Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (917) | 1 апреля 2024г.
 

Субсубарендатор Назаретян

Контролирует причальную стенку сызранского речпорта

Георгий Кизельгур

21 февраля Арбитражный суд Самарской обл. привлек к ответственности сызранского предпринимателя Арарата НАЗАРЕТЯНА (на фото) за нарушения при эксплуатации гидротехнических сооружений. С декабря 2020 г. в субсубаренде у него находится «береговое укрепление порта протяженностью 262,74 м», расположенное в сызранском речном порту. Объект, выполняющий роль причальной стенки, ушел в субсубаренду Назаретяна при содействии директора сызранского филиала АО «Самарский речной порт» (СРП) Виктора ЯНИНА, сына бывшего главы г. о. Сызрань (1992-2004 гг.) Василия ЯНИНА.

Бдительность прокуратуры

Сызранская транспортная прокуратура в соответствии с поручением Приволжской транспортной прокуратуры проверила соблюдения требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений. В ходе проверки переданного ИП Назаретян «берегового укрепления» были выявлены нарушения технического регламента. Стоит отметить, что технический регламент применяется в т. ч. в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура. Прокуратура установила, что на объекте отсутствуют «паспорт на берегоукрепительное сооружение, разрешительная и техническая документация, план оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, а также квалифицированный персонал (гидротехник), обслуживающий сооружение». Прокуратура пришла к выводу: «Деятельность ИП Назаретяна не обеспечивает безопасную эксплуатацию судов, не гарантирует безопасность членов экипажей, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также его действия могут привести к иным тяжким последствиям».

9 ноября 2023 г. Сызранская транспортная прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. 21 ноября прокуратура направила заявление в Арбитражный суд Самарской обл. 24 ноября 2023 г. дело было принято к производству под №А55-37949/2023.

21 февраля суд удовлетворил иск и. о. Сызранского транспортного прокурора Дениса Марданшина к ИП Назаретяну. Арарат Назаретян был привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов). Наказание было вынесено лишь в виде предупреждения. Суд отметил, что действия Назаретяна «не свидетельствуют о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций, наличии имущественного ущерба». Вопросы этих угроз можно оставить на откуп специалистам. Тем не менее инициированное прокуратурой судебное разбирательство вскрыло немало особенностей деятельности сызранского филиала СРП.

Роль нижегородской «Авроры»

Из материалов арбитражного дела №А55-37949/2023 следует, что, согласно свидетельству о государственной регистрации от 23 апреля 2004 г., береговое укрепление является собственностью Российской Федерации. В соответствии с договорами субаренды (от 5 сентября 2019 г., 5 августа 2020 г., 5 июля 2021 г., 5 июня 2022 г. и 19 апреля 2023 г.), заключенными между ООО «Аврора» и СРП «в лице директора Сызранского речного порта», береговое укрепление передано СРП в субаренду. Этот факт имеет показательную предысторию.

В начале 2013 г. была распространена информация о том, что право на аренду объектов СРП в Сызрани через областной центр выиграло ЗАО «Аврора» (ИНН 5262282714). В частности, этими объектами могли стать грузовая причальная стенка и примыкающая к ней территория, причальная стенка для пассажирских судов, причал паромной переправы, железнодорожные пути и внутрипортовые дороги (см. «Хронограф» №24 (468) от 15.07.13).

Объекты Сызранского речпорта находятся в частных руках.
Объекты Сызранского речпорта находятся в частных руках.

ЗАО «Аврора» было образовано в октябре 2012 г. в г. Нижнем Новгороде. Основным видом деятельности ЗАО «Аврора» при создании была заявлена сдача внаем собственного недвижимого имущества. При создании этого акционерного общества был сформирован уставный капитал 10 тыс. р. Единственным учредителем и директором ЗАО «Аврора» была обозначена Татьяна Джумаева (см. «Хронограф» №7 (451) от 4.03.13). Уже в 2013 г. в решении отдать в аренду стратегически важные объекты сызранской портовой государственной инфраструктуры в аренду только что созданному ЗАО «Аврора» не просматривалось какой-либо здравой логики. По сути, договор аренды мог понадобиться лишь для того, чтобы стать ключевым нематериальным активом ЗАО «Аврора». Вскоре эта версия получила свое подтверждение.

В августе 2013 г. директором ЗАО «Аврора» стал Антон Рыжков. 15 августа 2014 г. ЗАО «Аврора» прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ООО «Аврора» (ИНН 5262304598). По итогам реорганизации ООО «Аврора» сохранило нижегородскую прописку, основной вид деятельности, директора своего одноименного предшественника, а также договор аренды причалов сызранского порта. При этом уставный капитал удвоился и достиг 20 тыс. р. Хотя это не более чем результат слияния двух юрлиц с уставным капиталом в 10 тыс. р. Учредителями с равными долями в капитале ООО «Аврора» стали Антон Рыжков и Яна Шургалина. Просуществовало ООО «Аврора» недолго. 3 февраля 2015 г. оно прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения на ООО «Аврора» (ИНН 5260404491) и ООО «Авиалайнер».

ООО «Аврора» с новым ИНН зарегистрировано в г. о. Самара. Основным видом деятельности общества стала аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. При этом оно унаследовало тот самый договор аренды причалов сызранского порта. Единственным учредителем самарского ООО «Аврора» с 30 сентября 2015 г. является СРП.

