Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (811) | 20 сентября 2021г.
 

Он вам не Меркушкин

«Самаратрансстрой» способен обеспечить Азарову достойную жизнь после отставки

ИА «Центр-Инфо»

16 сентября были подведены итоги конкурса на строительство пешеходного перехода в Самаре за 208,9 млн р. Вполне ожидаемо, заказ на безальтернативной основе достался ООО «Самаратрансстрой» (СТС). С 2019 г. СТС уверенно наращивает портфель госзаказов, объем которого уже перевалил за 30 млрд р. Причем динамика только нарастает. Лишь за последние несколько месяцев СТС сумел расширить портфель госзаказов на несколько миллиардов рублей. СТС небезосновательно относят к числу явных фаворитов губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА (на фото). Взрывной успех СТС эксперты рынка расценивают в качестве индикатора неуверенности Азарова в своем политическом долголетии.

Мост в обеспеченное будущее

23 августа на портале Единой информационной системы в сфере госзакупок была размещена информация об электронном аукционе №084220000 2121000316 по объекту «Строительство надземного пешеходного перехода на 16 км автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. Московское ш. (от ул. Мичурина до а/д подъезд к г. Самара от М5 «Урал»), расположенной в г. о. Самара». Начальная цена — 208,9 млн р. Заказ на безальтернативной основе достался СТС. Строительство пешеходного перехода будет финансироваться из областного бюджета. Работы должны начаться 1 октября. Т. е. в зиму. Формальным заказчиком выступило ГКУ СО «Управление дорогами Самарской обл.».

Это лишь один из многих госзаказов, доставшихся СТС в последние месяцы. К примеру, 11 июня 2021 г. в Единой информационной системе в сфере госзакупок появилась информация о заказе №0842200002121000164 ценой более 604 млн р. Электронный аукцион на ремонт 18 км участка (21+000 км -38+800 км) дороги Самара — Бугуруслан прошел полностью в пользу СТС. Далее отдельным аукционом определялся победитель по схожему объекту закупки — «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. Самара — Бугуруслан на участке 23+800 км -33+500 км, расположенной в м. р. Волжский и г. о. Кинель». Максимальная цена — 225,27 млн р. И здесь СТС был признан победителем. По сути, в техническом задании к заказу, выставленному на аукцион за 225,27 млн р., речь идет об участке, который по своим координатам вписывается в участок по госзаказу на 604 млн р. Как такое оказалось возможным? Ответ на этот логичный вопрос могут знать лишь те, кто способен специально под СТС готовить многомиллионные заказы.

Не возникает сомнений в том, что имена и остальные персональные данные этих граждан могут быть хорошо знакомы губернатору Самарской обл. Дмитрию Азарову. Словно они часть его личной негласной команды. Азаров лично предоставил повод для таких мыслей. Причем публично. Это можно было наблюдать в ходе его постоянных визитов на стройплощадку, где в течение 2020 г. осуществлялись работы по расширению проезжей части моста через р. Сок.

Ни на одном другом строительном объекте региона Азаров не появлялся с такой периодичностью, как на этом участке моста. Ездил сюда как на работу не один, а со всей своей свитой. В пылу управленческого успеха даже гордился в телеэфире ударными темпами работ и опережением графика.

Публичное смакование факта «опережения графика» при строительстве моста через реку — нонсенс. График он на то и график, что его разрабатывали с учетом всех особенностей прочностных характеристик бетонных и других конструкций при возведении объекта. Физику нельзя подчинить политическим процессам. Зато когда на повестку дня выходит вопрос о дополнительном финансировании за успехи в виде «опережения графика», законы физики приобретают мусорный фон.

Тем не менее пул приближенных к «первому лицу губернии» государственных СМИ методично отрабатывал все его визиты на мост. Из чего, собственно, и можно было сделать вывод о неуемном внимании Азарова именно к этой стройке. Теперь уже не только профессиональные участники рынка стали понимать, что СТС оказался в роли генерального подрядчика расширения моста через р. Сок совсем не случайно. Перед этим СТС доверили освоить многомиллиардный проект по реставрации Московского ш. в Самаре. Но все это можно считать лишь легкой разминкой перед тем, что СТС ожидало в 2021 г.

В январе 2021 г. СТС был определен в качестве генерального подрядчика строительства многоуровневой развязки и транспортной эстакады в оживленнейшей части Самары — в районе пересечения ул. Ново-Садовой и ул. Советской Армии. Цена вопроса — 3,58 млрд р. Причем велика вероятность, что в ходе работ она вырастет. Стройка находится на личном контроле губернатора Азарова, поэтому говорить о каких-то пределах предполагаемого роста стоимости работ даже неприлично.

Адепты перестройки

Есть все основания полагать, что в ближайшие дни будет официально объявлено о победе СТС в тендере на ремонт семикилометрового участка дороги Кинель — Богатое -Борское за 1 млрд р. (см. текст ниже). Причем опять на безальтернативной основе. Оно и понятно: такие ответственные работы можно доверять только проверенным лицам. В «проверенности» СТС Азаров убедился лично, посещая мост через р. Сок.

Тем не менее известный даже на уровне руководства Администрации президента РФ губернатор-технократ Азаров задал профессионалам из СТС невиданно высокий темп. Не сломались бы. Ведь, по данным информационного портала «Российский налоговый курьер», уже по итогам 2019 г. СТС имел портфель заказов более чем на 25 млрд р.! Наиболее крупные из них имеют двух-трехлетний период исполнения, а заказов все прибавляется.

