Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (920) | 22 апреля 2024г.
 

Терентьев не против

Освоения средств налогоплательщиков в тандеме с СК «Трансмост»

Татьяна Федорова

С 1 по 5 апреля министерство транспорта и автомобильных дорог (минтранс) Самарской обл. подписало четыре контракта на содержание двух самарских автомобильных мостов — Фрунзенского и Кировского — и подъездных путей к ним. Госзаказы достались ООО СК «Трансмост» и ГКП СО «АСАДО». Их тандем по освоению средств налогоплательщиков сформировался на заказах по двум этим мостам еще в 2023 г. В отличие от убыточного государственного АСАДО, частное ООО СК «Трансмост» получает на минтрансовских контрактах прибыль. Складывается впечатление, что гендиректора ГКП СО «АСАДО» Владимира ТЕРЕНТЬЕВА устраивает возникновение такого тандема.

7 марта 2024 г. в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок были размещены условия электронного аукциона №0842200002124000026 за право содержания «мостовых сооружений перехода «Фрунзенский» в г. о. Самара». Стартовая цена заказа была заявлена в размере 21,02 млн р. Заявки от желающих поучаствовать в аукционе принимались до 15 марта. Заказчиком выступил минтранс. В конкурсных процедурах за право обслуживать Фрунзенский автомобильный мост через р. Самару участвовали три лица. Победителем было признано ООО СК «Трансмост» (ИНН 6316233933). Оно согласилось исполнить услугу за 18,71 млн р. Контракт между минтрансом и ООО СК «Трансмост» был подписан 1 апреля. Срок исполнения работ установлен с даты заключения контракта и до конца октября 2024 г. В рамках этого контракта ООО СК «Трансмост» предстоит очищать «проезжую часть, тротуары, лестницы, водоотводные лотки, пролетные строения, ограждения, дорожные знаки и опорные части», а также проводить текущий ремонт.

Тем не менее ООО СК «Трансмост» будет на Фрунзенском мосту не одно. Также 7 марта в ЕИС появились условия открытого конкурса в электронной форме №0842200002124000024, связанного с правом содержания Фрунзенского моста. Объект закупки — «Выполнение работ по содержанию мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр — Поволжье — Урал».

I этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки. II этап (очередь): от ул. Шоссейной до границы г. о. Самара». На эти работы выделили 77,42 млн р. Поставщик услуги должен будет провести аварийно- и ремонтно-восстановительные работы, следить за линиями электроосвещения и светофорами. На открытый конкурс заявилось три претендента. Победителем было признано ГКП СО «АСАДО». Оно согласилось выполнить работу за 75,48 млн р. Контракт между минтрансом и АСАДО по этому объекту был заключен 1 апреля.

В таком же тандеме ООО СК «Трансмост» и ГКП СО «АСАДО» будет в течение летнего периода заниматься содержанием мостового перехода «Кировский» через р. Самару. Для этих целей в марте по заказу минтранса были проведены аналогичного рода формальные тендерные процедуры. Далее минтранс заключил 1 апреля контракт по Кировскому мосту с ООО СК «Трансмост» (на 15 млн р.) и 5 апреля — с АСАДО (350,44 млн р.).

Работы по содержанию Фрунзенского и Кировского мостов с подъездными путями к ним по своим профилям полностью соответствуют тому, для чего создавалось государственное АСАДО. Тем не менее с 2023 г. госзаказы по двум этим мостам вдруг стали делить на двоих. Причем ООО СК «Трансмост» в этом тандеме возникло в 2023 г., сразу после появления в нем в 2022 г. нового руководства и соучредителей. ООО СК «Трансмост» было создано в Самаре в апреле 2017 г. Основным видом деятельности при его регистрации было выбрано строительство мостов и тоннелей. До мая 2022 г. ООО СК «Трансмост» принадлежало Виталию Кацубину. С 26 мая 2022 г. директором ООО СК «Трансмост» записан Олег Загородний. Перед этим, 12 мая 2022 г., совладельцами ООО СК «Трансмост» стали Александра Смирнова (49%) и Миннерой Насардинова (51%). Александра Смирнова является дочерью Олега Загороднего. В сентябре 2023 г. деятельность ООО СК «Трансмост» была проверена Управлением по вопросам миграции ГУ МВД по Самарской обл. В результате были выявлены нарушения.

Поток госконтрактов обрушился на ООО СК «Трансмост» после его перехода под контроль Олега Загороднего и его дочери Александры Смирновой. С момента их появления в ООО СК «Трансмост» компания получила 12 госзаказов на сумму 323,2 млн р. По итогам 2023 г. ООО СК «Трансмост» отчиталось о выручке 263 млн р., что на 103 млн р. больше, чем в 2022 г. Растет у ООО СК «Трансмост» и размер полученной прибыли. По итогам 2022 г. прибыль составляла 5,9 млн р. В 2023 г. она достигла 11,5 млн р.

В отличие от партнера по тандему, ГКП СО «АСАДО» из года в год терпит убытки. По итогам 2022 г. при выручке в 2,5 млрд р. убыток АСАДО составил 76,3 млн р. За 2023 г. АСАДО отчиталось о выручке в 3,1 млрд р. и о полученном при этом убытке в 68,4 млн р.

Сопоставляя показатели ООО СК «Трансмост» и ГКП СО «АСАДО», легко прийти к выводу, что, в отличие от частной компании, государственное казенное предприятие (ГКП) на работах по содержанию дорог и мостов получает только убытки. В существующих реалиях это представляется вполне объяснимым. Более того, подобного рода закономерность могла стать реальной причиной возникновения тандема в лице ООО СК «Трансмост» и ГКП СО «АСАДО» на двух крупнейших мостах Самары. Похоже, генерального директора ГКП СО «АСАДО» Владимира Терентьева это вполне устраивает. В противном случае какой смысл ему терпеть у себя под боком того, чьи работы его АСАДО вполне способно исполнить? Да скорее всего, и исполняет.

В данном случае речь вполне может идти о классической коррупционной схеме. Исполнение работы делится между государственным и частным субъектами. При этом реальные работы выполняются именно государственным субъектом. Для этого желательно, чтобы госкомпания физически присутствовала на обслуживаемом объекте. Благо никому дела нет до его избыточных расходов. Соответственно, частная компания исполняет роль чистого бюджетоприемника, фактически не несущего затрат. Она могла бы тоже показывать убытки, но это было бы уж слишком откровенным подводом для реакции надзорных и фискальных органов. Если же работать соблюдая рамки приличия, то все будут делать вид, что ничего заслуживающего внимания не происходит.