Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (811) | 20 сентября 2021г.
 

Вместе надежнее

«Самараэнерго» готово подставить плечо АВТОВАЗу в непростое время

Борис Кротов

В последние недели российский автомобильный рынок испытывает дефицит микросхем. Трудности производителей чипов коснулись и флагмана отечественного автомобилестроения — АО «АВТОВАЗ». Подобные форс-мажоры могут приводить к внеплановым закупкам энергии на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) по более высокой цене. Готовность оказать помощь АВТОВАЗу в качестве гарантирующего поставщика выразило ПАО «Самараэнерго».

10 сентября таблоид «Аргументы и факты» со ссылкой на Bloomberg сообщил, что в начале 2021 г. возник дефицит комплектующих для управляющей электроники у ведущих заводов General Motors, Toyota, Ford, Volkswagen, Renault и др. «Сейчас к их числу прибавились почти все автоконцерны, включая и российские компании АВТОВАЗ, ГАЗ, «Соллерс», — констатировало издание (https://aif.ru/ auto/ about/ superbazovye_ komplektacii_ chego_ lisliatsya_ avtomobili_ iz-za_ deficita_ chipov).

Сложившийся форс-мажор создает предпосылки к изменению размера плановых закупок электроэнергии на ОРЭМ. Вряд ли эта проблема обошла и АВТОВАЗ.

Суть в том, что мегаватты «отклонений» стоят покупателям гораздо дороже, чем те, что закупаются в плановом порядке. В сложившейся ситуации в числе приоритетных задач для покупателя оказывается оптимизация издержек.

Одним из вариантов решения является заключение контракта между градообразующим предприятием Тольятти и ПАО «Самараэнерго» как гарантирующим поставщиком. С одной стороны, для клиентов «Самараэнерго» цена внеплановых мегаватт всегда существенно ниже, чем в ситуации с прямой закупкой их на федеральной бирже энергии. С другой, «Самараэнерго» имеет возможность сглаживать ценовые пики на энергию для промышленных предприятий даже при плановых закупках.

По данным источников Областного аналитического еженедельника «Хронограф», в начале сентября «Самараэнерго» направило предварительное предложение руководству АВТОВАЗа с расчетом, обосновывающим плюсы взаимодействия по описанной схеме. Внимание в документе акцентировано на гарантиях комфортного, надежного и экономически эффективного энергоснабжения автопроизводителя.

Характерно, что АВТОВАЗ уже имеет опыт сотрудничества с гарантирующим поставщиком во избежание перерасхода средств. К примеру, величина отклонений в покупке электроэнергии и мощности у «Самараэнерго» составляет несколько процентов, в то время как у подавляющего большинства предприятий, самостоятельно ведущих операции на ОРЭМ, эта величина может быть в разы выше. Для многих неприемлем рост затрат. К тому же на оптовом рынке идет почасовое планирование и в расчет принимается не только величина потребления электроэнергии, но и мощность оборудования.

Самый популярный довод в пользу перехода на работу с участием гарантирующего поставщика — серьезные операционные издержки при независимых действиях на ОРЭМ. Фактическая стоимость закупаемой предприятием электроэнергии и мощности часто оказывается выше прогнозов и ожиданий. «Самараэнерго» предложило решить задачу снижения этих рисков.