Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (819) | 22 ноября 2021г.
 

Не по ГОСТу

Фирма Котляра жалуется на МИО

Илья Ширтанов

На 22 ноября 2021 г. УФАС России по Самарской обл. назначило рассмотрение жалоб ООО «ГОСТ» Александра КОТЛЯРА на действия организатора торгов при проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Заявитель считает недопустимым ограничение конкуренции, по всей видимости опасаясь, что торги могли быть сформированы под определенного победителя. Наблюдения подсказывают, что у Группы «Ректол», бенефициаром которой является Котляр, сложились не самые лучшие отношения с регулятором рынка наружной рекламы в лице министерства имущественных отношений (МИО) Самарской обл.

15 ноября в УФАС была зарегистрирована жалоба от ООО «ГОСТ» на действия организатора торгов при проведении процедуры СОМ11102100059 на площадке «РОСЭЛТОРГ» www.roseltorg.ru. В качестве организатора указано МИО, специализированной организацией — ГБУ Самарской обл. «Центр размещения рекламы».

Наименование процедуры сформулировано следующим образом: «Аукцион на территории г.о. Тольятти на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности Самарской обл., а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в Самарской обл., за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара №01/2021».

По сведениям из ЕГРЮЛ, директором ООО «ГОСТ» числится менеджер Котляра Валерий Гречин. Единственным участником ГОСТа записан сам Александр Котляр. Нелишним будет отметить то, что ООО «ГОСТ» является учредителем СМИ — сетевого издания Citytraffic («СитиТрафик»). Вместе с тем основным видом деятельности ГОСТа в ЕГРЮЛ указана «торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием». Торговля — одно из направлений разностороннего бизнеса Котляра. В 2015 г. ООО «ГОСТ» конкурировало с ООО «КратоС-Т» за право поставлять мороженое (пломбир) в ФКУ «Исправительная колония №29 ГУФСИН».

Котляра могут подвинуть на рынке наружной рекламы
Котляра могут подвинуть на рынке наружной рекламы

В итоге контракт №1632106862915000025 на поставку мороженого в ИК №29 особого режима был заключен с ООО «КратоС-Т», которое, насколько известно, работало в интересах Александра Котляра.

До последнего времени ООО «ГОСТ» сложно было уличить в излишней публичности. Широко известным юрлицом в бизнесе Котляра было ООО «Ректол», долгое время сохранявшее лидерство на рынке наружной рекламы в Тольятти. Как полагают отдельные наблюдатели, обойти конкурентов и укрепиться в Тольятти Котляр смог якобы при поддержке руководителя департамента потребительского рынка мэрии Тольятти (2000-2012 гг.) Хетага Тагаева (см. «Хронограф» №11 (410) от 26.03.12). Однако вопреки прогнозам после ухода Тагаева из мэрии бизнес Котляра еще с большим ускорением пошел в гору.

Образовывались новые юрлица, занятые в торговле, ресторанном бизнесе. Тем не менее рекламная часть продолжала оставаться в ведении «Ректола». С подачи губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина контроль над сферой наружной рекламы был передан с муниципального уровня в региональное правительство. «В ведении министерства находятся вопросы организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкции, демонтаж рекламных конструкций», — сообщается на сайте МИО.

Судя по всему, Котляру не удалось провести своих эмиссаров в профильное его рекламному бизнесу министерство. Стычки с МИО происходят регулярно. В марте 2021 г. Арбитражный суд Самарской обл. закончил рассмотрение дела №А55-30993/2020 об отказе МИО от исполнения ряда договоров на размещение рекламных конструкций в Тольятти. Суд подтвердил правомерность одностороннего расторжения договоров с «Ректолом». 26 октября 2021 г. МИО обратилось в арбитраж с иском о некоем взыскании, которое министерство намерено наложить на «Ректол». Подробности пока не раскрыты. Делу присвоен №А55-31327/2021.

В свете указанных обстоятельств обеспокоенность за судьбу рекламного бизнеса группы «Ректол» не выглядит надуманной. В жалобе к процедуре СОМ11102100059 ООО «ГОСТ» указывает: «В силу того, что предметом договора, заключаемого по результату проведения указанной процедуры, победителю аукциона предоставляется право на установку и эксплуатацию 27 (двадцати семи) рекламных конструкций на территории г.о. Тольятти, податель жалобы толкует указанный пункт проекта договора (9.1) как возможность дополнения адресной программы мест установки и эксплуатации рекламных конструкций, предоставляемых победителю аукциона (стороне договора), что, по мнению ООО «ГОСТ», является прямым нарушением Закона о защите конкуренции».

Практически аналогичные тезисы изложены ООО «ГОСТ» в жалобе к другойпроцедуре-СОМ11102100061, посредством которой определяется сторона договора с МИО также на размещение 27 рекламных конструкций. Пока остается за кадром мотив, почему в процесс обжалования действий МИО был задействован ГОСТ, а не «Ректол». В любом случае можно предполагать, что, если бы указанные в жалобах ГОСТа обстоятельства играли на руку Группе «Ректол», фирма Котляра, наверное, не была бы столь настойчивой.