Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (819) | 22 ноября 2021г.
 

Цель Хинштейна

Депутат не устает разоблачать министра Пивкина

Илья Ширтанов, Павел Соколов

11 ноября на фоне возбуждения уголовного дела о причинении ущерба бюджету региона депутат Государственной думы (ГД) РФ от Самарской обл. Александр ХИНШТЕЙН (на фото) решил напомнить еще об одном инциденте, в рамках которого упоминается министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван ПИВКИН. Речь идет о мошенничестве при проведении исследовательских работ. Информация моментально была растиражирована, в т.ч. федеральными СМИ.

Разоблачитель смакует

1 ноября 2021 г. официальный источник следственного управления СК РФ по Самарской обл. сообщил: «Возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами регионального министерства транспорта и автомобильных дорог при реализации государственной программы «Развитие транспортной системы».

11 ноября в Telegram-канале Александра Хинштейна появилась сопроводительная информация следующего содержания: «Еще одно «дорожное» дело расследуется сейчас в СЧ ГСУ ГУМВД по Самарской обл. Оно было возбуждено 3 июня 2021 г. по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц)». Далее автор приводит некоторые известные ему детали: «Следствие установило, что подрядчик Минтранса СО (ООО «ИнфраКАП») получил 10 млн р. за научно-исследовательские работы (прогноз интенсивности транспортных потоков при строительстве моста через Волгу с обходом Тольятти), которые в действительности выполняли совсем другие» (https://t.me/ Hinslitein/1412).

Стоит отметить, что ООО «ИнфраКАП» выступало одним из соучредителей хозяйственного партнерства (ХП) «Концессионная компания (КК) «Обход Тольятти», начавшего строительство мостового перехода через р. Волгу в Самарской обл. Помимо ООО «ИнфраКАП» участниками ХП «КК «Обход Тольятти» числились Александр Афанасьев, ООО «Социальная инфраструктура», АО «ДСК «Автобан», ООО «Автодор — платные дороги». 9 июня 2021 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности ХП «КК «Обход Тольятти» «путем реорганизации путем преобразования» (см. «Хронограф» №35 (816) от 25.10.21).

Канал Александра Хинштейна поведал о том, что «еще за 3 месяца до заключения госконтракта с Минтрансом — ООО «ИнфраКАП» зало такие НИР (научно-исследовательские работы. – Прим. ред.) в сторонней организации, заплатив за него в 20 раз меньше: 0,5 млн р. В дальнейшем, однако, подрядчик представил подложные акты выполненных работ, выдав чужие исследования за свои и получив оплату в 10 млн р.».

Окончательное разоблачение сформулировано Хинштейном в как будто специально продиктованной для печати цитате: «Очень показательно, что Минтранс и лично министр Иван Пивкин в ответ на запросы следствия отказываются признавать факт причинения ущерба бюджету,

всячески защищая подписавшую госконтракт замминистра Ольгу Приходько, хотя очевидно: подрядчик заранее знал условия будущего конкурса, а значит, налицо коррупционный сговор». «Однако министра Пивкина это, очевидно, не сильно смущает. Да и украденные 9,5 млн для него, наверное, тоже не деньги», — считает автор.

На указанном Telegram-канале Александр Хинштейн развивает тему: «Сразу 4 уголовных дела, связанных с незаконными действиями руководства самарского Минтранса, расследуются в настоящий момент в регионе». Помимо указанных идет повествование о преследованиях «по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами своих полномочий при установлении приаэродромной территории аэропорта Курумоч» и деле «в связи с использованием по нецелевому назначению федеральной субсидии Минтранса РФ на сумму 52,4 млн р.».

Не остался забытым и инцидент по отбору подрядчика на создание интеллектуальной транспортной системы для нужд регионального Минтранса. Похоже, что Хинштейн с особым азартом ведет работу по министру Пивкину.

Феномен Пивкина

Объяснением хинштейновскому азарту может служить бэкграунд Пивкина. Должность министра он занял в июне 2012 г. по личному приглашению губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. В Самару Пивкин прибыл вслед за Меркушкиным из Республики Мордовия.

Трудовую деятельность Иван Пивкин начинал в Госкомитете Мордовской ССР по экономике. Затем трудился в дирекции по реализации федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия. Возглавлял ООО «Саранскдорстрой». С 2008 г. работал начальником государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия». С этой должности он и прибыл в 2012 г. в Минтранс Самарской обл.

Меркушкина на посту губернатора Самарской обл. воспринимали в качестве главного антагониста госкорпорации «Ростех» в Самаре и ее генерального директора Сергея Чемезова лично. Как, впрочем, и всю команду «губернатора-созидателя», прибывшую из Мордовии. Вскоре Меркушкин стал самой заметной мишенью для критики со стороны Хинштейна, известного друга Ростеха. Сегодня Пивкин -единственный из команды Меркушкина, кому удалось сохранить позиции в правительстве Самарской обл.

Данный феномен объясняется тем, что за время губернатора Меркушкина Пивкин в роли министра сумел нарастить серьезный круг связей на федеральном уровне. 6 октября 2020 г. саранское издание «Столица-С» связало «живучесть» Пивкина на посту главы самарского Минтранса с его поддержкой со стороны на тот момент первого заместителя министра транспорта РФ (2018-2020 гг.) Иннокентия Алафинова (https://stolica-s.su/ archives/276846), курировавшего автодорожное направление, и связанный с этим нацпроект (см. «Хронограф» №41 (777) от 30.11.20).

Буря прошла верхом

8 ноябре 2020 г. председатель правительства РФ Михаил Мишустин освободил Алафинова от занимаемой должности. Ослабление Алафинова случилось синхронно с назначением 9 ноября 2020 г. на пост министра Минтранса РФ Виталия Савельева, сменившего в этой должности (2018-2020 гг.) Евгения Дитриха — креатуру автодорожного лобби Аркадия Ротенберга. «Кандидатуру Дитриха на пост министра транспорта лоббировал, в частности, председатель совета директоров «Стройгазмонтажа» Аркадий Ротенберг, говорят несколько собеседников «Ведомостей»,  — отмечало 18 мая 2018 г. издание «Ведомости» (https://www.vedomosti.ru/ politics/ articles/ 2018/ 05/ 18/769974- chemizvestni). В последний период работы Савельева в должности генерального директора ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» (2009-2020 гг.) у него из-за отказа закупить крупную партию самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) наблюдались натянутые отношения со структурами Ростеха. Хотя отмечается, что гендиректора Ростеха Сергея Чемезова Савельев в должности главы Минтранса РФ устраивает больше, чем Дитрих. Хотя бы уже потому, что Савельев в первую очередь транспортник и финансист. В то время как Дитрих более тяготел к автодорожной тематике своего покровителя Ротенберга.

Закольцовывая эту цепочку связей и противостояний кланов федерального уровня, становится понятно, что у Пивкина сейчас не самый устойчивый период карьерного пути. Хотя, с другой стороны, практика показывает: пока на федеральном уровне идет драка за передел сфер влияния, на местах функционеры вполне могут пересидеть бурю. Похоже, что Хинштейн получил установку не позволить Пивкину пересидеть бурю в тиши самарской гавани.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.