Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (822) | 13 декабря 2021г.
 

Гусаров — Поролло:

Попроще и посложнее

Егор Кошеров

В начале декабря в Самаре с неофициальным визитом побывал руководитель и фактический хозяин АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис ОБНОСОВ. Генеральный директор АО «Салют» Сергей ГУСАРОВ об отчуждении заводских активов в интересах управляющих им серых кардиналов рассказать высокому гостю постеснялся. Шансы донести до генерал-майора ФСБ Обносова всю подноготную ограбившей государство приватизации имеет более искушенный персонаж. Речь о Романе ПОРОЛЛО, в силу обстоятельств лишенном власти и влияния на «Салюте», но сейчас выходящем из пике.

Факты

Пост генерального директора входящего в состав КТРВ АО «Салют» Сергей Гусаров занял в апреле 2017 г. после смерти прежнего руководителя предприятия (1991-2017 гг.) Николая Пороло (1940-2017 гг.). До того Гусаров занимал в «Салюте» относительно скромную должность начальника производства и увлекался химией, изучая технологии выпаривания ценного металла — серебра — из отработанных растворов. Понятно, что в столь тепличных условиях о вызовах, сопряженных с профессиональным ростом до уровня первого лица на огромном оборонном предприятии, он даже не помышлял. К тому же повышение Гусарова до гендиректора никем не планировалось — у Николая Поролло были свои виды на преемника (об этом ниже).

В роль полновластного распорядителя градообразующего для пос. Мехзавод (г.о. Самара) предприятия Гусаров, по всей видимости, вжился достаточно быстро. В 2018 г. не исключено, что с целью выездов на охоту был приобретен минивэн Mercedes-Benz V250d. Причем за немалые деньги — 5,5 млн р. И похоже, за счет средств гособоронзаказа. Закупка даже попала в рейтинг общероссийского общественного движения «Народный фронт: За Россию!» (ОНФ) по такому критерию, как «расточительность». Однако серьезных последствий для Гусарова «открытие» ОНФ не возымело, растворившись в ворохе аналогичных закупок других госпредприятий. Mercedes по сегодняшний день можно наблюдать припаркованным на территории «Салюта» напротив чудом уцелевшего памятника вождю мировой революции Владимиру Ильичу Ленину. Являя собой яркий пример поражения пролетариата в классовой борьбе, транспортное средство из капиталистической Германии, по всей видимости, продолжает использоваться в нуждах Гусарова, среди которых охота по традиции может занимать важное место.

Второй отдушиной своего начальника (не считая трудоустройства обеих дочерей и родной сестры на ключевые направления в «Салюте») наблюдатели называют строительство огромной, в духе соцреализма столовой для персонала. Этот объект не чуждые Гусарову подрядчики возводят уже несколько лет. Чем дольше строится столовая, тем сильнее искушение освоить на проекте по возможности максимальные средства вне поля зрения КТРВ.

А вот в цифровизацию «Салюта» Гусаров, по мнению исследователей, вкладывать не спешит. Объясняться консервативный подход к организации производства может просто: оцифровка протекающих в цехах и около них процессов способна существенно снизить выгоду от вмешательства человеческого фактора.

В целом Сергею Гусарову повезло. Себе на замену Николай Поролло целенаправленно готовил внука — Романа Поролло. Для развития хватки Поролло-младший был отдан в Самарский государственный аэрокосмический университет на престижный факультет «Менеджмент предприятия». Учился внук хорошо, проявляя незаурядную тягу к эффективному продолжению дела деда. Но, как это часто бывает, вмешался случай.

В середине 2000-х гг. Роман Поролло познакомился с совершеннолетним гражданином, которого потом представлял как «Антон Туляков». Гражданин не являлся выходцем из аристократичной семьи Поролло.

Более того, принадлежал к совершенно другому кругу, члены которого любят паразитировать на обществе и государстве. Со временем он сделался при Поролло иждивенцем, пользуясь его деньгами, автомобилями и проживая в его квартирах. Карьера молодого управленца стремительно пошла под откос.

Дед, разумеется, пытался отвадить внука от дружбы с иждивенцем, но тщетно. Оставив надежду, Поролло-старший охладел к младшему и перестал двигать его по службе. Важную роль могли сыграть подметные письма с компрометирующими сведениями, рассылку которых в адрес руководителей завода иждивенец якобы организовал с согласия внука. Замысел мог состоять в том, чтобы осуществить захват директорского кресла, презрев старые договоренности об эволюционном приходе к этому. В итоге Роман Поролло не только пролетел мимо позиции главного в «Салюте», но и умудрился влезть в конфликт со всеми родственниками, которым его отношения с иждивенцем также пришлись не по вкусу.

Следствием конфликта стала попытка раздела бизнеса, оставленного Николаем Поролло своим наследникам. Для Романа Поролло раздел, к которому его мог подтолкнуть все тот же иждивенец, завершился крайне неудачно. Так, за выход из семейной «копилки» ООО «НАП» внук получил всего около 4,2 млн р. От дяди Станислава Пороло Роману удалось добиться выделения 1/6 доли в праве собственности на земельный участок сельхозназначения в Красноярском р-не. От еще одного родственника – Владимира Смирнова — Роману Поролло не досталось ничего. Что касается спора за компенсацию стоимости 1/6 доли в праве общей долевой собственности на два жилых дома в пос. Жигулевские Ворота с Маргаритой Пороло в размере 4,5 млн р., то он завершился и вовсе насмешкой для сутяжника. Согласно решению суда, право общей долевой собственности приказано не прекращать, компенсацию в пользу внука — не присуждать. По сути, Роман Поролло обязан по-прежнему проживать с бабушкой под одной крышей.

