однако на прошлой неделе стало известно, что один из основных финансовых партнеров Рособоронэкспорта — московский Новикомбанк — стал акционером ЗАО «Сберкарт». Это может означать, что планы руководства этой организации в отношении NCC изменились. Не исключено, что Рособоронэкспорт намерен поддержать Сберкарт в качестве основного кандидата на роль общенациональной платежной системы. Для NCC/UC при неблагоприятном развитии событий это может означать потерю поддержки со стороны крупнейшего тольяттинского партнера при реализации своих федеральных планов. Если Рособоронэкспорт начнет ориентировать свои предприятия на работу со Сберкартом, это может лишить NCC/UC зарплатного проекта АВТОВАЗа.

Впрочем, по мнению одного из самарских банкиров, не исключен другой вариант. Центробанк может поддержать формирование двух альтернативных платежных систем общероссийского масштаба, одной из которых и может стать NCC/UC. Еще одним вариантом является сотрудничество Сберкарта и NCC/UC в этом направлении. По словам топ-менеджера одного из тольяттинских банков, собственники NCC/UC заинтересованы в развитии проекта на всю территорию страны и отказывать от этих планов не намерены.

Вице-президент, директор департамента платежных систем ОАО «АВТОВАЗБАНК» Марина Кардакова заявила, что «в настоящее время банк работает с NCC/UC по всей России. Количество эмитированных банком карт приближается к 200 тыс., а ежемесячный суммарный оборот достигает 1 млрд. р.». Причем только карты NCC являются основой зарплатного проекта, реализуемого АВТОВАЗБАНКОМ. По мнению Кардаковой, в случае если Рособоронэкспорт и АВТОВАЗ переориентируются на Сберкарт, «в первую очередь пострадают сотрудники АВТОВАЗа. «За 7 лет сотрудничества АВТОВАЗБАНКа и NCC/UC была создана мощная сеть банкоматов, аналог которой построить в короткие сроки невозможно. К тому же сотрудники АВТОВАЗа привыкли к широким сервисным возможностям карты NCC/UC. Сегодня сервисные функции NCC/UC намного шире, чем у Сберкарта», — пояснила Кардакова. Но на тольяттинские банки это особого влияния не окажет, считает Кардакова, приводя в пример АВТОВАЗБАНК, у которого доля карт ВАЗа не превышает 10% в общем объеме эмиссии. При этом, по словам Марины Кардаковой, сотрудничество NCC/UC и Сберкарта возможно «в рамках создания национальной платежной системы, вопрос об организации которой обсуждался в ЦБ РФ».

Получить комментарии в NCC/UC не удалось.

Справка:

На 1 февраля 2007 г. количество банков-участников NCC/UC составляло 15, общее количество эмитированных карт — 475 тыс., количество банкоматов — 583.

По данным сайта www.web.ncc.volga.ru