Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (863) | 5 декабря 2022г.
 

Очередь речного вокзала

С приближением выборов губернатора портфель заказов Группы «ВТС» уверенно растет

ИА «Центр-Инфо»

20 октября с ООО «ВТС-Проект», входящее в Группу «ВТС» Вячеслава СОНИНА (на фото), был заключен госконтракт на проектирование реконструкции самарского речного вокзала. Немногим ранее, 11 октября, сонинский ВТС-Проект получил аналогичный госзаказ по V очереди набережной г.о. Самара. Это может стать гарантией того, что сами строительные работы по двум этим объектам ценою в несколько миллиардов также достанутся Группе «ВТС». Одним из стейкхолдеров группы принято считать губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА.

Закономерность побед

29 сентября Единая информационная система в сфере закупок раскрыла условия открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки «Выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях реконструкции причальной инфраструктуры речного вокзала в г.о. Самара». В роли заказчика выступило ГКУ Самарской обл. «Управление автомобильными дорогами Самарской обл.». «Подрядчик в соответствии с заданием заказчика обязуется собственными и (или) привлеченными силами и средствами выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях реконструкции причальной инфраструктуры речного вокзала в г.о. Самара», — указано в техническом задании. Работы должны быть окончены до 31 октября 2023 г. Заказ был выставлен на торги с начальной ценой 22,8 млн р.

Это размещение оказалось повторным. Первый раз заказ был выставлен на торги в августе т.г., но желающих его получить не объявилось. Вторая попытка также не вызвала конкуренции. Заявка поступила только от ООО «ВТС-П». В итоге с ним был заключен контракт по начальной максимальной цене. Вполне возможно, что в первом случае к подведению итогов ООО «ВТС-П» просто не успело подготовить документы. Хотя не исключен и другой, более прагматичный вариант, связанный с проектом графика платежей по контракту, который в первом случае мог отличаться от окончательного в невыгодном для будущего победителя свете.

В соответствии с графиком финансирования работ, в оставшийся период т.г. ООО «ВТС-П» получит 22,2 млн р., оставшиеся 600 тыс. р. — в течение 2023 г. Получился далеко не пропорциональный по периодам финансирования график. Еще одно, безусловно, выгодное финансовое условие этого госконтракта изложено так: «Банковское сопровождение контракта не осуществляется». Сложно поверить, что столь привлекательные условия не стали приманкой для других проектировочных организаций. В общем, создается впечатление, что заказ мог готовиться исключительно под ООО «ВТС-П».

Это не первый контракт, полученный ООО «ВТС-П» в рамках госзаказов, связанных с самарским речным вокзалом. В ноябре 2016 г. объявлялся открытый конкурс по объекту закупки «Разработка проектной документации строительства речного вокзала в г.о. Самара». Начальная стоимость составляла 27 млн р. Победителем было признано ООО «ВТС-П».

Спустя 4 года, 26 ноября 2020 г., был объявлен открытый конкурс в электронной форме по объекту закупки «Разработка проектной документации на капитальный ремонт причальной инфраструктуры речного вокзала в г.о. Самара». Начальная цена составила 32,43 млн р. Победителем опять было признано ООО «ВТС-П», снизившее цену всего на 24 тыс. р. — до 32,406 млн р.

Таким образом, сегодняшняя очередная победа ООО «ВТС-П» в конкурсе на госзаказ на проектные работы по объектам самарского речного вокзала позволяет говорить о предопределенности развития событий. Другими словами, руководство Самарской обл. наладило механизм использования самарского речного вокзала в качестве формального обоснования для системной перекачки денег налогоплательщиков в карман частной компании. Причем одной и той же. Придумали даже прикрытие в виде государственной программы Самарской обл. «Развитие транспортной системы Самарской обл. (2014-2025 гг.)», утвержденной постановлением правительства Самарской обл. еще в ноябре 2013 г.

