Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (776) | 23 ноября 2020г.
 

Заповедник партии власти

Переназначенные глав южных районов Самарской области обеспечит Котельникову переизбрание в СГД

Павел Соколов

13 ноября продолжился процесс переназначения глав муниципальных районов юга Самарской обл. — Приволжского, Хворостянского, Пестравского, Большечерниговского и Большеглушицкого. Это может стать залогом успеха председателя Самарской губернской думы (СГД) Геннадия КОТЕЛЬНИКОВА на избрание в 2021 г. Кандидаты от этих территорий всегда почти на безальтернативной основе избирались в СГД. В зависимости от количества кандидатур, которым требовалось гарантировать прохождение в СГД, этот своеобразный заповедник партии власти неоднократно перенарезали на разные округа. Сделают это и перед выборами в 2021 г.

Избиратель тоже мясо

Перед выборами в СГД VII созыва (2021-2026 гг.) будет обязательно произведена перенарезка избирательных округов. Хотя бы потому, что из-за отказа от партсписков количество одномандатных округов предстоит увеличить вдвое — с 25 до 50. В предыдущий раз перенарезка осуществлялась перед выборами в СГД в 2016 г. из-за необходимости распылить очаги электоральной активности так, чтобы могли избраться только выдвиженцы от партии власти -«Единой России» (ЕР). В итоге так и вышло. Нарезку образца 2016 г. из-за ее полнейшей территориальной нелогичности назвали лепестковой.

Еще со времен губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова самыми благоприятными территориями для гарантированного избрания в СГД считались муниципальные районы юга области — Приволжский, Хворостянский, Пестравский, Большечерниговский и Большеглушицкий. Частично Безенчукский, Красноармейский и Алексеевский р-ны. Перед выборами в СГД IV созыва (2007-2011 гг.) в марте 2007 г. на базе этих муниципальных районов (за исключением Безенчукского р-на) был сформирован Южный округ • №21 с количеством зарегистрированных избирателей 97,8 тыс. человек. То были первые в истории СГД выборы по смешанной системе, предусматривающей партийные списки. Было увеличено и количество депутатских мандатов — с 25 до 50 (по 25 для депутатов одномандатников и списочников). По гарантирующему избрание Южному округу №21 в марте 2007 г. в СГД позволили победить в качестве выдвиженца от ЕР Галине Светкиной (1948-2020 гг.), одной из наиболее преданных участниц команды губернатора Титова.

Для понимания ситуации: предыдущие выборы в СГД — III созыва (2001-2007 гг.) — проходили в декабре 2001 г., когда ЕР была еще далека от политического доминирования в стране (была образована 1 декабря 2001 г.). Следовательно, выборы в СГД до 2007 г. проходили по совершенно иным политическим принципам. И такой примитивный административный прием, как перенарезка округов, тогда практически ни на что не влиял.

Для победы в выборах в СГД V созыва (2011-2016 гг.) в декабре 2011 г. Южный округ №21 вновь отдали Светкиной. Ее негласный политический куратор Титов в тот период занимал пост члена Совета Федерации РФ (2007-2014 гг.) и, соответственно, имел свою квоту в СГД. Еще один тактический сторонник Титова Валерий Троян гарантированно вошел по итогам тех выборов в СГД по Южному округу №21 в связке со Светкиной, но уже как списочник от ЕР.

Выборы в СГД VI (действующего) созыва (2016-2021 гг.) готовились и проводились под полным ручным управлением губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина, ярого приверженца аномальных результатов. Отдельные функционеры Самарского регионального отделения (СРО) ЕР очень быстро научились пользоваться этой его слабостью, доходящей порой до параноидальных состояний. Тем более что электоральные возможности ЕР в тот период стремительно летели вниз. Отсюда и такое антиэлекторальное изобретение, как лепестковая нарезка округов перед выборами в СГД в 2016 г. при сохранении численности зарегистрированных в округе избирателей в пределах 95-105 тыс. человек. В результате территории т.н. заповедника партии власти — муниципальные районы юга Самарской обл., составлявшие Южный округ №21, — были разобраны для формирования сразу трех новых избирательных округов. Появились Куйбышевский округ №4 (Большечерниговский, Большеглушицкий, Алексеевский, Нефтегорский муниципальные р-ны, часть Куйбышевского внутригородского р-на г.о. Самара и часть Волжского муниципального р-на), Приволжский округ №19 (Приволжский, Хворостянский, Пестравский муниципальные р-ны и малая часть г.о. Сызрань на противоположном от них берегу р. Волги), Чапаевский округ №20 (Красноармейский, Безенчукский муниципальные р-ны, г.о. Чапаевск).

