Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (197) | 17 сентября 2007г.
 

Реформа от Группы «СОК»

Самара лишится муниципального транспорта

Екатерина Жукова

Существенные реформы городского транспортного хозяйства, проводимые нынешним руководством департамента транспорта городской администрации Самары, перестают быть тайной за семью печатями. И уже сейчас есть все основания предполагать, что «под нож» пойдут не только муниципальные автобусы, но и электрический транспорт.

Откуда ноги растут

Официально идея реформирования городского муниципального транспорта Самары была озвучена зимой в конце 2006 г. Тогда, на встрече с журналистами, глава городского департамента по транспорту Валерий Графский (на фото) заявил, что муниципальные предприятия в основном работают себе в убыток и находятся на грани банкротства, а соответственно, не способны конкурировать с частными компаниями, на чью долю и приходится большая часть пассажирских перевозок в областной столице. Тогда же было озвучено, что 80% парка самарских АТП изношено и необходимы закупки новой техники. Как вариант были предложены китайские автобусы. Только в тот момент никто не говорил, что куплены они будут для частной структуры ОАО «АТП-3», в которую был превращен муниципальный Автобусный парк №3, и проезд в них, почти «муниципальных», тоже будет платным для всех, включая льготников. Контрольный пакет ОАО принадлежит МП «Самараавтотранс». По мнению части экспертов «Хронографа», авторы и исполнители столь занятной рокировки — представители Группы «СОК».

Предыдущим местом работы Графского были структуры, подконтрольные Группе «СОК» (руководил реорганизацией ОАО «АВТОВАЗтранс», в период, когда Группа «СОК» взяла эту стопроцентную дочку АВТОВАЗа в управление. -Прим. ред.).

Сегодня группа практически получила контроль над значительной частью пассажирских перевозок в городе. Потому как именно департамент транспорта выдает лицензии коммерческим структурам. Предполагается, что все транспортные МП должны быть реорганизованы, объединены и уплотнены.

Характерный пример — ситуация вокруг Автобусного парка № 1. Часть его сотрудников попала под сокращение, часть переведена на другие места работы. Вместо автобусного парка создано коммерческое транспортное предприятие, которое и займет освободившиеся площади. Но не все: часть территории решено сдавать по договору в аренду частным извозчикам, где им помимо площадки предложено техобслуживание, медицинский контроль и сопровождение маршрута. Автобусный парк №4 летом также подвергся реорганизации. Есть информация, что на очереди Автобусный парк №5.

События последнего времени дают все основания предположить, что эта волна перемен затронет не только автобусный парк Самары. Эксперты считают, что «под сокращение» попадет транспорт электрический.

Есть что делить

На сегодняшний день в состав самарского ТТУ входит 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, 8 вспомогательных служб, 34 тяговые телеуправляемые подстанции. Депо и вспомогательные службы занимают значительные территории в разных частях города, в том числе и центральных районах Самары. Особый интерес для потенциальных инвесторов могут представлять отделение №1 объединенного троллейбусного депо (обслуживает маршруты 2, 3, 4, 5, 6, И, 16, 17; располагается по адресу: ул. Чкалова, 91) и городское трамвайное депо (маршруты 1, 3, 4, 5, 13, 15, 16, 18, 22, 23; ул. Коммунистическая, 8). На фоне дефицита земли под застройку в перспективных районах города интерес к этим площадкам становится более чем понятным. Из объектов социальной сферы ТТУ сейчас владеет клубом культуры, санаторием-профилакторием, летней базой отдыха в районе с. Рождествено, тремя детскими садами (один — с ясельной группой), медсанчастью, пятью общежитиями и речным «омиком», перевозящим сотрудников на летнюю базу отдыха, которая в перспективе должна была стать круглогодичной. Возможно, содержание этих активов в планы потенциальных захватчиков и не входит, а вот реорганизация и кардинальная перестройка — наверняка.

Более того, как сообщил источник «Хронографа», знакомый с ситуацией, не исключено, что эту реорганизацию будет сопровождать и отстранение от должности, или, по крайней мере, понижение в статусе нынешнего руководителя ТТУ Владимира Водолазова. То, что у него с руководством городского департамента транспорта отношения не сложились с самого начала, — факт небезызвестный. По информации того же источника, Водолазову неоднократно предлагали сменить руководителей экономической, юридической и строительной служб. Однако глава ТТУ неизменно отвечал отказом. Реакция не заставила себя долго ждать. Департаментом транспорта были инициированы многочисленные проверки состояния парка ТТУ. По их результатам одно из троллейбусных и трамвайных депо решено закрыть до конца года. Формальный повод проверок — прошлогоднее ДТП с участием трамвая, в результате которого погибли люди. Для того чтобы понять, что парк трамваев и троллейбусов изношен и тех средств, которые муниципалитет выделяет ТТУ, явно недостаточно на стопроцентный капремонт, комиссии департамента понадобился почти целый год.

Эта же комиссия установила, что основную часть парка уже нет смысла ремонтировать. Ее надо менять. А вот тут-то и было принято соломоново решение: зачем покупать новую технику, тратить деньги муниципалитета, если можно просто все ликвидировать путем реорганизации.

Можно предположить, что часть парка Троллейбусного депо №1 будет списана, оставшееся распределено по другим предприятиям. По примеру вышеупомянутой реформы автобусных парков. А что делать с освобожденными площадями — решать уже не ТТУ. В свете этих проверок тот факт, что из-под контроля ТТУ был выведен и такой непрофильный бизнес, как размещение рекламы, который приносил предприятию определенные доходы, выглядит совсем уж мелочью.

Т. е. в обозримом будущем город может остаться вовсе без какого-либо муниципального общественного транспорта. В принципе, во многих развитых странах городские троллейбусы и трамваи — это своеобразный атавизм. Муниципалитеты сохраняют их для туристов, беднейших слоев населения или для истории. Как, например, оставили подземку в Лондоне. Одна беда: Самара не Лондон. И система общественного транспорта без транспорта электрического в наших городах существовать пока не может.

«Хронограф» будет следить за развитием событий.

Справка:

В настоящий момент в Самаре работает пять муниципальных автотранспортных предприятий. На линии в будние дни выходит 370 автобусов, 297 трамваев и 165 автобусов. За сутки они перевозят 514 тыс. пассажиров. В год эта цифра составляет 187,7 млн. чел. Всего в городе насчитывается 84 автобусных, 22 трамвайных и 17 троллейбусных маршрутов. Общий пробег автобусов составляет 19 млн. км в год, трамваев — 25 млн., троллейбусов -10,6 млн. в год, метро — 2 млн. в год.

В настоящее время парк ТТУ состоит из 420 трамвайных вагонов и 240 троллейбусов. Подготовка кадров для ТТУ производится Самарским техникумом транспорта и коммуникаций. Кафедра «Городской электротранспорт» Самарской государственной академии путей сообщения использует ТТУ как базовое предприятие для подготовки специалистов высшего звена и располагается в Кировском трамвайном депо.

Цитата:

С 1 июля в Самаре прекратила свою работу столовая при Автобусном парке №1 на ул. Мориса Тореза. И это несмотря на то, что по итогам прошлого года предприятие показало прибыль. Теперь все сотрудники муниципальных транспортных предприятий, чтобы пообедать, вынуждены добираться на другой конец города. По имеющейся информации, это помещение будет передано коммерческой структуре. Некоторые эксперты не исключают, что в качестве возможного варианта объект будет сдан в аренду Группе «СОК», которая в этом же районе намерена разместить очередной автоцентр Toyota.