Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (827) | 31 января 2022г.
 

Токсичный вице-спикер

Второй раз Александр Милеев пытается стать законотворцем

Георгий Кизельгур

В феврале муниципалитеты Самарской обл. получат для изучения законопроект, внесенный в Самарскую губернскую думу (СГД) заместителем председателя заксобрания Александром МИЛЕЕВЫМ (на фото). Милеев уже второй раз пытается внедрить собственное ноу-хау в деятельность комиссий по застройке и землепользованию при главах муниципалитетов. Естественно, с акцентом на г.о. Самара. Детали милеевской инициативы дают основание полагать, что речь идет об узурпации власти в строительном секторе. Добившись определенных результатов в региональной политике, Милеев, по сути, замахнулся не переформатирование вертикали власти. Это как минимум должно вызвать беспокойство губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА.

Чего хочет слуга народа

Законотворчество Александра Милеева связано с внесением изменений в ст. 8 Закона Самарской обл. от 12 июля 2006 г. №90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской обл.». Речь идет об изменении подхода к формированию комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории. В полномочия комиссии входят рассмотрение заявок: на предоставление земельных участков, на строительство, на изменение использования объектов, на предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, на предоставление разрешений на отклонение от предельных параметров строительства, а также организация публичных слушаний. На сегодняшний день решения комиссии носят рекомендательный характер для глав муниципалитетов.

В милеевской редакции законопроекта решения, принимаемые комиссией, главой города должны исполняться. И все это преподносится фразами кремлевской риторики: «Выражение интересов граждан районов по актуальным вопросам сохранения рекреационных, лесопарковых зон не может носить исключительно совещательный характер на заседаниях комиссии по застройке и землепользованию», — указано в документе.

Представляется маловероятным, что Милеева интересуют какие-либо муниципалитеты, кроме г.о. Самара. Так вот о Самаре. Согласно постановлению администрации Самары от 10 марта 2021 г. №128 на данный момент в комиссию входят 17 человек, 7 из которых — депутаты думы г.о. Самара (ДГОС). Милеев в своем законопроекте заявляет о необходимости включить в состав комиссии с правом решающего голоса представителей СГД и представителей советов депутатов внутригородских районов Самары. 9 из 10 мест, по задумке депутата, должны быть закреплены за представителями каждого из советов депутатов внутригородских районов.

Как видно, он настроен фактически изменить всю структуру комиссии, убрав оттуда депутатов ДГОС. Милеевская законотворческая инициатива наибольшую отдачу должна дать именно в Самаре, поскольку в других муниципальных образованиях нет внутригородских райсоветов. Также, по мнению Милеева, в комиссию должны входить четыре депутата от СГД — по одному от каждой парламентской партии.

Вот здесь-то собака и зарыта. В соответствии с п. 8 ст. 24 Устава г.о. Самара Самарской обл. «глава г.о. Самара подконтролен и подотчетен населению и думе г.о. Самара». Проще говоря, ни депутаты СГД, ни депутаты райсоветов никаких рычагов влияния на главу Самары не имеют. Таким образом, Милеев пытается запустить процесс, результатом которого станет прямое влияние депутатов СГД и райсоветов на главу Самары Елену Лапушкину. Введя в комиссию подконтрольных себе людей, Милеев получит возможность корректировать решения исполнительной власти города. Это уже вторая попытка Милеева внести в закон данные изменения. В марте 2019 г. депутаты VI созыва СГД рассматривали аналогичную инициативу.

Тогда против изменений в региональный закон выступили представители министерства строительства Самарской обл. и администрации Самары. На этот раз комитет рекомендовал направить законопроект в муниципалитеты для получения отзывов, а также в профильный комитет.

Слуга и его команда

Несложно заметить, что Александр Милеев, судя по всему, пытается распространить свое влияние на строительный бизнес в Самаре. На эту версию наталкивают следующие сведения. В команде Милеева достаточно депутатов всех уровней и партий, чтобы взять под контроль работу комиссии. В пояснительной записке к своей инициативе Александр Милеев приводит пример Кировского р-на. Сделано это могло быть явно неспроста. Считается, что в Кировском райсовете 13 из 25 депутатов так или иначе связаны с Александром Милеевым. Четверо из них прошли в ДГОС. Что еще интересно, все «милеевские» в Кировском райсовете — от разных партий, что, весьма вероятно, на руку депутату СГД. В текущем созыве Кировского райсовета от партии «Единая Россия» (ЕР) с Милеевым связаны Иван Хоменко, Олег Кобелянов, Владимир Рябушкин, Александр Глазецкий, Алексей Авдеев и Александр Шакиров. От КПРФ – Алексей Монахов и Константин Иванов, от «Справедливой России» (СР) – Владислав Широчин, от «Зеленых» — Олег Комаров, и еще двое – Игорь Тошев и Владимир Павликов — вошли в райсовет как самовыдвиженцы. Также при поддержке Милеева статус депутата райсовета получили Равиль Фазлетдинов и Сергей Фетисенко. В ДГОС от Кировского райсовета вошли Вячеслав Дормидонтов, Рябушкин, Широчин.

