Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (873) | 13 марта 2023г.
 

Заказы через связи

ООО «Хрипунов и К» получило самый крупный в своей истории госконтракт

Татьяна Федорова

1 марта в Кинель-Черкасском р-не приступили к ремонту дороги межмуниципального значения. Контракт стоимостью 755,2 млн р. получило ООО «Хрипунов и К», принадлежащее Сергею ХРИПУИОВУ. Наличие обширных связей в дорожно-строительной отрасли помогло компании Хрипунова получить за последние несколько лет контрактов почти на 7 млрд р. Нынешний же контракт можно считать крупнейшим из всех ранее полученных. ООО «Хрипунов и К» входит в пул лиц, приближенных к руководству Самарской обл.

Сельская дорога

16 декабря 2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок были опубликованы условия закупки услуги на «выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской обл. «Самара — Бугуруслан» — Кинель-Черкассы на участке км 0+000 — км 4+592, расположенной в м. р. Кинель-Черкасский». Начальная цена контракта составила 755,2 млн р. Заказчиком выступило министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (Минтранс). Срок выполнения работ определен с 1 марта по 1 октября 2023 г. Средства на ремонт дороги выделены из облбюджета. В техническом задании уточняется, что исполнитель после подписания акта сдачи-приемки законченных работ по объекту несет гарантийные обязательства «на верхний слой асфальтобетонного покрытия — 4 года, на нижний слой асфальтобетонного покрытия — 8 лет, на земляное полотно — 15 лет, на дорожную разметку термопластиком — 1 год, на дорожные знаки — 10 лет». «Устранение недостатков и дефектов, выявленных при сдаче-приемке работ, а также в период действия гарантийного срока — в установленные заказчиком сроки за свой счет», — подчеркивается в документации.

Заявки на участие принимались до 11 января 2023 г. 13 января определился победитель. На участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана всего одна заявка — от ООО «Хрипунов и К». С ними и заключили контракт, который предварительно согласовали с государственной инспекцией финансового контроля Самарской обл. Причем никого не смутило, что за 755,2 млн р. планируется отремонтировать всего 4,59 км уже существующей автодороги. Это почти 165 млн р. за 1 км сельской дороги с низким трафиком. Этот участок представляет собой ответвление от магистрали «Самара — Бугуруслан» до расположенного в 2,5 км от нее с.п. Кинель-Черкассы.

Не смутило государственных чиновников и то, что при столь выгодных условиях госзаказ никого кроме Хрипунова не заинтересовал. Явный повод задуматься о том, что заказ изначально мог формироваться не для того, чтобы за него разгорелась острая конкурентная борьба. В поисках ответов Областной аналитический еженедельник «Хронограф» обратился к учредителю ООО «Хрипунов и К» Сергею Хрипунову. В отличие от большинства участников рынка услуг дорожного строительства Сергей Хрипунов продемонстрировал открытость к диалогу. В своем ответе он подробно изложил (см. комментарий), что предстоит сделать в ходе исполнения отмеченного выше контракта.

Выход на Зайцева

ООО «Хрипунов и К» было образовано в мае 2001 г. Основным видом деятельности общества было заявлено строительство дорог и автомагистралей. Уставный капитал составляет 189,6 тыс. р., среднесписочная численность работников — 126 чел. Единственным владельцем ООО «Хрипунов и К» выступает Сергей Гаврилович Хрипунов (ИНН 63120****260).

С мая 2018 г. пост генерального директора ООО «Хрипунов и К» занял Дмитрий Тумаев. До него в этом качестве фигурировал сам Сергей Гаврилович Хрипунов.

С 2013 г. ООО «Хрипунов и К» становилось поставщиком услуг в 62 государственных и муниципальных заказах почти на 7 млрд р. Основным заказчиком услуг Хрипунова становился Минтранс, с которым было заключено 26 контрактов на 6,02 млрд р. По итогам 2021 г. ООО «Хрипунов и К» получило выручку в сумме 892 млн р., что на 135 млн р. больше, чем годом ранее. По состоянию на 31 декабря 2021 г. совокупные активы организации составляли 364 млн р. За 2021 г. была получена прибыль в сумме 142 млн р. Показатели за 2022 г. пока не раскрыты.

По данным ЕГРЮЛ, Сергей Гаврилович Хрипунов владеет ООО «СК «Базис», где директором является его сын – Сергей Сергеевич Хрипунов (ИНН 63190****551). ООО «СК «Базис» образовано 5 сентября 2008 г., основной вид деятельности — испытания и анализ физико-механических свойств материалов и веществ. ООО «СК «Базис» становилось поставщиком в 13 государственных и муниципальных контрактах на сумму 23,02 млн р.

Сергей Хрипунов-младший входит в состав учредителей ООО «ССХ». Фирма образована 12 марта 2008 г. с уставным капиталом 10 тыс. р. Директором ООО «ССХ» числится Александр Филатов. В состав учредителей ООО «ССХ» входят Сергей Хрипунов (50%) и ООО «Сетистрой» (50%). Учредителями ООО «Сетистрой» выступают ООО «Полимерстрой» (99%) и Вячеслав Вершинин (1%), директором записан Владимир Акимов. В ООО «Полимерстрой» директором также записан Владимир Акимов, а единственным учредителем – Виталий Зайцев. До 2020 г. ООО «Сетистрой» принадлежало 5% в ООО «Самарские коммунальные системы».

