Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (792) | 5 апреля 2021г.
 

Наша цель — изобилие

Константин Титов согласился стать председателем попечительского совета САТОБ

Татьяна Федорова, Павел Соколов

26 марта бывший губернатор Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константин ТИТОВ (на фото) стал председателем попечительского совета (попсовета) ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета» (САТОБ). Совет был создан в тот же день по инициативе генерального директора САТОБ Сергея ФИЛИППОВА. У стороннего наблюдателя могло сложиться впечатление, что, создавая попсовет, Филиппов решил переложить груз проблем на успешных в самарском бизнесе управленцев. Со времен имперской России известно, что расходы собранных под видом помощи средств имеют крайне непрозрачную матрицу.

Театральный попсовет

26 марта состоялось первое заседание попсовета САТОБ. В нем приняла участие министр культуры Самарской обл. Татьяна Мрдуляш. Помимо нее и Филиппова, в зале также были замечены председатель совета директоров ЗАО «Управляющая организация группы компаний «Союз» Николай Васильев, директор филиала ГТРК «Самара» ФГУП «ВГТРК» Елена Крылова, заместитель председателя общественной палаты Самарской обл. Константин Титов и др. Согласно официальной информации на первом этапе формирования попсовета в него также были включены художественный руководитель и дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы», худо-

жественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет, управляющий операционным офисом «Самарский» ПАО Банк «ФК Открытие» Зарина Плукчи и, конечно, депутат Госдумы (ГД) РФ Александр Хинштейн. В ходе первого заседания председателем попечительского совета был избран Константин Титов.

«Состав совета пока не является окончательным, т. к., по решению участников мероприятия, приглашения войти в состав совета будут направлены нескольким руководителям коммерческих структур», — сообщил официальный источник САТОБ (http: //www. opera-samara. net/ novosti/art3444.html). «Члены совета обсудили экономическое состояние театра, репертуарную политику и приступили к поиску решения наиболее остро стоящих перед культурным учреждением задач. Среди проблем, например, высокий уровень расходов на оплату жилья артистам, которые приехали из других городов, чтобы работать в театре, и не имеют своего жилья в Самаре, неконкурентоспособный уровень заработной платы артистов и другие», — говорится в том же официальном сообщении. Из чего можно было бы сделать вывод, что Сергей Филиппов якобы признал неспособность в качестве генерального директора САТОБ решить финансовые проблемы учреждения без посторонней помощи.

Учредителем САТОБ выступает министерство культуры Самарской обл., финансируется театр из областного бюджета плюс деньги поступают из федерального бюджета в рамках различных программ по направлению «Культура». Не говоря уже о том, сколько миллиардов бюджетных средств было освоено на ремонте здания театра. Да и вход на постановки не бесплатный.

Илларионов думал не о том

Сергей Филиппов возглавил САТОБ 9 сентября 2019 г. До этого он с 2015 г. был министром культуры Самарской обл. Должность министра он был вынужден уступить (15 октября 2019 г. -17 февраля 2021 г.) Борису Илларионову, креатуре председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко (см. «Хронограф» №26 (722) от 16.09.19). Пока Илларионов был министром, Филиппов, не решался во всеуслышание заявить о необходимости создать попечительский совет САТОБ в целях решения экономических проблем.

Любой разумный и здравомыслящий учредитель отнесется к стенаниям руководителя учреждения об экономических проблемах как к признаку профессиональной непригодности и без труда найдет замену. Тем более для такого бюджетоемкого и не обделенного вниманием учреждения, как САТОБ.

Ни у кого нет ни малейших оснований относиться к Илларионову как к неразумному человеку. Понимал это даже Филиппов. С назначением министром культуры Самарской обл. Татьяны Мрдуляш многое стало возможным.

Руководство САТОБ не скрывает, что попсовет создан для решения материальных проблем театра. Хотя у главного титульного театра Самары помимо гарантированной бюджетной накачки имеется прекрасная возможность самостоятельно зарабатывать дополнительные средства. Даже самым далеким от театральной жизни гражданам это стало понятно, после того как 15 октября 2020 г. на сцене САТОБ по заказу частного инвестора Артема Шишакина на танцевальный подмосток вывели учениц пятого класса ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)» [URL= http://chronograf.ru/articles/?num=672&a=21925 (см. «Хронограф» №36 (772) от 26.10.20). Мероприятие закончилось скандалом, который впоследствии стоил Борису Илларионову министерского кресла (см. «Хронограф» №6 (787) от 24.02.21). Раздувать скандал на всю страну взялся депутат ГД РФ Александр Хинштейн, нынешний член попечительского совета САТОБ. При этом аренду помещения и развлекательную программу в виде «детского кордебалета» академическому театру оперы и балета хорошо оплатили.