С 2015 по 2018 г. ООО «Аврора» руководил Сергей Пойда, который впоследствии, с мая 2021 г. по ноябрь 2022 г., исполнял обязанности директора СРП. С января 2021 г. директором ООО «Аврора» был записан Сергей Ермаков, бывший руководитель СРП. Позже, в июле 2021 г., в ЕГРЮЛ была внесена запись: «Сведения о руководителе Ермакове Сергее Александровиче признаны недостоверными». В августе того же года эта запись была удалена. Со 2 ноября 2021 г. директором ООО «Аврора» является Иван Квасюк.

Появление в портовой инфраструктуре даже одного подобного посредника явно может указывать на создание схемы удобного бюджетоприемника. Через него могут производиться отгрузка товара, заключение финансово емких договоров и прочее, но и этого портовикам показалось мало.

На основании договоров вторичной субаренды (субсубаренды) (от 1 декабря 2020 г., от 5 июля 2021 г., от 5 июня 2022 г., от 5 мая 2023 г. (срок субсубаренды — по 4 апреля 2024 г.) причальные стенки сызранского порта под видом «берегового укрепления» переданы во временное пользование Назаретяну. Эти договоры были заключены между ИП Араратом Назаретяном и СРП в лице Виктора Янина.

В рамках этих договоров вторичной субаренды Назаретян взял на себя обязательства обеспечивать соблюдение требований безопасности эксплуатации объекта, в т. ч. требования Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Причем в материалах суда отмечено: «Причал — гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов».

Можно сказать, что, по сути, это объект стратегического значения, на котором в порту может быть завязано многое, если не все. Тем более удивительной может выглядеть необходимость передачи «берегового укрепления», а по сути, причальной стенки, в частные руки, да еще в такой форме, как субсубаренда. Вряд ли посредник в лице ООО «Аврора» понадобился здесь просто так.

Какие услуги Сызранский речпорт оказывает через Назаретяна? И оказывает ли? Вопрос открытый. Зато может быть вполне очевидным, что такое использование объекта ставит под серьезное сомнение перспективы перемещения в Сызрань основной базы СРП, информация о чем появлялась неоднократно (см. «Хронограф» №39 (863) от 5.12.22).

Следует напомнить и о планах по развитию туризма в Сызрани, в т. ч. круизного, с использованием объектов порта. Сызрань то включалась в официальные круизные маршруты, то исключалась из них, то прекращала, то возобновляла прием пассажирских судов. Во многом положительное решение этого вопроса упиралось в якобы недостаточную глубину дна в зоне швартовки и подхода к ней.

Сызрань — это транспортные ворота не только самарского региона. Причем наличие здесь перевалочной базы с водного транспорта на наземные виды позволяло бенефициарам этих процессов успешно развивать экспансию своих строительных проектов в регионы, находящиеся чуть западнее Самарской обл. и не имеющие дешевых водных путей доставки таких грузов, как песок, щебень и т. д.

Участь генерала Симченкова

Каковы бы ни были планы и проекты, озвучиваемые на уровне руководства Самарской обл., в Сызрани они могут упереться в амбиции Назаретяна. Он же и его семья вполне могут быть заинтересованы в использовании объектов порта как приложения к деятельности собственного гостинично-развлекательного комплекса «Каскад».

Осенью 2020 г. в Сызрани имели место показательные «движения» с землей в интересах Григория Назаретяна — брата Арарата Назаретяна. Григорию Назаретяну было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка в этом районе «Спорт». Руководитель комитета по строительству и архитектуре администрации г. о. Сызрань Алексей Черников в 2021 г. в ответе на официальный запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» так и заявил: «Вид использования «Строительство речного вокзала» изменен на «Спорт».

В том же 2021 г. на интернет-сервисе «Авито» было размещено объявление о продаже комплекса «Каскад» (см. «Хронограф» №6 (787) от 24.02.21). Судя по тому, что Арарат Назаретян по-прежнему имеет интерес в районе речпорта, сделка могла не состояться. Более того, т. к. в 2024 г. может быть подписан новый договор субсубаренды берегового укрепления, предприниматель не собирается упускать из рук потенциально прибыльный объект. Тем более что на его стороне может выступать Виктор Янин. Депутат думы г. о. Сызрань VI-VIII созывов (2013-2028 гг.) не достиг ни одной из тех высот, что в свое время покорились его отцу Василию Янину. В сызранском филиале СРП он тоже выглядит банальным торговцем: филиал не добывает песок, не перевозит его, он только им торгует. При этом именно подписи Виктора Янина стоят под договорами вторичной субаренды. Если раньше эти документы были подписаны при прежних руководителях СРП, то с ноября 2022 г. — уже при новом его генеральном директоре — генерале ФСИН России Олеге Симченкове (см. «Хронограф» №9 (874) от 20.03.23).

Не имеет смысла гадать, что именно заставило Олега Симченкова полностью довериться Василию Янину в таких тонких и очень меркантильных вопросах, как выстраивание субарендных отношений с Назаретяном. Впрочем, вскрытые прокурорской проверкой нарушения, могут стать триггером для серьезных перемен. Генерал в запасе Симченко должен понимать, что такие, как он, на посту директора СРП приходят и уходят, а директор сызранского филиала Янин всегда остается.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.