Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (778) | 7 декабря 2020г.
 

Мюнхаузен на ядре, Рогозин на метане

Многоразовая ракета-носитель «Амур» рискует остаться на бумаге

Андрей Неретин

К 21 декабря АО «РКЦ «Прогресс» по условиям госконтракта должен подготовить эскизный проект ракеты-носителя (РН) на сжиженном природном газе «Амур-СПГ». ГК «Роскосмос» под руководством Дмитрия РОГОЗИНА заплатит за научное художество 407 млн р. Однако «Роскосмос» почему-то сразу же, не дожидаясь обозначенного срока, явил общественности визуализированное изображение космического аппарата. Похоже, что разработка уже давно лежала «в столе» у руководства самарского завода. Однако она рискует остаться на бумаге, как это уже произошло со многими другими похожими идеями.

Идея фикс

Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» в публикации «Бумажный космос» оценил затраты на разработку «эскизного проекта» космического ракетного комплекса с многоразовой РН среднего класса на сжиженном природном газе, получившей название «Амур-СПГ». Заказчиком выступает ГК «Роскосмос», который 5 октября заключил госконтракт с РКЦ «Прогресс» на 407 млн р. (см. «Хронограф» №39 (775) от 16.11.20). Публикация вызвала живой отклик среди читателей. С редакцией на связь вышел человек, который предпочел, чтобы его имя не называли. Он рассказал о том, что РКЦ «Прогресс» якобы уже 12 лет назад разработал многоразовую ракету. И будто бы даже оформил патент на нее. По его словам, над разработкой якобы трудились 5 человек.

С редакцией общался явно не случайный собеседник. Впрочем, тут нет ничего удивительного: Самара имеет давние традиции ракетостроения и с гордостью называет себя космической столицей страны. ОАЕ «Хронограф» провел журналистское расследование по данной теме.

Для начала — небольшой экскурс в историю. Уже в СССР делались первые попытки создать «многоразовую» ракету. В 70-80 гг. XX в. велись работы по созданию многоразовой транспортной космической системы «Энергия — Буран». Она включала в себя РН сверхтяжелого класса «Энергия» и орбитальный ракетоплан «Буран». Ключевым предприятием в производстве универсального носителя был куйбышевский завод «Прогресс». Он изготавливал центральный блок ракеты и отвечал за сборку изделия в целом. Разработчики РН «Энергия» предусмотрели систему возвращения и многократного использования четырех боковых блоков первой ступени. Система состояла из парашютов, твердотопливного ракетного двигателя мягкой посадки и амортизирующих стоек, которые размещались в специальных контейнерах на поверхности блоков первой ступени. «Однако в ходе конструкторских работ выяснилось, что предложенная схема чрезмерно сложна, недостаточно надежна и сопряжена с рядом нерешенных технических проблем. К началу летных испытаний система возвращения не была реализована, хотя на летных экземплярах ракеты имелись контейнеры для парашютов и посадочных стоек, в которых находилась измерительная аппаратура», — пишет «Википедия» со ссылкой на работу «Триумф и трагедия «Энергии», автором которой является Б.И. Губанов.

В 1993 г. программа была окончательно закрыта. «В настоящее время в космическом пространстве просто нет объектов, для обслуживания которых понадобились бы полеты (кстати, очень дорогие) этой огромной ракеты грузоподъемностью свыше 100 т»,  — говорил легендарный советский конструктор Дмитрий Козлов.

Изобретение Кирилина

Однако сама идея создания «многоразовой» ракеты продолжала жить. Самарские ученые и конструкторы продолжали вести разработки, предусматривающие определенную систему возвращения первой ступени или каких-либо иных конструктивных элементов космического изделия. Так, 26 июля 2011 г. ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ «Прогресс» (с 2014 г. АО РКЦ «Прогресс») зарегистрировал патент на РН №2482030. В описании изобретения к патенту сказано: «Ракета-носитель включает соединенный со второй ступенью многоразовый ускоритель с реактивной системой стабилизации и многократно используемые элементы. Многоразовый ускоритель состоит из ракетного блока с жидкостными ракетными двигателями, соединенного с самолетным комплектом, выполненным в виде планера с крыльями переменной стреловидности с органами аэродинамического управления, стабилизатора, шасси, воздушно-реактивных двигателей с их топливным баком и носового отсека». Там же сказано: «Эксплуатация РН, включающей в свой состав многоразовый ускоритель, заканчивается не доставкой на орбиту полезного груза, а приземлением многоразового ускорителя на аэродроме космодрома после выполнения атмосферного полета».