Владимир Акимов, по данным ЕГРЮЛ, числится директором ООО «Кедр-1», которое в г. Самаре называют одним из «королей муниципальных заказов». Единственным учредителем ООО «Кедр-1» является Виталий Зайцев. Полный тезка и однофамилец Виталия Зайцева некоторое время назад был указан на официальном сайте ООО «Средне-волжская газовая компания» (СВГК) в качестве начальника управления сервисно-технического центра. Виталий Зайцев входил в состав учредителей ООО «Самараоблгаз-Сервис». Компания зарегистрирована по одному с СВГК адресу в Самаре. На данный момент компания принадлежит СВГК и находится в стадии реорганизации путем присоединения. Губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров, прежде чем стать политиком, в период с 2001 по 2006 г. был генеральным директором СВГК (см. «Хронограф» №31 (812) от 27.09.21). Следует полагать, что подобного рода связи позволяют Зайцеву (а заодно и тем, кто имеет с ними тесные взаимосвязи по бизнесу) наращивать свои портфели заказов (см. «Хронограф» №32 (856) от 17.10.22).

Благодарный строитель

У Хрипунова-старшего обширные знакомства в строительном бизнесе. До 2004 г. существовало ЗАО «Автомагистраль», где директором был записан Владимир Филиппов. В состав учредителей этой компании входил Сергей Хрипунов-старший. Владимир Филиппов возглавлял ООО НПО «Мотор» и ООО «Сид-Групп» и являлся их учредителем. Во второй половине 2000-х ООО НПО «Мотор» считалось одним из крупнейших в сфере дорожного строительства Самарской обл. Это было обусловлено тем, что Филиппов был партнером Группы «СОК» и совладельцем ООО «Самарадорстрой».

В структуру НПО «Мотор» входили предприятия строительной отрасли, растениеводства и животноводства, риелторские и торговые фирмы.

Вероятно, Сергей Хрипунов-старший смог наладить отношения и с Минтрансом. 18 октября 2022 г. подконтрольное правительству Самарской обл. ГАУ «Самарское областное вещательное агентство» сообщило об итогах заседания в Минтрансе, посвященного Дню работников дорожного хозяйства: «Советник генерального директора ООО «Хрипунов и К» Сергей Хрипунов работает в отрасли с 1978 г. Закончил дорожный техникум в Куйбышеве, затем Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. Первый его объект — аэродром для летного училища в с. Карповка Оренбургской обл. Из объектов, построенных в Самаре, он больше всего гордится ул. Ташкентской, реконструированной к чемпионату мира по футболу». Сергей Хрипунов воспользовался случаем, чтобы сказать хвалебные слова в адрес Минтранса: «С каждым годом условия труда дорожников улучшаются: стало гораздо меньше ручного труда, больше тратится денег на строительство дорог, особенно в последние 5 лет, что позволяет компаниям больше тратить на приобретение современной техники. А это, в свою очередь, позволяет и поднимать качество ремонтируемых и строящихся дорог».

Комментарии

Сергей ХРИПУНОВ, директор ООО «Хрипунов и К»

- По вопросу объект «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской обл. «Самара — Бугуруслан» — Кинель-Черкассы на участке км 0+000-км 4+592, расположенной в м. р. Кинель-Черкасский» входит ремонт трех мостов (с заменой балок пролетных строений) на общую стоимость 427,5 млн р. Также на автодороге будут произведены работы по устройству наружного электроосвещения и сетей связи на сумму 45,9 млн р. Все вышеперечисленные работы будут выполняться специализированными подрядными организациями. Таким образом, на работы, выполняемые ООО «Хрипунов и К», остается 280 млн р. Сюда войдет и капитальный ремонт дорожного полотна, и устройство тротуаров, и устройство водоотвода с проезжей части, и обустройство дороги с установкой новых дорожных знаков, светофоров, барьерного и пешеходного ограждений, и многое другое. Сметная документация прошла государственную экспертизу. Контракт прошел согласование с государственной инспекцией финансового контроля Самарской обл. Ни у одной из вышеперечисленных организаций не возникло вопроса «о столь выгодных условиях госзаказа». Конечно, есть повод задуматься о том, что «за столь выгодный госзаказ не разгорелась конкурентная борьба»: а действительно ли он так выгоден, что на него никто не польстился?

Что касается знакомства с Виталием Зайцевым... Отношения с министерством транспорта и автомобильных дорог выстраиваются в соответствии с необходимостью участия данного ведомства в имеющихся проектах и контрактах, значимостью строящихся и ремонтирующихся объектов для нужд региона. Эти взаимоотношения реализуются посредством как организации, так и непосредственно участия представителей данного ведомства в официальных мероприятиях, связанных контролем за производством работ на конкретных объектах и сопутствующего ему делового документооборота.