В театре оказываются и другие услуги на платной основе. Так, на официальном сайте САТОБ в разделе «общественная приемная» опубликована запись: «Добрый день! Возможно ли провести свадебную фотосессию в фойе театра? Какие условия? Спасибо». Ответ: «Платную фотосессию в театре провести можно, о стоимости и условиях вам сообщат в отделе администраторов». Этим перечень внебюджетных возможностей САТОБ далеко не исчерпан.

Что касается приглашенных артистов, которым нужно оплачивать проживание, то, как отмечают люди, знакомые с ситуацией, к постановкам регулярно привлекаются приглашенные артисты с солидными гонорарами, в то время как в театре для некоторых спектаклей имеется где-то даже двойной состав своих исполнителей. «У государственных театров, как наш, положение, безусловно, лучше, чем у частных, независимых. У нас сохраняется бюджетное финансирование, а это гарантия стабильного существования коллектива», - рапортовал Сергей Филиппов в интервью в апреле 2020 г., когда министром все еще был Илларионов.

Доходы САТОБ от коммерческих услуг подконтрольны ФНС России, об уровне и степени контроля бюджетных траншей понятно без лишних слов. Создание попечительского совета (при грамотной обработке его членов) способно помочь Филиппову сформировать третий и почти никому не подконтрольный поток средств. Спонсорские деньги — это не бюджет, строгой отчетности не требует. Вряд ли члены общественного совета будут дотошно изучать, куда потрачен каждый рубль. Следует полагать, что в свете выборов в ГД РФ излишнее любопытство может выйти спонсорам боком.

Стоит отметить, что у Сергея Филиппова есть опытные заместители, умеющие работать с финансами. Заместителем генерального директора САТОБ по административно-хозяйственной работе значится Александр Бояркин. Он долгое время до 2018 г. работал в должности директора официального печатного органа правительства Самарской обл. — газеты «Волжская коммуна» (форма юр лица постоянно менялась). Кому, как не ему, лучше многих знать, как правильно тратить бюджетные, тем более т.н. спонсорские средства.

Грязь под ногтями

Не возникает никаких сомнений в способности Сергея Филиппова собирать вокруг себя эффективных управленцев. Вот и попечительский совет — сплошь громкие имена в мире самарского бизнеса и в сфере российской культуры. Причем существенная часть из них могла бы помочь Филиппову в решении выявленных при нем в САТОБ экономических проблем не столько собственным рублем, сколько грамотным и проверенным жизненным опытом советом. Например, в первую очередь начать снижать избыточные расходы, которые (раз уже было заявлено об экономических проблемах театра) превышают доходы. Те же Васильев и Плукчи — непревзойденные мастера в этом.

Между тем в формировании попсовета наблюдается некоторая однобокость. За непродолжительное время работы Сергея Филиппова генеральным директором САТОБ рядом с ним успел сформироваться пул злопыхателей. Сообщество тех, кто, по мнению истинных поклонников Мельпомены, стал ходить при Филиппове в САТОБ только лишь для того, чтобы высматривать грязь под ногтями участников постановок. Нечто похожее можно увидеть в разделе «Общественная приемная» САТОБ: «Были 23 февраля на концерте «Тенора 21 века». От представления самые лучшие впечатления. Но к администрации театра большие вопросы в плане чистоты. На сцене очень грязно! Сидя в первом ряду, просто не возможно не обратить на это внимание. Платья у дам, выступающих на сцене, через несколько минут все в пыли по колено. Даже крошки от еды лежат под стульями у музыкантов. Очень печально. Театр по-прежнему остается провинциальным» (пунктуация и орфография оригинала сохранены) (http:// www.opera-samara.net/vopros otvet).

Любой патриот Самарской обл. должен возмутиться подобными провокационными заявлениями. Свою малую родину надлежит любить и публично восхвалять, а не писать пасквили в Интернете. Данный случай показывает, что нельзя, идя на поводу у западных пропагандистов, замыкаться исключительно на экономических проблемах. Следует на корню пресекать недовольство т.н. зрителей. Возможно, для этого необходимо пополнить попсовет представителями силовых структур. Опытные кадры для этого есть. Тем более что в высшем образовании, судя по всему, аналогичный процесс уже запущен. Ну а Титову и Ко следует подготовиться к финансированию широкомасштабной PR-кампании, нацеленной на ликвидацию в имидже самарского очага культуры периферийных элементов. Как-никак, а выборы в ГД РФ не за горами.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.