Еще в 2010 г. была создана СРОО «Движение в защиту прав и свобод «За Самару!» с ИНН 6317080648 (ДЗПС). Учредителями ДЗПС до настоящего момента записаны Вячеслав Дормидонтов, Михаил Ржевский, Наталья Ржевская, Алексей Авдеев, Анатолий Кумановский, Владимир Рябушкин, Александр Шакиров и Владислав Широчин. Председателем правления числится Игорь Ефремов. Все эти люди имеют отношение к деятельности ООО «ЭкоСтрой Ресурс» (ЭСР). Так, Наталья Ржевская — заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. — руководитель департамента по обращению с ТКО. Дормидонтов, Авдеев, Рябушкин, Шакиров и Широчин — муниципальные депутаты, Кумановский — юрист одиозной управляющей компании ООО УК «Мой Эко Дом» (см. «Хронограф» №34 (770) от 12.10.20). Игорю Ефремову можно отдать роль «кошелька»: на него записаны доли в нескольких прибыльных коммунальных фирмах, а также в компаниях-рантье. К примеру, чистая прибыль ООО «Недвижимость» с ИНН 6317076698, откуда, видимо, черпает ресурсы Александр Милеев, в 2019-2020 гг. не опускалась ниже 100 млн р.

Не возникнет проблем у Александра Милеева и с представителями в комиссии от СГД. По итогам выборов в СГД, прошедших в сентябре прошлого года, Александр Милеев сумел серьезно усилить свои позиции, фактически получив собственную межпартийную фракцию. Помимо традиционных членов его команды, Литвинова и Дормидонтова, к числу почитателей Милеева следует отнести всю фракцию СР (в составе двух депутатов из Тольятти – Максима Гусейнова и Михаила Маряхина). Поддержку на выборах от людей Милеева могли получить и выдвиженцы от КПРФ. К их числу относят депутатов Екатерину Луценко, Максима Федорова и др. (см. «Хронограф» №32 (813) от 4.10. 21). Все это легко объясняет странную инициативу Милеева привлечь к решению муниципальных вопросов депутатов СГД от разных фракций.

По сути, речь идет о возможности влиять на решения главы Самары в области градостроительства в обход устава г.о. Самара и ДГОС. Говоря голливудским языком, «обходить закон, не нарушая закон».

Слуга ведет игру

Пик строительных инициатив Александра Милеева в Кировском р-не пришелся на 2 марта 2021 г. В тот день депутат Милеев вдруг решил взять слово во время обсуждения доклада министра строительства Самарской обл. (2018-2021 гг.) Евгения Чудаева. Атака депутата была направлена на проект ООО «СЗ «СК Владимир» Валерия Ахременко. Речь шла даже об угрозе перекрытия Московского ш. (см. «Хронограф» №13 (794) от 19.04.21). Время было предвыборное, однако с учетом новейших милеевских инициатив разумнее предположить, что народный избранник ведет гораздо более сложную игру, нежели может показаться при поверхностном осмотре.

Мало кто в Самаре не знает про легендарный милеевский долгострой в Октябрьском р-не. Речь идет о строительстве торгового центра на ул. Авроры, 140. Это площадка ранее принадлежала Самарской табачной фабрике. Первое разрешение на строительство было выдано еще в 2016 г. В 2018 г. ООО «Коммерческая фирма АТТИС» обратилось в минстрой с просьбой изменить разрешение и разделить строительство объекта на два этапа. Заявку одобрили. ООО «Коммерческая фирма АТТИС» принадлежит вышеупомянутому Владимиру Рябушкину (28,58%) и Светлане Кругловой (71,42), которая известна как особо приближенное Милееву лицо.

В общем, депутат, судя по всему, рассчитывает зайти через подконтрольную команду в исполнительную власть Самары, да еще и в сферу с высоким инвестиционным потенциалом. Не случайно показатели строительной отрасли являются маркером для оценки высших должностных лиц субъектов РФ по указу президента России Владимира Путина от 4 февраля 2021 г. №68. Кроме того, нельзя списывать со счетов, что Милеев предлагает сформировать фактически неконституционные органы принятия решений. Это уже должно беспокоить непосредственно губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Не зря же в 2019 г. инициатива Милеева была заблокирована. Получит ли милеевский законопроект на этот раз право на жизнь, зависит от принципиальной позиции первых лиц региона. Предыдущий губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин, может быть, в каких-то секторах и демонстрировал некомпетентность, однако в отношении номенклатурных угроз Меркушкин обладал безукоризненным чутьем. По крайней мере, в отношении Милеева он сделал все возможное, чтобы заблокировать ресурсы токсичного самарского политика.

Комментарии

Александр МИЛЕЕВ, заместитель председателя СГД

- Сегодня в комиссию входят 10 депутатов, но должно быть равномерное распределение. Сейчас от Самарского р-на в комиссии три представителя, там проживает 42 тыс. населения и практически стройки не ведутся. А от Кировского р-на нет ни одного человека. В течение выборной кампании я видел, какие сложные вопросы звучат в этом районе, жители даже хотели перекрыть Московское ш., именно в Кировском р-не находятся все проблемные стройки. Насколько я помню, те комиссии, которые находятся в области при губернаторе, их везде возглавляет губернатор, а тут глава города не возглавляет комиссию, в результате глава не несет ответственности за принятые комиссией решения. Необходимо ввести представителей Самарской губернской думы, тем более что 15 депутатов были выбраны от Самары. Много нареканий к составу комиссии, туда входят несколько представителей от обществ с ограниченной ответственностью. Я считаю это нарушением этики.