Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (866) | 16 января 2023г.
 

Монополия скукоживается

Мусорный оператор Милеева вынужден на порядок снизить свои запросы

Георгий Кизельгур

В конце декабря региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) «ЭкоСтрой-Ресурс» (ЭСР) вышел в суд с четырьмя исками к ООО «Самарский Губернский рынок» (СГР). Общая сумма требований составила около 500 тыс. р., что в 24 раза ниже прежних аппетитов регоператора. Причина не только в грамотно выстроенной защите СГР от необоснованных претензий. Перед угрозой субсидиарной и уголовной ответственности прослывший бенефициаром ЭСР депутат Самарской губернской думы Александр МИЛЕЕВ (на фото), похоже, остро ощутил конкуренцию в мусорной отрасли. В сложившихся обстоятельствах ЭСР может пытаться напоследок урвать с непокорных клиентов хотя бы самую малость.

Складирование воздуха

В рамках дела №А55-39259/2022 ЭСР требует взыскать с СГР долг 231,2 тыс. р. за период с 1 января по 31 июля 2022 г. и неустойку 3,38 тыс. р. по договору №ТКО-42440 от 5 мая 2022 г. В рамках дела №А55-39260/2022 ЭСР намерен получить с СГР 186,1 тыс. р. долга за тот же период и 2,72 тыс. р. неустойки по договору №ТКО-42442 от 5 мая 2022 г. В рамках дела №А55-39261/2022 ЭСР просит с СГР долг 39,2 тыс. р. за тот же период и неустойки по договору №ТКО-42506 от 17 мая 2022 г. Наконец, в рамках дела МА55-39262/2022 ЭСР добивается от СГР выплаты 30,4 тыс. р. долга за тот же период и неустоек по договору №ТКО-42443 от 5 мая 2022 г. Всего — около 500 тыс. р., начисленных чуть ли не до копейки.

Между тем еще каких-нибудь полтора года назад ЭСР требовал от СГР не только заключить с ним договор на вывоз ТКО на заведомо кабальных условиях, но и заплатить свыше 12 млн р. «долга» за якобы оказанную услугу по вывозу мусора с территории рынка в 2019-2021 гг. Тогда регоператора не смущало, что он ни разу не оказал СГР такой услуги: в отсутствие договора, предписывающего производить учет вывоза отходов не по нормативам, а по факту их накопления, разумеется, не было подписано ни одного акта выполненных работ. Да и работы, кстати, ЭСР не выполнялись

В мае 2022 г., как пояснил собеседник в СГР, предприятие пошло на «односторонний компромисс» с ЭСР. Согласно актуальным правилам обращения с ТКО, на территории рынка на тот момент находился один контейнер для соответствующего вида отходов. Такое количество контейнеров для ТКО, официально утвержденное Управлением Роспотребнадзора по Самарской обл., не должно вводить в заблуждение. Дело в том, что столь внушительный объект, как продовольственный рынок, в основной массе образует твердые бытовые отходы (ТБО), а к классу ТКО, согласно паспорту отходов, относятся только офисные отходы. В администрации рынка числится всего 5 человек, так что им затруднительно образовать целый контейнер офисных отходов не то что за день, но даже за месяц. Тем не менее, подчинившись правилам, СГР установил этот контейнер, заключив договор с ЭСР. Что касается ТБО, то к ним регоператор до января 2022 г. не имел даже опосредованного отношения, т. к. этот класс отходов по договору с СГР вывозила специализированная организация — ООО «СВЕМ» с ИНН 6376024317.

Впрочем, ЭСР продолжал упорствовать. Сотрудники регоператора посчитали площадь прилегающего к основному зданию рынка на ул. Агибалова мини-рынка и автомобильной парковки

и, исходя из этой площади, решили, что СГР образует не 1 контейнер с ТКО, а 4,5. Спорить СГР не стал, хотя тезис о мусорящих квадратных метрах — нонсенс. Компромисс состоял в том, что СГР оборудовал новую площадку на 5 контейнеров, оформив ее по всем правилам и официально зарегистрировав. В декабре 2022 г. Роспотребнадзор выдал СГР заключение, что контейнерная площадка площадью 6 кв. м на 5 пластиковых контейнеров для сбора ТКО объемом 1,1 куб. м каждый соответствует требованиям законодательства. Далее ЭСР было предложено заключить договор на вывоз предписанных 4,5 контейнера, но регоператор предпочел уклониться. Последовало обращение к компании-транспортировщику — ООО «Рассвет» с ИНН 6315646984, — являющейся перевозчиком ЭСР на территории Ленинского р-на г. Самары и обязанной вывозить тот самый, первый контейнер с ТКО на основании договора между рынком и ЭСР. СГР хотел уточнить, как будет рассчитываться стоимость вывоза 0,5 контейнера с ТКО, если договор на вывоз 4,5 контейнера все же будет заключен. В «Рассвете» пояснили ситуацию просто: согласно устоявшейся практике работы ЭСР, 4,5 контейнера вывозить никто не будет, а то, что ЭСР насчитал дополнительные объемы, вовсе не означает, что они в действительности образуются. Однако платить СГР в случае отсутствия отходов все равно обязан. Пусть даже за фактическое складирование воздуха.

