Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (871) | 20 февраля 2023г.
 

Жизнь на проценты

Филиппов подключил ООО «Компания Афиша» к продаже билетов САТД

ИА «Центр-Инфо»

13 февраля директор ГБУК Самарской обл. «Самарский академический театр драмы им. М. Горького» (САТД) Сергей ФИЛИППОВ (на фото) сообщил, что возглавляемый им театр 85% билетов реализует самостоятельно. Тем не менее скоро этот безусловно высокий показатель может быть размыт в пользу столичного ООО «Компания Афиша». С ним 30 января 2023 г. САТД заключил контракт на реализацию билетов за вознаграждение. ООО «Компания Афиша» будет получать 7-процентный доход от реализации билетов на собственные постановки драм-театра. С учетом этих обстоятельств причина оптимизма Сергея Филиппова становится очевидной.

Система агрегатора

По данным Единой информационной системы в сфере закупок, 30 января 2023 г. был заключен контракт №2631580143923000002 «Услуги по бронированию билетов на культурно-развлекательные мероприятия». Заказчиком выступил ГБУК «САТД им. М. Горького». Стоимость контракта составляет 1 млн р. В договоре прописано, что ООО «Компания Афиша» за продажу билетов на мероприятие, где театр является организатором, получает 7%, также 5% за билеты, где организаторами выступают сторонние лица. С 1 марта 2023 г. 2% ООО «Компания Афиша» будет получать за билеты, распространяемые через сайт театра, и еще 2% — за билеты, которые будут продаваться через единое мобильное приложение региона.

В ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» директор театра Сергей Филиппов пояснил: «В 172-м театральном сезоне театр перешел на новую билетную систему, предоставляемую ООО «Компания Афиша». Продажи через этот билетный агрегатор составляют менее 9%. Более 85% это продажа через наш сайт, где зритель может приобрести билеты без сервисного сбора, и через кассу театра. Сообщаем, что ГБУК «САТД им. Горького» осуществляет ежемесячную оплату за обслуживание. Также самарский драмтеатр работает и с другими сервисами для продажи билетов — продажи составляют 4,5%».

Мотиватор Альтшулер

Не совсем понятно, зачем платить 1 млн р. бюджетных средств (по сути, денег налогоплательщиков), да еще делиться со сторонним распространителем процентами от реализации, если с поставленной задачей справляется сайт и касса театра. Следует отметить, что залы самарского театра драмы никогда не бывают пустыми. В дни премьер вообще можно наблюдать дефицит билетов. Отдавать возможность заработка сторонней организации в ущерб собственных интересов — спорный ход в экономической стратегии любого общества. Если, конечно, не учитывать современные российские реалии.

Проще говоря, Филиппов высказал согласие на то, чтобы часть доходов театра от продажи билетов уходила частному лицу, снижая тем самым доходную часть самого театра. Филиппов не создает впечатления человека, не умеющего считать и уж тем более способного упустить личную выгоду. Из этого можно сделать очень смелое предположение, что скорее его мотивация может быть скрыта в какой-то части тех самых процентов, которые будут получать в ООО «Компания Афиша».

ООО «Компания Афиша» было учреждено 27 января 2010 г. в г. Москве. Уставный капитал составляет 473,4 млн р. Владельцами ООО «Компания Афиша» являются ООО «Рамблер интернет холдинг» (99,9%) и ООО «Рекламное агентство «Индекс 20» (0,1%). С 2017 г. финансовые показатели ООО «Компания Афиша» заметно просели. По итогам 2017 г. оно имело выручку, слегка превышающую 500 млн р., далее пошел спад. В итоге к концу 2021 г. показатель по выручке скатился до 226,5 млн р.

При этом был показан убыток 48 млн р. Отчетность об итогах 2022 г. пока не раскрыта. Хотя вряд ли она будет коренным образом отличаться от предыдущего года.

Эти скупые цифры позволяют понять, что самарский драмтеатр сегодня со своими полными залами нужен ООО «Компания Афиша» больше, чем сама «Афиша» театру. Тем не менее Филиппов свой выбор сделал. За это генеральный директор ООО «Компания Афиша» Илья Альтшулер должен быть ему благодарен.

«Черная кошка» Хинштейна

С октября 2020 г. ООО «Рамблер интернет холдинг» принадлежит Группе «Сбербанк». В феврале 2022 г. западные страны ввели санкции против Сбербанка. 6 апреля 2022 г. Сбербанк оказался в списке SDN — под блокирующими санкциями США. Вполне естественно, что Сбербанк и подконтрольные ему юрлица начали активно осваивать внутренний рынок.

Как известно, Самарская обл. под управлением губернатора Дмитрия Азарова стала одной из площадок, активно осваиваемых Сбербанком. Например, 11 ноября 2022 г. Дмитрий Азаров в ходе рабочей командировки в Москву провел встречу с президентом, председателем правления ПАО «Сбербанк» Германом Грефом. «Глава региона обсудил с руководителем Сбербанка реализацию совместных проектов, направленных на развитие Самарской обл.

В ходе встречи было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере подготовки IT-кадров. Благодаря достигнутым договоренностям в Самаре будет открыта школа программирования от Сбера — «Школа 21», где будут готовить высококвалифицированных IT-специалистов с перспективой дальнейшего трудоустройства в регионе», — с гордостью сообщала пресс-служба правительства Самарской обл. На этом фоне не терял времени даром и Сергей Филиппов. Почуяв обозначенный курс, он тут же свел свой театр с ООО «Компания Афиша».

Ситуация вокруг продажи билетов ГБУК «САТД им. М. Горького» через посторонний агрегатор не осталась без внимания депутата Государственной думы РФ от Самарской обл. Александра Хинштейна. В своем Telegram-канале он сообщал: «Ушедшая с поста министра культуры Самарской обл. убежденная «навальнистка», Татьяна Мрдуляш не теряла в регионе времени даром. Ее стараниями система продажи билетов в региональные театры начала передаваться сервису afisha.ru, принадлежащему Сберу. Теперь театры продают билеты не напрямую, а через посредника, уплачивая дополнительные 2%. Кроме того, экосистема Сбера получает дополнительный и столь желанный объем таргетированных персональных данных самарцев. Коррупционный конфликт интересов налицо, ведь мать Мрдуляш, экс-вице-премьер Ольга Голодец, является зампредом правления Сбера. Неудивительно, что Голодец, даже после «патриотического скандала», всеми силами пыталась сохранить дочь в министерском кресле». Депутат грозился направить соответствующее заявление в Генеральную прокуратуру РФ.

Такой, можно сказать, инновационный депутатский нарратив в отношении своего давнего знакомого по скандалу с «детским кордебалетом» (см. «Хронограф» №36 (772) от 26.10.20) выглядит неожиданно. Похоже, между вчерашними друзьями по детским танцам пробежала «черная кошка». Откуда взялось это животное, конечно же, никому непонятно. Впрочем, можно предположить, что Хинштейн не хуже Филиппова умеет считать процентный доход.

Комментарии

Сергей ФИЛИППОВ, директор ГБУК «САТД им. М. Горького»

- Депутат ГД от Самарской обл. Александр Хинштейн — один из самых активных и эффективных политиков, работающих на благо самарского региона. Его инициативы, в т.ч. и в сфере культуры, всегда находят как поддержку на государственном уровне, так и теплый отклик со стороны жителей. На значимые события (премьеры, бенефисы артистов) театр всегда приглашает гостей — известных самарских политиков, деятелей культуры, заслуженных врачей, педагогов, ученых, которые работают на благо самарской губернии. Александр Хинштейн не является исключением.