Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (871) | 20 февраля 2023г.
 

Татьяна Солоднева:

Граждане стали главным ревизором нашей работы

Алиса Кирсанова

Сегодня самые популярные блюда в школьных столовых г. Тольятти — наггетсы, желе из ягод, фруктовые салаты, котлета «Пожарская». Почти в каждой школе появилась раздача свободного выбора блюд. Родители в режиме онлайн могут контролировать меню, вносить предложения и следить за балансом лицевого счета. Парадоксально, но в Тольятти школьное питание как самостоятельный вид общественного питания появилось даже раньше, чем в Москве. В 1979 г. в Тольятти было создано три комбината школьного питания, один из которых и сегодня занимает ведущую роль в организации питания детей всего города. Как все это время отрасль общественного питания реагировала на запросы города, в интервью «Хронографу» рассказала директор ЗАО КШП «Дружба» Татьяна СОЛОДНЕВА.

- Татьяна Васильевна, как получилось, что Тольятти оперативнее областных центров внедрил централизованную и индустриализированную модель организации питания детей?

- Наша отрасль, как и наше предприятие, чутко реагирует на жизнь города, на потребности тольяттинцев. Так было с самого начала становления Тольятти. История рождения нашего города вызывает особую гордость. Ставрополь-на-Волге всего за несколько лет переродился в мощный промышленный центр — наш Тольятти. События развивались молниеносно. Вспомним: в 1959 г. началось строительство завода синтетического каучука, в 1962 г. — «Куйбышевфосфора», в 1964 г. — азотнотукового завода, в 1967 г. — Волжского автомобильного завода. Рождение каждого предприятия было знаменательным событием для всей страны и получало статус «Всесоюзной ударной комсомольской стройки». Темпы роста промышленного производства достигали 240%. К 1972 г. город стал крупнейшим центром машиностроения в Советском Союзе. К 1970 г. в городе уже проживало 250 тыс. чел., а к 1979 г. число жителей превысило 510 тыс.

В это время за организацию питания строителей, предприятий и жилого сектора отвечала организация, фонды которой развивались так же стремительно, как и город. Это Трест столовых и ресторанов. Мощнейшая организация отвечала за поставку продовольствия в город, за создание и развитие всех форм общественного питания. Конечно, сеть общественного питания формировалась в первую очередь под потребности промышленных предприятий и строителей. Новые столовые появлялись одновременно со стройплощадками. Коллективам этих же столовых ставилась задача по созданию и финансированию деятельности кафе, шашлычных, буфетов, уличных точек быстрого питания в жилых кварталах и кулинарий в продуктовых магазинах.

Высокие темпы индустриализации и роста численности населения обострили проблему обеспечения питанием образовательные учреждения. Количество школ росло ежегодно. Проектная документация, по которой возводились школы Тольятти, была типовая. Она предусматривала наличие столовой и кухни, но без продовольственных складских помещений. Логика была простая. Местные организации питания, т. е. столовые Треста, должны были обеспечивать ежедневное снабжение школ продуктами. Но ресурсы Треста были практически полностью задействованы на растущие потребности промышленного сектора и жилых кварталов. В итоге все держалось на личной ответственности руководителей столовых Треста, к которым были прикреплены школы. Есть статистические данные, что охват детей горячим питанием тогда не достигал и 50%.

В итоге Трестом было принято решение в каждом районе Тольятти организовать самостоятельное предприятие общественного питания, отвечающее за обеспечение образовательных учреждений. Так, 45 лет назад начали свою работу школьные комбинаты питания. Предприятия специализировались именно на приготовлении пищи для детей. С появлением комбинатов школы начали снабжаться полуфабрикатами, меню стало разнообразным и ориентированным именно на потребности растущего организма.

И самое важное, в короткие сроки охват горячим питанием удалось нарастить до 95%. Положительная практика была оценена должным образом. В 80-х годах комбинаты школьного питания стали появляться по всей стране, в т. ч. и в Москве.

- Известно, что нашему городу вновь пришлось бороться за высокий уровень охвата горячим питанием школьников. Почему снова возникла данная задача?

- Период смены экономического строя в 90-е гг. внес ощутимые коррективы и в нашу сферу. Организация питания детей тогда в одночасье стала бизнесом. Школы одна за другой выходили из системы комбинатов питания. Наш комбинат после приватизации оказался практически без фондов, у нас осталось чуть больше 100 кв. м производственных помещений. Мы с нуля начали обустраиваться на изменившемся рынке.

В те годы образовательные учреждения самостоятельно пытались решать вопрос, как накормить детей. Не у всех это получалось. Фонды школьных пищеблоков перестали обновляться и критически ветшали. Это было ощутимо даже по состоянию столовой посуды. Дети все больше отдавали предпочтение перекусам, нежели горячим рационам. Вновь возросла роль буфетов. При этом стало невозможно говорить о реализации единых стандартов качества в масштабах города, сбалансированных рационах и пр.