Подмена понятий

Таким образом, все договоры, указанные в основаниях исков ЭСР к СГР, существуют только у регоператора. Без судебных решений СГР не намерен платить в адрес ЭСР «несуществующие долги» за искусственное превышение того класса отходов, которые рынок не образует. По крайней мере, пока ЭСР не заключит договор на предложенных условиях. Долгов за прошлые периоды в СГР не признают.

С надуманными требованиями регоператора столкнулись не только объекты, реализующие пищевую продукцию, но и производственные предприятия. При попытке выбить хоть какие-то деньги все чаще заметна подмена ЭСР понятий прочих классов отходов на класс ТКО, а также требования заплатить за вывоз от тех объектов, которых не существует.

Показательна, к примеру, история с попыткой ЭСР взыскать долг с одной из системообразующих организаций — ООО «Самарский завод слоистых пластиков» (СЗСП). СЗСП был выставлен счет на 2,4 млн р. вместе с проектом договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В приложении к договору были указаны отсутствующие объекты недвижимости, вывоз мусора от которых не мог быть реализован в принципе. Еще ряд прописанных там объектов на деле относится к производственным зданиям, в которых образуются не ТКО, а отходы производства. Их вывозом занимается другая специализированная организация.

Более того, при расчете платы за «воздух» ЭСР применил норматив образования ТКО для объектов торговли, а не производственных помещений.

По сути, регоператор нацелился на получение неосновательного обогащения за фактически не оказанные услуги по вывозу отходов производства, а также двойной оплаты за услуги по вывозу ТКО от административно-бытового здания, в отношении которого СЗСП заключил с регоператором отдельный договор. Сегодня в рамках дела №А55-342/2022 завод намерен признать навязываемый ему ЭСР второй договор незаключенным.

Конкуренты и уголовные дела

Попытки ЭСР «унести хотя бы гвоздь» с СГР и прочих предприятий, образующих минимальный объем ТКО, могут объясняться экспансией в регион первых представителей тюменского регоператора по обращению с ТКО — ООО «Тюменское экологическое объединение» с ИНН 7204205739 (ТЭО). Управляющая организация для ТЭО расположена в г. Москве. Учитывая золотой дождь из госзаказов, пролившийся на послов ТЭО в Тольятти, скоро данный оператор сможет претендовать на то, чтобы подмять под себя всю мусорную отрасль Самарской обл. (см. «Хронограф» №33 (857) от 24.10.22). Александра Милеева даже спрашивать не будут.

К тому же над прослывшим бенефициаром ЭСР депутатом сейчас сгущаются тучи субсидиарно-уголовного характера. 5 декабря 2022 г. было опубликовано сообщение, что Милеев, как и ЭСР, временно (до момента обжалования судебного акта) избавлен от субсидиарной ответственности по обязательствам ООО СК «Родник» с ИНН 6318238581. Параллельно доказаны основания для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков в размере 888,4 млн р. двух коллег Милеева по банкротству «Родника» — Вячеслава Дормидонтова и Александра Гринкевича. Следует добавить, что материалы проверки в отношении Милеева и номиналов ЭСР Александра Пашкова и Василиоса Зиакаса были направлены прокуратурой в ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. для решения вопроса об их уголовном преследовании по п. «б» ч. 2 ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство группой лиц по предварительному сговору).

12 января депутат Государственной думы РФ от КПРФ Михаил Матвеев сообщил: «Новое уголовное дело возбуждено 23 декабря ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. уже в отношении пока «не установленных» лиц из числа руководителей ООО «ЭкоСтройРесурс» по ч. 1 ст. 201 УК РФ по факту завышения единого предельного тарифа за услуги регоператора «в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц» путем предоставления заведомо недостоверных сведений в департамент ценового и тарифного регулирования Самарской обл.». По информации Матвеева, выручка ЭСР за 2020 г. была занижена на 223,5 млн р., объемы якобы вывезенных ТКО завышены с получением выручки свыше 800 млн р., также были завышены транспортные затраты на 763,4 млн р. «Тем самым был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан и организаций Самарской обл., а также охраняемым законом интересам общества и государства», — пояснил Матвеев со ссылкой на следствие (https://t.me/matveevkomment/3903).