12 сентября начнется рассмотрение апелляционной жалобы администрации г. о. Тольятти на решение нижестоящего суда по иску московского ООО «Атлант-СК» Алексея ШИЛО. Велика вероятность, что по итогам процесса департамент дорожного хозяйства и транспорта г. о. Тольятти (ДДХиТ), возглавляемый Павлом БАННОВЫМ (на фото), будет вынужден возобновить действие контракта с москвичами. В ходе зачистки тольяттинского рынка дорожного строительства, видимо, под бизнес-группу Вячеслава СОНИНА Баннов оказался не в состоянии выдавить с привлекательного объекта «Атлант-СК».
Появление варягаООО «Атлант-СК» удалось пробиться на тольяттинский рынок дорожного строительства осенью 2021 г. Закупочная комиссия пыталась заблокировать стремление этого московского юрлица получить муниципальный контракт (см. «Хронограф» №35 (816) от 25.10.21). Отстаивать свои притязания на освоение более 214 млн р. ООО «Атлант-СК» пришлось посредством обращения в УФАС России по Самарской обл. В итоге в октябре 2021 г. чиновники были вынуждены передать на исполнение ООО «Атлант-СК» контракт на капитальный ремонт ул. Никонова, от ул. Железнодорожной до ул. Ингельберга, в Комсомольском р-не г. о. Тольятти. Генеральным директором и единственным учредителем ООО «Атлант-СК» является Алексей Шило — данные сведения отражены в выписке из ЕГРЮЛ. Организация зарегистрирована в г. Москве. Выручка ООО «Атлант-СК» по итогам 2022 г. немногим превысила 156 млн р. Сумма по государственным и муниципальным контрактам, выигранным ООО «Атлант-СК», — около 1,2 млрд р. Все контракты, за исключением последнего, исполнялись фирмой Алексея Шило в Москве. Тольяттинский контракт стал для ООО «Атлант-СК» дебютом за пределами столицы. Негостеприимное настроение местных распределителей имеет объяснение. Летом 2021 г. Баннову удалось избавиться от другой московской фирмы — ООО «Техлайн». Последней, удалось взять верх в противостоянии с местными чиновниками и получить контракт ценой около 180 млн р. на ремонт ул. Громовой. Дальнейшие события были похожи на саботаж выполяемых ООО «Техлайн» работ (см. «Хронограф» №25 (806) от 12.07.21). В течение лета 2021 г. ул. Громовой была опасной для движения автомобилей. От Баннова внятных пояснений не звучало, за исключением оглашения факта расторжения муниципального контракта с «Техлайном». От чиновников последовали обещания, что к установлению морозов вопрос будет решен. Действительно, до наступления 2022 г. кто-то неназванный уложил выравнивающий слой асфальта по ул. Громовой, хотя к этому периоду никаких новых действующих контрактов на выполнение данного вида работ в официальных источниках не числилось. Только 31 января 2022 г. Баннов заключил муниципальный контракт №3632000174122000010 с генеральным директором АО «БСК-СПБ» Игорем Князевым. В реестре работ указанного контракта фигурировали мероприятия по ремонту ул. Громовой. БСК-СПБ функционирует в интересах бенефициара Группы компаний (ГК) «Волгатрансстрой» (ВТС) Вячеслава Сонина и Олега Азарова (см. «Хронограф» №42 (735) от 16.12.19), брата губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Несломленный «Атлант-СК»Администрации Тольятти удалось подавить ответные инициативы ООО «Техлайн». 23 мая 2022 г. «Техлайн» был объявлен банкротом. Тогда же в течение 2022 г. ГК «ВТС» была передана значительная часть работ по ремонту тольяттинских дорог. В 2023 г. тенденция получила продолжение. Скорее всего, в этот же период планировалось завести сонинско-азаровских на недоделанный ООО «Атлант-СК» объект. 8 февраля 2023 г. администрация Тольятти приняла решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, сославшись на срыв сроков проведения работ. Однако сломить ООО «Атлант-СК» не получилось. 28 февраля Арбитражный суд Самарской обл. принял к производству иск ООО «Атлант-СК» «о признании недействительным решения администрации г. о. Тольятти | | от 8 февраля 2023 г. об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта №0842200002121 000295259977 от 14 октября 2021 г.». «В обоснование требований истец указал на наличие обстоятельств, препятствующих выполнению работ в согласованные сроки», — сообщается в материалах арбитражного дела №А55-4795/2023. В этом же деле были раскрыты примечательные детали, которые могут охарактеризовать профессиональную пригодность руководителя ДДХиТ Павла Баннова. В мотивировочной части решения по указанному делу отмечается, что заказчик ремонта ул. Никонова в лице администрации Тольятти подсунул исполнителю работ, т. е. ООО «Атлант-СК», проектную документацию по объекту, разработанную в 2017 г. Уместно еще раз отметить, что контракт заключался в октябре 2021 г. В суде представители ООО «Атлант-СК» указали, что представленная горадминистрацией проектная документация «содержала недостоверные сведения и не учитывала обнаруженные при производстве работ проложенные в зоне выполнения работ инженерные коммуникации, также из-за несоответствия существующих планово-высотных отметок не соответствовали в действительности объемы земляных работ». Приводится непосредственный пример: «В ходе производства работ было обнаружено, что в 2021 г. была осуществлена прокладка подземного газопровода среднего давления в зоне планового прохождения вновь устраиваемой велодорожки, также выявлено, что велодорожка попадает в зону прохождения железобетонного короба. В результате было согласовано изменение трассы велодорожки с дополнительными объемами работ по устройству земляного полотна из песка в объеме 6180 кв. м. Данные работы не были учтены проектной документацией и контрактом (уведомление ответчика подтверждается письмами исх. №190 от 24 марта 2022 г, №198 от 4 апреля 2022 г., №259 от 23 июня 2022 г.)». Из этого можно сделать простой вывод: если