Результат нам всем известен. Охват горячим питанием снизился критически. Общество получило неутешительную статистику по детским заболеваниям. Мы все узнали, что такое алиментарно-зависимые заболевания. В 2000-е медицинское сообщество начало бить тревогу в связи со снижением численности детей с I и II группой здоровья.

Ситуацию решить на уровне муниципалитетов не получилось. Реанимация школьных пищеблоков требовала колоссальных ресурсов. В 2008 г. стартовала реализация федерального экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания. Его мероприятия впоследствии дополнил аналогичный региональный проект. Наш город, как и весь регион, стал активным участником этих программ. Наше предприятие в Тольятти выступило соинвестором проекта. Мы обновили свои производственные ресурсы под новые задачи, запустили собственный лабораторный контроль, который в непрерывном режиме позволяет нам отслеживать безопасность всех внутренних процессов и добросовестность поставщиков.

Проект был ориентирован на модернизацию и индустриализацию системы школьного питания. Город получил средства на обновление школьных пищеблоков, на новое современное оборудование. Благодаря этой реформе была отработана централизованная система контроля качества как сырья, так и конечной продукции, т.е. рационов детей. Качество — это не только безопасность. Это уровень питания, адекватный возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах, энергии, микро -и макроэлементах. Впервые оценивать нашу работу стали в т. ч. с учетом показателей снижения заболеваемости детей.

- Получается, что и в современных условиях в итоге централизованная модель организации питания детей оказалась востребована, как и в 70-е гг. Какие задачи она решила?

- Действительно был период, когда КШП «Дружба» по согласованию с Федеральной антимонопольной службой был утвержден единственным поставщиком услуг. Это требовалось, чтобы наша деятельность не противоречила федеральному законодательству о контрактной системе. Но впоследствии ситуация изменилась. Сегодня в Тольятти действует несколько комбинатов детского питания. Наша отрасль растет и развивается. И это оказалось возможным благодаря четкой позиции государства.

Мы все ощутили, как последнее десятилетие вопросы совершенствования детского питания стали предметом обсуждения на федеральном уровне. Школьное питание стало рассматриваться как один из важных факторов, влияющих на здоровье нации. ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», известный ранее как Институт питания при академии медицинских наук, в 2008 г. провел большую работу. Ведомство сформировало рекомендации по оптимальным нормам потребления основных пищевых продуктов с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах. Так были актуализированы стандарты и нашей деятельности.

Массово внедрить новые стандарты в Тольятти оказалось возможным благодаря тому, что система уже была перестроена благодаря федеральному и региональному проектам по модернизации школьного питания. Но так было не во всех регионах. В масштабах России запустить этот процесс получилось благодаря инициативе нашего президента Владимира Владимировича Путина. Он в 2020 г. поручил к 2023 г. обеспечить всех учащихся начальных классов здоровым и горячим питанием. И если каким-то территориям еще только предстояла серьезная работа по исполнению этого указания, то Самарская обл., имея положительный опыт по модернизации отрасли детского питания, смогла соорганизоваться в кратчайшие сроки. Губернатор Дмитрий Игоревич Азаров тогда дал установку, чтобы к 1 сентября во всех школах региона было обеспечено бесплатное горячее и здоровое питание. Все понимали, что такая мера позволит получить 100-процентный охват горячим питанием в младшей школе, а значит, для этих детей риски по алиментарно-зависимым заболеваниям сократились в разы. Но власти нашего региона пошли дальше. Смогли обеспечить ресурсами дополнительную витаминизацию рационов школьников в осеннее и весеннее время.

Чтобы у каждого было понимание, как в каждом образовательном учреждении исполняются федеральные задачи, школы и комбинаты питания поддержали инициативу родительских советов. Родители стали полноценными участниками контроля организации питания детей. Советы родителей на постоянной основе взаимодействуют с руководством школ и завпроизводством столовой. По мере возникновения необходимости проводятся встречи родителей с организатором питания конкретного учреждения. Так граждане стали главным ревизором нашей работы.

- Ваше предприятие уже 45 лет является крупнейшим в секторе общественного питания города. Как Вам удается формировать команду единомышленников?

- У нас в штате более 800 специалистов. И каждый для нас ценен. Чтобы ребенок утром получил горячий и свежий завтрак, наши повара, кулинары, кухонные работники, водители, транспортировщики приходят на работу к 5 утра. Мы знаем, что современную молодежь пугает график такой работы. Поэтому стараемся сделать нашими сторонниками тех, кому нужна работа рядом с домом, кто вечера хочет проводить с семьей, кому при всем этом интересен профессиональный рост и развитие.

Когда мы видим, что у нашего сотрудника глаза горят и он всем сердцем переживает, чтобы дети ели с аппетитом, а значит, одобряли нашу работу, наше предприятие помогает получить необходимое дополнительное образование и развиваться. Наша кулинарная школа никогда не пустует. В итоге специалисты, проверенные временем, возглавляют школьные столовые, а лучшие из них становятся лауреатами и победителями конкурсов профессионального мастерства. Наша команда профессионалов позволяет решать задачи государства.