Как следует из описательной части, многоразовый ускоритель после отделения от состыкованной с ним второй ступени входит в атмосферу и, используя аэродинамические органы управления, совершает вираж, а потом происходит планирующий полет до аэродрома. Посадка выполняется в планирующем режиме. Авторами запатентованной разработки записан попавший под уголовное преследование бывший генеральный директор предприятия (2003-2018 гг.) Александр Кирилин.

Кроме того, соавторами изобретения являются первый заместитель генерального конструктора Александр Сторож, ведущий инженер Владимир Солунин, Михаил Минаев, Валентин Новиков и Виталий Широков.

Разработка РКЦ «Прогресс» представляет собой усовершенствованный вариант более ранних запатентованных подобных изобретений: НПО «Энергия» (1992 г.), ГКНПЦ им. Хруничева (1999 г.), НПО «Молния» (2006 г.). Кроме того, многоразовую возвращаемую «на крыльях» 1-ю ступень патентовали КБ им. академика В.П. Макеева (2006 г.) и ГКНПЦ им. Хруничева (2012 и 2014 гг.).

Особняком стоит самарский изобретатель советской эпохи, авиационный инженер Николай Болотин со своим патентом, зарегистрированным 29 октября 2015 г. Болотин свое изобретение спроектировал с принципиально иной системой возвращения первой ступени: она не планирует, как самолет, а вертикально спускается вниз. У первой ступени при переходе в более плотные слои атмосферы постепенно отключается газотурбинный двигатель, а для управления в полете в режиме возвращения применяются блоки сопел крена, работающих на генераторном газе.

Все проекты «многоразовых ракет» остались на бумаге. В ГК «Роскосмос» перспективные наработки с самыми разнообразными системами возвращения первой ступени почему-то долгие годы оставались невостребованными. Ситуация коренным образом поменялась, когда 25 декабря 2015 г. американская компания SpaceX Илона Маска запустила первую в истории многоразовую ракету Falcon 9, первая ступень которой успешно приземлилась на посадочную площадку.

Космические шутники

19 апреля 2020 г. генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин в своем выступлении на радиостанции «Комсомольская правда» заявил, что госкорпорацией рассматривается возможность многократного использования ракетных блоков, но «на иных, чем SpaceX, технологиях». «С учетом нашей географической специфики садиться ступень должна по-самолетному, а не «вертикальной свечкой», как у Falcon. — говорил Рогозин. — Даже есть уже ее рабочее название — «Союз — СПГ». Почему СПГ? Да потому что это и есть сжиженный природный газ — новое топливо для метанового двигателя».

Вообще, само появление «рабочего названия» со словом «Союз» указывало на то, что уже сделана ставка на РКЦ «Прогресс» в вопросе освоения астрономических сумм на «многоразовой» ракете. Ведь РКЦ «Прогресс» является заводом-изготовителем ракет-носителей серии «Союз».

И в самом деле, 7 мая 2020 г. генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов фактически это подтвердил. В интервью ТАСС он заявил, что самарский завод уже ведет некие разработки многоразовых РН «различных схем». «Ракетно-космическим центром «Прогресс» такие проработки ведутся с 2015 г. ...С учетом накопленного на сегодняшний день опыта РКЦ «Прогресс» готов к разработке полномасштабного эскизного проекта на перспективный ракетно-космический комплекс с ракетой-носителем и возвращаемой ступенью», — говорил Баранов.

Таким образом, уже весной никто даже не пытался скрывать тот факт, что ГК «Роскосмос» отдаст госзаказ в РКЦ «Прогресс». Поэтому объявленный 20 августа 2020 г. конкурс на создание «эскизного проекта» космического ракетного комплекса (КРК) с РН «Амур» явно носил формальный характер. В конкурсе участвовали ГКНПЦ им. Хруничева, РКЦ «Прогресс» и ООО «Космо-Курс». Как и следовало ожидать, победителем был объявлен РКЦ «Прогресс», с которым 5 октября был заключен госконтракт.