бы заказ достался исполнителю, под которого он изначально готовился, то началась бы череда дополнительных соглашений, способных значительно повысить стоимость работ. Все стороны были бы довольны, особенно заказчик работ. Тем не менее в закупку влез незваный гость из Москвы и нарушил все планы авторов тольяттинского дорожноремонтного «договорняка». Осведомленность БанноваВ этом же документе раскрывается фабула конфликта между администрацией Тольятти и московским подрядчиком. «Из переписки сторон следует, что истец (ООО «Атлант-СК». – Прим. ред.) неоднократно указывал ответчику (администрация Тольятти. – Прим. ред.) на выявление при выполнении работ обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии проекта, представленного ответчиком, указывал на необходимость внесения корректировок в проектную документацию». Судом было принято во внимание, что «в рассматриваемой ситуации решение (администрации Тольятти. – Прим. ред.) об одностороннем отказе от исполнения контракта принято после формального окончания срока выполнения работ по контракту, в состоянии его юридического и фактического исполнения, о чем свидетельствует взаимная переписка сторон относительно внесения корректировок в проектную документацию, выявления дополнительного объема и видов работ, которая велась до конца января 2023 г.; кроме того, подрядчик самостоятельно предпринимал действия, направленные на получение откорректированной проектной документации, о чем свидетельствует заключение договора с проектной организацией». При таких обстоятельствах позиция Баннова выглядит двояко. Либо чиновник элементарно не владел актуальной информацией и без задней мысли всучил подрядчику проект, пылившийся в столе 4 года, либо можно рассматривать версию о том, что ООО «Атлант-СК» была умышленно представлена устаревшая проектная документация с перспективой устранения подрядчика с объекта. В последнем случае было бы логично усмотреть связь с расширением присутствия на тольяттинском рынке ГК «ВТС». | | Вместе с тем, опираясь на совокупность представленных доказательств, суд вынес решение признать недействительным решение администрации Тольятти об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. На вопрос корреспондента Областного аналитического еженедельника «Хронограф» о планах по завершению работ на ул. Никонова Баннов пообещал: «В этом году там навряд ли кто-то появится». Администрация Тольятти намерена оспорить решение суда в вышестоящей инстанции. Разбирательство по апелляционной жалобе городских чиновников назначено на 12 сентября 2023 г. «Пока не появиться окончательное решение суда, у нас нет права и возможности ни заключить новый контракт через процедуру торгов, ни возобновить контракт с подрядчиком, тем, которого мы отклонили», — такое заявление последовало от Баннова. Пока перспективы администрации на окончательный разрыв отношений с ООО «Атлант-СК» выглядят зыбко. Более того, провалом завершилась инициатива чиновников взыскать аванс, выплаченный ООО «Атлант-СК» в начале исполнения контракта. В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда (9ААС) (г. Москва) по делу №А40-238589/2022 отмечается: «У принципала (ООО «Атлант-СК». – Прим. ред.) отсутствует обязанность вернуть неотработанный аванс по муниципальному контракту №0842200002121000295259977 от 14 октября 2021 г.». В дополнение 9ААС указал на отсутствие оснований «для взыскания с ООО «Атлант-СК» каких-либо неустоек по муниципальному контракту №0842200002121000295259977 от 14 октября 2021 г. за нарушение сроков сдачи результатов работ». Схожие формулировки суд применил, отказывая администрации Тольятти в удовлетворении иска к АО КБ «Русский народный банк», выступившим гарантом исполнения ООО «Атлант-СК» обязательства по рассматриваемому контракту. «Т. к. гарантией обязательства по выплате ограничены возмещением ущерба в связи с нарушением обязательств по контракту, то заявленные истцом (администрацией Тольятти. – Прим. ред.) суммы выходят за пределы ответственности гаранта (АО КБ «Русский народный банк». – Прим. ред.) по гарантии, т. к. не являются ущербом бенефициара (в данном случае администрация Тольятти. – Прим. ред.), и удовлетворению ответчиком не подлежат». Кроме того, суд указал: «Условиями гарантии не предусмотрена возможность выплаты денежных сумм, связанных с начислением принципалу (ООО «Атлант-СК». – Прим. ред.) неустоек или иных штрафных санкций». Кроме того, в случае вступления в законную силу судебного акта о признании недействительным решения горадминистрации будет возобновлено арбитражное дело №А55-369/2023. Посредством данного разбирательства ООО «Атлант-СК» намеревается обязать администрацию Тольятти «заключить дополнительное соглашение об изменениях цены, объемов и сроков выполнения работ по муниципальному контракту №0842200002121000295259977 от 14 октября 2021 г.». Оргвыводы напрашиваются однозначные. Провалы Баннова могли серьезно поломать планы кураторов сонинско-азаровского бизнеса по выходу на тольяттинский рынок дорожного хозяйства. Неспособность Баннова защитить специально созданный заказ от посягательства незваных гостей должна серьезно озаботить его старших коллег из министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. По крайней мере, в Самаре до сих пор не известен ни один случай, когда местные чиновники не сумели бы защитить крупные дорожно-ремонтные заказы от посягательства чужаков. Там всегда заказ доставался именно тому исполнителю, который планировался изначально. Похоже, в Тольятти требуется серьезная донастройка чиновничьего аппарата. Есть основания полагать, что эта ответственная работа начнется вскоре после выборов губернатора Самарской обл. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |