Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (820) | 29 ноября 2021г.
 

Строев — Кузнецова:

У переправы

Егор Кошеров

Строительство нового транспортного коридора с мостовым переходом через р. Вожу с обходом г.о. Тольятти с севера и запада и выходом на автомобильную дорогу М5 «Урал» оживило политическую ситуацию в ряде сельских районов Самарской обл. В центре событий оказался глава Шигонского р-на Сергей СТРОЕВ. На его фоне полной счастливицей может ощущать себя глава Сызранского р-на Виктория КУЗНЕЦОВА. Реализация амбициозного проекта, как это всегда бывает, отражается на судьбах людей вне зависимости от их желания.

Факты

Документы по реализации проекта «Европа — Западный Китай» были подписаны 16 октября 2019 г. Сторонами соглашения выступили правительство Самарской обл. и специально образованное в апреле 2019 г. под реализацию данного проекта Хозяйственное партнерство «Концессионная компания «Обход Тольятти».

Обход Тольятти подразумевает создание дорожной инфраструктуры на территории м.р. Ставропольский и Шигонский Самарской обл. На реализацию проекта изначально закладывалось более 120 млрд р. Бенефициарами освоения средств на строительстве моста называли Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко (см. «Хронограф» №35 (816) от 25.10.21).

Подготовка к реализации проекта велась на местах заранее. Именно с этим можно связать смену глав в Ставропольском, Шигонском. Сызранском р-нах Самарской обл. Соответственно, покинули свои посты ставленники эпохи губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина Валерий Анисимов, Валерий Теленков и Анатолий Дулин. Вместо них в результате контролируемых конкурсных процедур территории возглавили новые люди.

17 декабря 2018 г. Владимир Медведев был наделен полномочиями главы Ставропольского р-на. 21 июня 2019 г. в должность официально вступил глава Шигонского р-на Сергей Строев. Также 21 июня 2019 г. главой Сызранского р-на стала Виктория Кузнецова. При этом предыдущие главы Ставропольского, Шигонского и Сызранского р-нов досрочно ушли в отставку. Полномочия же новых глав всех трех сельских территорий примерно совпадают с заявленными сроками строительства мостового перехода. Значит, все спущенные сверху решения придется исполнять им, как и нести за них личную ответственность. Показательные процессы не заставили себя ждать.

12 февраля 2019 г. было издано распоряжение правительства Самарской обл. №108-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской обл. объектов недвижимого имущества в целях обеспечения строительства мостового перехода через р. Волгу с обходом г.о. Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М5 «Урал» в м.р. Ставропольский и Шигонский Самарской обл.».

А 30 апреля 2021 г. на портале Счетной палаты Самарской обл. (СПСО) была раскрыта информация, указывающая на то, что региональное министерство транспорта и автомобильных дорог, возглавляемое Иваном Пивкиным, до сих пор окончательно не решило вопрос с изъятием земель под строительство мостового перехода. На начало марта 2021 г. более половины от запланированных к передаче концессионеру территорий все еще находилось во владении третьих лиц. Жалоба на них ушла в ФСБ России (см. «Хронограф» №16 (797) от 11.05.21). Можно представить, с какими сложностями процесс происходил на местах. Однако это было только начало.

При этом нужно отметить, что Шигонский р-н — одна из уникальнейших и пока еще благополучных экологических территорий Самарской обл. С одной стороны — известная рекреационная зона Муранского бора, с другой — наличие полезных ископаемых, с третьей — богатейшие земли сельскохозяйственного назначения.

Все это замечательная основа не просто для устойчивого развития, но и для настоящего процветания. По крайней мере, так было до начала строительства мостового перехода.

Мифы

В 2004 г. вышла в свет научная монография, которая логически обосновывала необходимость создания логистического коридора в Самарской обл. по другому направлению. Ею предполагалось строительство мостового перехода в районе г.о. Октябрьск. Понятно, что такую идею мог лично проталкивать губернатор Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константин Титов. Тогда дополнительные перспективы получали бы другие территории — на Левобережье Самарской обл. Так что Константину Титову не стали бы мешать и вазовские генералы. Сейчас же в Тольятти их просто уже нет.

Необходимо напомнить, что политико-экономическим центром Правобережья считается Сызрань. Территории его во многом взаимосвязаны. Неоднократно озвучивались идеи их полной интеграции. За объединение Сызрани и Октябрьска ратовал в 1999 г. именно Константин Титов. Предварительный опрос населения Сызрани показал, что жители однозначно высказываются за объединение, но Октябрьск на референдуме выбрал независимость.

Если бы идея строительства этого коридора с завязкой на мост в районе Октябрьска была реализована, то, скорее всего, и административная карта Правобережья выглядела бы иначе. Вектор развития региона также был бы развернут в другую сторону: Сызрань, Сызранский р-н,

Октябрьск, Приволжский, Безенчукский р-ны, южные территории. Перспектива — более короткий транзит Европа — Азия (см. «Хронограф» №36 (606) от 28.11.16). Тем не менее разговоры о дальнейшей интеграции территорий продолжаются и сейчас. Шигонская волость входила ранее в Сызранский уезд Симбирской губернии. Шигонский р-н объединяли с Сызранский р-ном в период укрупнения сельских территорий во времена СССР. Свою самостоятельную историю он ведет лишь с 1965 г.

