Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (821) | 6 декабря 2021г.
 

День победы Уралхима

На Тольяттиазоте сменилась власть

Татьяна Федорова, Павел Соколов

27 ноября на внеочередном общем собрании акционеров (BOCA) ПАО «Тольяттиазот» (TOA3) было принято решение о досрочном прекращении полномочий управляющей компании — АО Корпорация «Тольяттиазот» — и членов совета директоров предприятия. По итогам BOCA TOA3 перешел под полный контроль ставленников АО «ОХК «Уралхим». BOCA провели при повышенных мерах безопасности, для этого на территорию ТОАЗа были введены подразделения внутренних войск Росгвардии. Одними из первых, кто ощутил веяние перемен, стали участники судебного процесса, состоявшегося 30 ноября в Шестом кассационном суде (6КС).

26 ноября, в пятницу, рядовые сотрудники Тольяттиазота были удивлены. Ближе к вечеру на территорию завода начали вводить подразделения внутренних войск Росгвардии. Вскоре выяснилось, что это было сделано в целях усиления безопасности намеченного на 27 ноября BOCA.

Утром 27 ноября собрание состоялось. Стабильность рабочей обстановки на предприятии ничто не нарушало. Бойцам Росгвардии не пришлось применять силу. 29 ноября, в понедельник, пресс-служба ПАО «Тольяттиазот» распространила официальное сообщение: «27 ноября BOCA избрало новый состав совета директоров, в который вошли представители АО «ОХК «Уралхим»: Дмитрий Татьянин, Андрей Ермизин, Сергей Момцемлидзе, Михаил Лопатин, Артур Карамашев. Председателем совета директоров избран Димитрий Татьянин, одновременно являющийся директором по правовым вопросам АО «ОХК «Уралхим». Генеральным директором ПАО «Тольяттиазот» избран Анатолий Шаблинский, который до этого времени возглавлял филиал «КЧХК» компании «УРАЛХИМ» в г. Кирово-Чепецке Кировской обл.». Далее было отмечено о других решениях BOCA: «Кроме того, решением BOCA были внесены изменения в статьи устава ПАО «Тольяттиазот», связанные с деятельностью председателя совета директоров (СД) Общества (в новой редакции он организует работу СД, созывает заседания совета директоров Общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола) и работой общего собрания акционеров (в новой редакции председательствующий и секретарь избираются на общем собрании акционеров большинством голосов акционеров -владельцев голосующих акций Общества, принимающих участие в собрании). Количественный состав совета директоров остался неизменным — 5 человек».

Подавляющее большинство сотрудников ТОАЗа, а также жители Тольятти, интересующиеся происходящими на «Тольяттиазоте» процессами, знают, что АО «ОХК «Уралхим» вплоть до 27 ноября было миноритарным акционером и не могло в ходе собраний акционеров столь радикально влиять на принимаемые решения. Официальный источник информации ПАО «Тольяттиазот» дал по этому поводу исчерпывающее пояснение: «Контрольным пакетом акций ПАО «Тольяттиазот» голосовал Олег Егерев, который был назначен судом финансовым управляющим имуществом Сергея Махлая в рамках процедуры банкротства Сергея Махлая. Решения BOCA приняты абсолютным большинством -более 80% голосов».

Первыми, кому в срочном порядке пришлось корректировать планы своей работы в связи с принятыми 27 ноября решениями, стали участники судебного процесса в 6КС, намеченного на 30 ноября. Планировалось рассмотреть кассационные жалобы представителей ТОАЗа, защитников осужденных и представителей гражданских ответчиков на приговор Комсомольского райсуда Тольятти от 5 июля 2019 г. и апелляционное определение Самарского облсуда от 26 ноября 2019 г. Однако рассмотрение жалобы так и не началось. Адвокаты ТОАЗа Денис Симачев и Виталий Мазур заявили о самоотводе. Они аргументировали это тем, что 27 ноября на внеочередном собрании акционеров ТОАЗа контроль над предприятием перешел к АО «Уралхим». «В совет директоров ТОАЗа вошли только представители «Уралхима», фактически произошла смена владельца. Мы расцениваем это как рейдерский захват конкурентом-миноритарным акционером ПАО «Уралхим». Исходя из этого, мы лишены возможности представлять ТОA3 в силу конфликта интересов. Данный запрет установлен кодексом профессиональной этики адвокатов», — заявил Денис Симачев. Виталий Мазур полностью поддержал своего коллегу.

Адвокат Сергея Махлая Александр Гофштейн поддержал доводы Симачева и Мазура: «Если они сейчас будут участвовать в заседании, то оно станет последним в их адвокатской деятельности, т.к. у них нет договора на представление интересов, а значит, нет полномочий. Во-вторых, прослеживается явный острый конфликт интересов, свидетельствующий о том, что ранее они оказывали юридическую помощь лицу, интересы которого явно противоречат сегодняшнему». Высказал свою точку зрения и адвокат Максим Волобоев, который присутствовал на внеочередном собрании акционеров ПАО «ТОA3».

«Имея определенный опыт работы с недружественными поглощениями, действительно создавалось впечатление некоего рейдерского захвата. Мы воспринимали собрание как нелегитимное, но должны были явиться. Все происходило со сменой ЧОПа, да много еще чего было. Я считаю, что все основания для самоотвода у адвокатов имеются», — высказался Волобоев.

Представители «Уралхима» в суде подтвердили, что на официальном сайте ТОАЗа размещена информация об аннулировании всех доверенностей, выданных до 27 ноября 2021г. (включительно), за исключением доверенностей, выданных от имени ПАО «ТОАЗ» генеральным директором Анатолием Шаблинским. Тем не менее письменных сведений о расторжении договора с адвокатами в суд пока они представить не могут.

Представители осужденных просили начать процесс рассмотрения жалобы. Они аргументировали тем, что у них есть письменные разрешения от их подзащитных о начале процесса без их участия. Они также указали, что на прошлом заседании суда интересы АО «Уралхим» представлял Андрей Ермизин, который 27 ноября вошел в состав совета директоров ПАО «ТОАЗ». Это означает, что он был осведомлен о дате очередного заседания и мог оформить документы на других представителей. «Его отсутствие носит неслучайный характер», — подчеркнул Александр Гофштейн. Прокуратура поддержала отложение рассмотрения дела до получения всех необходимых разъяснений. В результате рассмотрение жалобы назначили на 7 декабря, в качестве резервной даты указали 21 декабря. По заявлению председательствующего судьи Сергея Краснова в эти сроки решение по жалобе должно быть вынесено.