Мифы

Мифотворцы склонны оценивать Сергея Гусарова как соглашателя, которого серые кардиналы «Салюта», ткнув в нелицеприятное, разве что не силой убедили занять расстрельную должность. Причем Гусаров вряд ли пригодился для следования стратегии КТРВ по повышению рентабельности, модернизации производственных мощностей и максимальной загрузки всех профильных активов. Скорее назначенец удобен кардиналам для прикрытия текущих под носом КТРВ процессов отчуждения госимущества, искусно выдаваемого за лишнее и неликвидное. Отдельные корпуса и земельные участки «Салюта» выводятся в пользу третьих лиц, курируемых кардиналами, при крайне сомнительных, а значит, юридически оспоримых, обстоятельствах. Идею о возврате ценных активов государству с вовлечением их в исполнение гособоронзаказа, принадлежащую Обносову, Гусаров не популяризует (см. «Хронограф» №18 (799) от 24.05.21). Хотя должен. Тем самым культивируется миф, что «Салют» из-за пессимизма главного заказчика относительно объемов выработки не столь уж необходимое звено в структуре КТРВ. А значит, им можно пожертвовать. Кому как не кардиналам, мечтающим о банкротстве завода с дальнейшей распродажей его площадей, этот миф может быть выгоден?

Статусом одного из кардиналов «Салюта» молва наделяет модератора кулуарно-административных интриг, заместителя Гусарова по безопасности и кадрам Виктора Платошина. Незримое присутствие выходца из рабочих Платошина чувствуется во всех цехах (см. «Хронограф» №37 (818) от 15.11.21). Параллельно Платошин вместе с хорошо знакомым ему бывшим акционером «Салюта» и профессиональным слесарем Александром Юдиным продолжает наблюдение за обескровливающей завод приватизацией ликвидных активов.

Любопытна, к примеру, история с исключаемым в настоящий момент из ЕГРЮЛ ООО «Ютекс» с ИНН 6376065320. Доходное имущество, пришедшее в «Ютекс» из «Салюта», оказалось на балансе ООО «Корунд» с ИНН 6376065803, которым владеет дочь Юдина Светлана Юдина. В этой связи исчезновения «Ютекса» допускать нельзя, чтобы не разрывать цепочку, возможно, с признаками коррупционной составляющей.

Актуален миф, что отодвинуть от завода Романа Поролло решили как раз таки серые кардиналы. Учитывая импульсивную подверженность Поролло-младшего реваншистским настроениям, пристегнуть к нему бездельника-иждивенца — отличный способ надолго нейтрализовать опасного конкурента за власть над денежными потоками. В логику иждивенца, мыслящего категориями вроде «ласковый теленок двух маток сосет», двурушничество вполне укладывается. Причиной же злоключений Романа Поролло мифотворцы полагают не столько бесполезные расходы (на содержание безработного приживальщика ежемесячно могло уходить от 500 тыс. до 1 млн р.), сколько сильнейшую эмоциональную зависимость от «засланца» и, как следствие, отсутствие отчета в своих действиях. Последний пример — спор за 1,1 млн р. с продавцом оборудования для майнинга криптовалют ИП Дмитрием Соколовым. Сообщается, что в авантюру с майнингом Романа Поролло якобы с помощью психологического прессинга втянул тот самый иждивенец. Более того, именно ему приписывают кураторство схем с участием ИП Соколова (см. «Хронограф» №36 (817) от 01.11.21).

Прогнозы

Роман Поролло осознал допущенные ошибки и отринул надоедливого иждивенца, потребовавшего денег на эмиграцию в одну из европейских стран. Теперь нувориш, ключевым активом которого продолжает оставаться оборотистое ООО «Полимер-пласт» с ИНН 6319724792, полон решимости покарать серых кардиналов «Салюта» за испорченную карьеру и утрату влияния на завод. Выйти из затянувшегося пике Поролло-младший планирует напрямую на Бориса Обносова: по отзывам, у него сохранился канал донесения до генерал-майора ФСБ компрометирующей оппонентов информации. В таком случае Платошину, Юдину и покровительствующему им председателю совета директоров «Салюта» Юрию Семаку, не исключено, придется долго и сложно выкручиваться из расставленных компетентными органами сетей.

Для теневых стейкхолдеров бывшего и нынешнего заводского имущества гораздо проще держать Гусарова на коротком поводке. Похоже, они полагают, что Гусаров будет делать то, что ему скажут, пока его заботит будущее своих родственников, оккупировавших тему финансово-экономического обоснования заводских закупок, проводку платежей и подбор кадров. Пользуясь ошибочным упоминанием фамилии из редакционного запроса, Платошин даже попытался опровергнуть существующий на шефа «крючок» (см. цитату). Но было поздно: доверие Гусарова к членам окружившей его кресло фронды почти полностью улетучилось. Сегодня он все больше задумывается над тем, чтобы продемонстрировать свою самость в медийном поле.

Цитата:

- Мария Николаева и Елена Новичкова не являются дочерьми генерального директора Гусарова С.Н. Кроме того, Николаева М. не работает в подразделении, ответственном за проведение закупочных процедур. (Виктор Платошин, комментируя вопрос о трудоустройстве дочерей Сергея Гусарова, 17.11.21)

- Роману Поролло уже несколько лет подряд пускает пыль в глаза иждивенец, проживающий в его бывшей квартире и тянущий с внука спонсорскую помощь. Если бы Поролло стал более коммуникабельным, то смог бы убедиться, что окучивающий его приживальщик отнюдь не является тем, за кого себя выдает, и верить нельзя ни одному его слову. (ОАЕ «Хронограф» №4 (785) cm 08.02.21)