Меркушкин не успел

В момент разработки и принятия этой, безусловно, нужной для Самары государственной программы губернатором Самарской обл. (2012-2017 гг.) был Николай Меркушкин. Ближайшее окружение Меркушкина совершенно оправданно наделило его неофициальным титулом «губернатор-созидатель». Меркушкин мыслил масштабно, умел смотреть далеко вперед. В 2014 г. у Меркушкина начался очередной 5-летний губернаторский срок, который должен был завершиться в 2021 г. Он, конечно же, верил, что за проявленные успехи ему будет доверено пойти на очередные выборы губернатора, теперь уже сроком до 2026 г. Этим, похоже, и был обусловлен запланированный период реализации программы развития транспортной инфраструктуры региона с 2014 по 2025 г. Главу Группы «ВТС» Сонина это вполне могло устраивать, т.к. при Меркушкине его компании стабильно получали госзаказы. Впрочем, как и при губернаторе Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимире Артякове, и особенно при губернаторе Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константине Титове.

Тем не менее совершенно неожиданно в 2017 г. наступило 25 сентября. В этот день «губернатор-созидатель» без объяснения причин был отстранен от должности. Для Меркушкина и его привозного окружения это стало катастрофой, разрушившей все их планы по созидательному освоению бюджетных ресурсов в рамках тщательно придуманных госпрограмм. В отличие от них для местного Сонина это трагедией не стало.

Вскоре после смены губернатора, в 2019 г., Группа «ВТС» обрела нового лоббиста в лице Олега Азарова (см. «Хронограф» №42 (735) от 16.12.19), старшего брата действующего губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Им даже отменять придуманные при Меркушкине госпрограммы не пришлось. Успевай только строчить новые госзаказы один дороже другого. Следуя этой логике, становится понятной причина затянувшейся паузы между двумя первыми госзаданиями по речному вокзалу, которые ООО «ВТС-П» получило в 2016 г. и в 2020 г.

Самарский маховик

Уже стало нормой говорить, что жителям Самары очень повезло с тем, что их город имеет самую протяженную обустроенную набережную зону среди остальных городов России, за исключением столичных (в разном понимании) г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Хотя было бы правильнее сказать, что особенно повезло с этим губернатору Азарову. Судьба подарила ему возможность дать старт началу создания V очереди набережной Самары (предыдущая IV очередь была сдана в эксплуатацию еще при СССР в 1986 г.). Все три предшественника Азарова на посту губернатора об этом только мечтать могли. Лишь братьям Азаровым удалось раскрутить свой самарский маховик.

И октября был заключен контракт между ООО «ВТС-П» и департаментом градостроительства г.о. Самара на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство V очереди набережной р. Волги в границах ул. Вилоновской и II очереди набережной» (см. «Хронограф» №32 (856) от 17.10.22). Цена контракта — 131,5 млн р. Стоимость самого строительства предварительно была оценена в 3,84 млрд р.

В техническом задании на очередной госзаказ проектно-изыскательских работ по речному вокзалу предполагаемую стоимость предстоящих строительных работ предусмотрительно не указали. Это не мешает уверенно ожидать, что мастера изыскательских работ ООО «ВТС-П» не продешевят. Создадут такой проект, который позволит претендовать как минимум на пятимиллиардную смету расходов по речному вокзалу. Глупо было бы полагать, что обновленный речной вокзал чем-то должен уступать имеющимся очередям набережных Самары.

Пятилетний срок губернаторских полномочий Дмитрия Азарова истечет в сентября 2023 г. При этом Азаров явно не собирается уходить как Меркушкин, не доделав основные для себя дела. Впрочем, в условиях современной политической турбулентности лучше успеть позаботиться о создании для себя запасных аэродромов. Кто-то из окружения Азарова может заявить, что все эти версии не более чем информационные провокации. Тем не менее по мере приближения выборов губернатора портфель заказов Группы «ВТС» уверенно растет.