В 1928 г. Сызрань была административным центром Сызранского округа Средне-Волжской обл. В округ входили и сельские территории. Сызранский р-н официально основан в 1938 г. Октябрьск также имел разный статус. Был он и Октябрьским р-ном Сызрани. Самостоятельным городом он стал в 1956 г.

В случае такой интеграции за реализацию проекта на Правобережье отвечал бы глава объединенной территории. Зато сейчас Виктория Кузнецова и особенно глава Октябрьска Александра Гожая, как и глава Сызрани Анатолий Лукиенко, могут чувствовать себя куда более спокойно по сравнению с Сергеем Строевым. Та же Александра Гожая может лишь радоваться, что проект реализации некогда крупнейшего в Европе Александровского моста через р. Волгу в районе нынешнего Октябрьска был реализован еще в далеком 1880 г. Сейчас мост стал одним из символов города, здесь проводятся посвященные ему фестивали, и все довольны.

Что до «дорожных разборок», то они и раньше приводили к конфликтам, которые получали публичность, решались в судебном порядке. Достаточно вспомнить историю с т. н. Первомайским спуском, который не хотели держать на балансе своего муниципалитета ни Виктория Кузнецова, ни Александра Гожая. Между тем он связывает удаленный район Октябрьска — пос. Первомайск — с федеральной автомобильной трассой М5 (см. «Хронограф» №14 (707) от 22.04.19).

В общем, обе дамы-руководительницы по большому счету счастливо избежали дополнительной ответственности с мостовым переходом, чего не скажешь о Сергее Строеве. Проблем же, как показывает и сегодняшняя, и историческая практика, могло возникнуть выше крыши.

В 1877 г. вышла в свет книга Василия Немировича-Данченко «На Волге (очерки и впечатления летней поездки)». Писатель побывал и в районе строящегося Александровского моста. Впечатления его легко совместить с нынешними реалиями: «Берега здесь прорыты гротами, точно бесчисленными норами, у самой воды валяются разбитые кессоны... вот и дамба мостовая, на три версты прошла она внутрь страны, да, говорят, водою размыло».

Можно представить, какое поле деятельности было бы здесь у сегодняшних контролирующих и надзорных органов. Впрочем, они и сейчас не сидят без дела.

Прогнозы

В начале ноября следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской обл. раскрыло информацию о возбуждении уголовного дела, фигурантами которого названы чиновники регионального министерства транспорта и автомобильных дорог. Из сообщения следует, что компетентные органы реагировали на ситуацию, сложившуюся в ходе реализации концессионного соглашения. Речь идет о строительстве мостового перехода через р. Волгу западнее Тольятти. По версии следствия, в период с октября 2019 г. по настоящее время должностные лица ненадлежащим образом исполняли свои обязанности.

В сообщении говорится: «Подвоз строительных материалов по дорогам регионального, муниципального и местного значения осуществлялся грузовым автотранспортом, что повлекло разрушение автомобильных дорог на ряде участков. Результаты диагностики в 2020 г. показали их полное несоответствие установленным стандартам». Также было сообщено о том, что противоправные действия должностных лиц привели к закрытию школьных маршрутов по перевозке в образовательные учреждения Шигонского р-на (см. «Хронограф» №38 (819) от 22.11.21). Строеву, одним словом, не позавидуешь. Правда, заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. — руководитель департамента автомобильных дорог Андрей Спиридонов видит ситуацию несколько иначе: «В отношении осуществления школьных перевозок по автомобильным дорогам м.р. Шигонский — школьные перевозки осуществлялись и осуществляются в настоящее время, маршруты не закрывались».

Виктория Кузнецова спокойна хотя бы за это. Она сообщила Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф»: «На территории Сызранского р-на закрытие школьных автобусных маршрутов не проводилось и не планируется». Тем не менее проблема логистических изысков полностью ее не миновала. Мост, конечно, строят не у нее под боком, но трассу никуда не денешь. Так, Виктория Кузнецова сообщила в ответе ОАЕ «Хронограф»: «В администрацию поступают обращения граждан, проживающих в с.п. Троицкое, на шум в районе жилой застройки и установку шумовых ограждений».

Сергей Строев официально проблем не видит: «Поступали жалобы от жителей на индустриальные шумы, возникающие при строительстве любого, тем более такого масштабного объекта».

Реализация проекта может дать многое различным территориям Самарской обл. Однако пока она приносит проблемы. И не факт, что главам территорий удастся успешно отсидеться «у переправы».

Цитата:

- Реализация проекта для муниципального района Шигонский позволила на время строительства увеличить доходную часть местных бюджетов как муниципального района, так и с.п. Тайдаково и Шигоны на величину подоходного налога, перечисляемого с заработка строителей. (Сергей Строев в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф», ноябрь 2021 г.)

- Предполагается, что новый маршрут разгрузит плотину Жигулевской ГЭС, повысит пропускную способность трассы М5 «Урал», окажет положительное влияние на экспортный потенциал Поволжья, поспособствует открытию новых предприятий и появлению тысяч рабочих мест. (Виктория Кузнецова в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф», ноябрь 2021 г.)