Напрашивается вывод о том, что ГК «Роскосмос» и РКЦ «Прогресс» в качестве «новинки» выдадут ту самую разработку с возвращаемой «по-самолетному» (как сказал Рогозин) первой ступенью, которая была запатентована еще в 2011 г. Если это так, то совершенно непонятно, зачем пускать в расход 407 млн р.: в РКЦ «Прогресс» ученые и конструкторы уже давно нарисовали все эскизы в рамках своего должностного оклада. Между тем в техзадании нет каких-либо определенных требований по системе спасения возвращаемой первой ступени. Там лишь названы основные требования к «комплексу посадки» (наличие посадочной площадки, грузоподъемных средств и т.д.). В примечании сказано: «Состав комплекса уточняется по результатам эскизного проекта с учетом принятой схемы спасания блока первой ступени».

Однако «Роскосмос» уже на следующий день после заключения контракта поведал все подробности прессе. Так, 6 октября ТАСС с подачи должностных лиц госкорпорации обнародовал подробную статью «об идеологии нового носителя». Была раскрыта схема посадки первой ступени. Вместо посадки «по-самолетному» — падение в атмосфере и торможение двигателем. «Центральный двигатель будет отвечать за посадку ступени обратно на Землю. В каждом полете он будет работать три раза: сначала он будет зажигаться при старте ракеты, второй раз двигатель будет срабатывать при торможении возвращаемой ступени в плотных слоях атмосферы, третий раз он будет запускаться уже у самой земли при мягкой посадке на «ноги», — поведал главный эксперт департамента перспективных программ и проекта «Сфера» госкорпорации, ответственный за реализацию проекта «Амур-СПГ» Игорь Пшеничников. Примечательно, что публикация содержит эскизное изображение РН «Амур-СПГ», которую РКЦ «Прогресс» вроде бы предстоит еще нарисовать. Внимательные наблюдатели обратили внимание на посадочные штанги, которые поразительно похожи на посадочные штанги Falcon 9.

На фоне таких событий возникает вполне логичное предположение о том, что разработчиков «эскизного проекта» вдохновил не только Falcon 9, но и запатентованная разработка Николая Болотина, которая по своему замыслу приземляется как американская ракета — вертикально. ОАЕ «Хронограф» обратился за экспертным мнением к Николаю Болотину, который дал довольно тактичный ответ. Он отметил, что уже давно не работает в аэрокосмической отрасли, с РКЦ «Прогресс» и ГК «Роскосмос» связи не поддерживает и, тем не менее, подчеркнул: «У нас в Самаре есть гении по ракетной технике — Минаев М.М. и Петрищев В.Ф. Также есть грамотные люди у Хруничева».

Руководитель РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов отказался комментировать метаморфозы, которые претерпела идея создания «многоразовой» ракеты. «Информация по ОКР «Создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса с ракетой-носителем среднего класса на сжиженном природном газе» (Амур-СПГ-ЭП), запрашиваемая вами, содержит сведения, составляющие коммерческую тайну, и согласно ст. 40 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 (ред. от 1 марта 2020 г.) «О СМИ» мы вынуждены отказать в предоставлении более подробной информации», -пояснил гендиректор РКЦ «Прогресс» Баранов.

Похоже, Дмитрий Баранов обладает хорошим чувством юмора, если находит такие поводы для ухода от неудобных вопросов. Главное в деле развития своего чувства юмора Баранову не перещеголять самого Дмитрия Рогозина. Иначе быть ему в немилости. Тем не менее космические юмористы явно постарались. Не без их усилий теперь, судя по имеющейся в открытых источниках информации, в России у РКЦ «Прогресс» нет никаких конкурентов в деле изготовления «эскизного проекта», т.к. именно с самарским заводом заключен госконтракт и никто его уже не отнимет. Без госзаказа никакое другое предприятие самостоятельно развивать свои наработки в этом направлении уже не будет. Просто в этом нет никакого смысла. А думать о том, что Илон Маек подсмотрит и «скопирует» конструкторские идеи у Баранова, можно только в формате шутки.