Складывается впечатление, что Азаров вместе с СТС решили перестроить всю Самару и дороги вокруг нее за предельно короткий период времени. Словно что-то гложет их изнутри, свербит мысль — успеть бы. Причем это не паранойя, а вполне обоснованное явление. Предшественник Дмитрия Азарова на посту губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин тоже мечтал перестроить всю Самару. Причем непременно в кратчайшие сроки.

Была, по словам Меркушкина, лишь одна помеха. Жители Самары постоянно хотели перемещаться, мешая тотальной общегородской перестройке. Меркушкин так прямо и заявлял, что если бы в его силах было возможно на 2-3 года выселить всю Самару, то город можно было бы полностью отремонтировать и на десятилетия после этого забыть о проблемах ремонта дорог и транспортной неустроенности. Не было в голове Меркушкина места лишь для мыслей о тех, кто после него придет руководить Самарской обл.: им-то чем жить, если все уже отремонтировано и построено на десятилетия вперед?

В этом плане Азаров сменил Меркушкина вовремя. Став губернатором, Азаров стал действовать более тонко. Демагогию о выселении самарцев он, конечно же, не ведет. Хотя от планов тотального обновления транспортной системы Самары Азаров не отказался. Приемы стали не такие топорные. Тем более что перманентная реновация всего и вся — это отличная возможность ежегодно осваивать десятки миллиардов в т. ч. федеральных средств по линии национальных проектов. Благо, что у Дмитрия Азарова есть глава г. о. Самара Елена Лапушкина.

Тоже, судя по всему, лицо проверенное. В общем, знай бюджет федеральный лови, а уж распилить гут так тут СТС.

Риски правят регионом

СТС зарегистрировано 25 мая 2011 г. Уставный капитал минимально возможный — 10 тыс. р. Директор Сергей Сурков. Учредитель – Олег Дорошенко. Согласно финансовой отчетности за 2020 г., компания показала выручку в размере 5,58 млрд руб., чистая прибыль — 241,6 млн р. Основным заказчиком выступает министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Минтранс становилось заказчиком по 56 контрактам на сумму 29,36 млрд р. Как уже отмечали эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» подобный успех на определенном этапе мог быть обусловлен тем, что компания находится под контролем депутата Самарской губернской думы Андрея Мурзова, который обладает хорошими лоббистскими возможностями.

Близость Мурзова и СТС очевидна. В официальной биографической справке депутата Андрея Мурзова указано, что он является директором ООО «Техкомплект»». В мае т.г. в компании произошли изменения. Вместо Андрея Мурзова директором ООО «Техкомплект» стал Олег Дорошенко, учредитель ООО «Самаратрансстрой». СТС имеет тесные связи с семьей заместителя председателя правительства Самарской обл. Александра Фетисова. Например, в феврале т. г. было зарегистрировано ООО «СЗ Строй-сервис». Основной вид деятельности общества — строительство жилых и нежилых зданий. Уставный капитал — 10 тыс. р. Директор Александр Тарасов, так же как и Фетисов, очень хорошо знакомая Азарову личность. Учредители — Олег Дорошенко, владелец СТС, и Константин Фетисов, брат Александра Фетисова. Со всеми этими лицами Азаров имел возможность познакомиться еще в период, когда был главой г. о. Самара (2010-2014 гг.).

Сегодняшние успехи СТС с учетом стахановских темпов освоения бюджетных средств могут свидетельствовать о том, что Дмитрий Азаров, как, впрочем, и его окружение, осознают скоротечность и непредсказуемость губернаторской жизни. Вряд ли кто сомневается в том, что причиной отставки главы региона может стать любое недовольство любого функционера в федеральном центре.

Такой причиной вполне могла стать отставка министра культуры Самарской обл. (2019-2012 гг.) Бориса Илларионова (см. «Хронограф» №6 (787) от 24.02.21 и №34 (727) от 21.10.19). Илларионова было принято считать креатурой председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко (см. «Хронограф» №34 (727) от 21.10.19). Инициатором отставки явно выступал депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн. Матвиенко и Хинштейн представляют разные кланы и преследуют разные цели. Однако крайним в подобных ситуациях всегда остается глава региона. Вопрос лишь в том, кто в Москве окажется сильнее и злопамятней. Так что с учетом количества министров-варягов в Самарской обл. в любой момент может появиться новый глава с рейтингом поддержки 70-75%. Впрочем, токсичные креатуры — далеко не полный перечень губернаторских рисков. Например, вечный комсомолец Меркушкин, со свойственным ему электоральным энтузиазмом погорел на результатах выборов (см. «Хронограф» №5 (786) от 15.02.21). Как, впрочем, и губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Вряд ли такая комедия в Самарской обл. повторится. Список от этого короче не становится. Например, никто же не знает, какими должны были быть результаты закончившихся вчера выборов. Возможности управления номенклатурными рисками в сегодняшней региональной реальности крайне ограниченны. Видимо, в Самаре предпочитают старые, проверенные методы. В этом плане СТС может оказаться отличным инструментом для сбора средств, чтобы в случае форс-мажора стейкхолдеры могли безболезненно ретироваться из региона.