Тем не менее возникает масса вопросов. Первый: почему у Рогозина крылья «отвалились»? Что же случилось с «географической спецификой» страны? Второй: зачем «Роскосмос» «выкидывает» 407 млн р. на «эскизное проектирование», если уже на следующий день после заключения контракта жонглирует красочными иллюстрациями? Выходит, уже известен и внешний облик РН «Амур-СПГ», и схема спасения 1-й ступени, и даже конструкция посадочных штанг? Поэтому возникает версия о том, что организация конкурса и заключение госконтракта — это банальная профанация, которая может служить прикрытием для «освоения» бюджетных средств.

У проекта РН «Амур-СПГ» есть еще одна странность. В качестве топлива рассматривается СПГ. В техзадании сказано, что КРК «предназначен для обеспечения выведения (в т.ч. группового и попутного) автоматических космических аппаратов различного назначения ракетой-носителем среднего класса на заданные орбиты с космодрома «Восточный».

Однако космодром «Восточный» не предусмотрен для запуска ракет на СПГ. Еще в 2016 г. ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ЦНИИмаш) забраковал проект РКЦ «Прогресс» по строительству масштабного ракетно-космического комплекса с метановыми двигателями на космодроме «Восточный». Медиахолдинг «Известия» отмечает: «В отзыве на самарский аванпроект ФГУП ЦНИИмаш отмечено, что применение нового компонента топлива СПГ потребует «создания дополнительной инфраструктуры на космодроме «Восточный», ориентированной на крупномасштабное производство и хранение данного вида криогенного топлива, а также сертификацию СПГ (с содержанием метана не менее 98%) как нового компонента топлива для ракетно-космической отрасли». На «Восточном» метановый ракетный комплекс строить не планируют — там проектируют стартовую позицию для носителей «Ангара» с кислород-керосиновыми двигателями и в перспективе — с верхней водородной ступенью (для пилотируемого комплекса)».

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что РН «Амур-СПГ» в реальности вряд ли будет воплощена. Во-первых, в России нет космодромов для запуска ракет на метане. Даже тот же Falcon 9 летает на керосине. Строительство нового космодрома под новый тип ракетного топлива процесс длительный и недешевый. Тот же «Восточный» создавался 9 лет, с 2007 по 2016 г. На него было потрачено 84 млрд р., ущерб составил более 10 млрд р., возбуждено 140 уголовных дел. РН «Амур-СПГ» безнадежно устареет к тому времени, когда завершится строительство нового или реконструкция старого космодрома для ракет на метановых двигателях. SpaceX за это время шагнет далеко вперед. Во-вторых, если бы «Роскосмос» действительно желал создать российскую «многоразовую» ракету, то сделал бы это намного раньше. Есть масса запатентованных изобретений, которые десятилетиями пылятся на полке. Судя по всему, РН «Амур-СПГ» ждет та же участь. Есть вероятность, что он так и остановится на этапе «эскизного проекта», как это произошло со многими другими разработками.

Единственное, что у Рогозина хорошо получается, — это эпатаж публики. Чего только стоит инициатива «Рос космоса» запатентовать крылатую фразу Юрия Гагарина «Поехали!» и словосочетание «Русский космос», которую предполагается наносить на матрешки, футболки, алкогольную, парфюмерную продукцию и т.д. Вот это «Роскосмос», безусловно, может. Если Рогозин не забудет запатентовать свою идею доставлять американских астронавтов на МКС на батуте, то цены ему не будет. «Русский космос» на весь мир прославится расписными матрешками и батутами. Благо есть умельцы делать эскизы за 407 млн р.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, генеральный директор РКЦ «Прогресс»

- Результаты конструкторских разработок самарского КБ и его более чем 60-летний опыт создания средств выведения и успешной их эксплуатации на различных космодромах легли в основу работ по эскизному проектированию космического ракетного комплекса на космодроме «Восточный» с ракетой-носителем среднего класса на сжиженном природном газе.