Такая нарезка дала гарантию на избрание в сентябре 2016 г. в СГД VI созыва от Куйбышевского округа №4 Николаю Панченко (представитель олигархической группы «Амонд», получившей при губернаторе Меркушкине прорывное для себя развитие), от Приволжского округа №19 — Валерию Трояну (на момент тех выборов — первый заместитель секретаря политсовета СРО ЕР, один из основных кураторов внедрения в Самарской обл. реформы МСУ им. Меркушкина Н.И.), от Чапаевского округа №20 –Вячеславу Малееву (предприниматель со специфическим бэкграундом, позволивший губернатору Меркушкину лишить Александра Хинштейна перспектив на участие в 2016 г. в выборах в Госдуму РФ). Все трое, как на подбор, были достойны того, чтобы губернатор Меркушкин гарантировал им попадание в СГД. При аномально низкой явке избирателей всем им хватило голосов, которые можно было получить только лишь на территориях разобранного Южного округа №21. В итоге вместо одной Светкинои в СГД при ручном управлении Меркушкина от той же, что и ранее, территории Южного округа №21 гарантированно в СГД прошли сразу три кандидата.

Предстоящие выборы в СГД в 2021 г. будут предусматривать 50 одномандатных округов. Это позволит в два раза снизить количество зарегистрированных в одном округе избирателей до 47-52 тыс. человек. Это уже совсем мало, чтобы баловаться обкатанной при Меркушкине лепестковой нарезкой, суть которой сводилась к тому, чтобы размыть наиболее протестные электоральные очаги городских округов административным ресурсом муниципалитетов т.н. заповедника партии власти.

С другой стороны, сокращение численности избирателей в округах способно увеличить количество гарантированно проходных мест в СГД, даже не используя принцип лепестковой нарезки. Разобраться в этом позволит элементарная статистика (см. справку) и простая арифметика. Общероссийская практика показывает, что количество зарегистрированных избирателей в среднем примерно на 30% меньше численности приписанного к той же территории населения. Исходя из этого количества избирателей, зарегистрированных на территории муниципальных районов юга Самарской обл. (в т.н. заповеднике партии власти), будет достаточно для формирования основы сразу для четырех (!) новых избирательных округов, гарантирующих прохождение в СГД в 2021 г.

На повестку дня выходят три группы вопросов. Первая — как грамотно осуществить назначение или переназначение глав муниципальных районов юга Самарской обл.? Почему во всех этих районах старт процедуре был дан после завершения формирования собраний представителей, спустя примерно 3-4 недели после прошедших 13 сентября выборов в сельсоветы?

Вторая — как резать? Кому из т.н. проверенных глав отдать ответственность за наиболее «людское общение»? И за недопущение нарушений со стороны чужаков, которым явно непонятны чувства местного «людского общения»?

Третья — кто и когда в СРО ЕР определится с персонами, которым будет предоставлена возможность пойти на выборы в СГД-2021 от округов т.н. заповедника партии власти? Во что им это обойдется в финансовом плане? Каков будет партийный взнос? Вполне логично, что ответы на третью группу вопросов будут полностью зависеть от решений по первой. Именно по этой причине затянулся процесс назначения глав сельских муниципальных районов.

Но, похоже, данную задачу усложнила дополнительная вводная. Допустим, между руководителем исполкома СРО ЕР Дмитрием Холиным и вице-губернатором — руководителем департамента внутренней политики (ДВП) Самарской обл. Дмитрием Кочергиным по итогам избирательной кампании — 2020 сложились натянутые отношения. При таком положении дел (с учетом трех выше означенных групп вопросов) потребуется либо вновь вводить систему ручного управления, либо начинать готовиться к решению системы нелинейных уравнений. Вряд ли в ДВП Кочергина или в исполкоме у Холина имеются в штате профессионалы для второго варианта. Для первого же не помешало бы помириться. Сделать это будет крайне сложно, если в обойме у каждого из них уже имеется набор более чем из четырех кандидатур для гарантированного прохождения в СГД в 2021 г.

Становись с Любаевым в ряд

Внезапно возникший в самый ответственный момент управленческий кризис между двумя ветвями распределения проходных мест для кандидатур от партии власти провоцирует глав муниципальных районов юга Самарской обл. на самостоятельные действия. Благо, многие из них на руководящих постах со времен советской власти, когда Кочергин еще только постигал азы жизни, будучи школьником, а Холин — студентом вуза.

К примеру, на очередной срок пятилетних полномочий Хворостянского р-на сумел крайне тайно «переназначиться» Виктор Махов. В этой должности он аж с 1991 г. Переназначение столь опытного управленца должно было бы стать важным информационным событием для руководства исполкома СРО ЕР. В реальности — такая гробовая тишина, что может стать не по себе. Похоже, об этом позаботилось окружение самарской партийной геронтократии. Сохранение за Маховым должности — их залог остаться во власти по итогам выборов 2021 г.

Махова по праву можно считать негласным административным лидером юга Самарской обл. Чего только стоила развернутая против него информационная атака. Ее запустили незадолго до процедуры переназначения Виктора Махова. Удар попытались нанести по нему лично и по его сыну-прокурору. Махов устоял.

Параллельно с этим 13 ноября т.г. сосед Махова по т.н. заповеднику партии власти, глава Пестравского р-на Александр Любаев (он так же, как и Махов, в должности главы своего района с 1991 г.) посредством официального сайта администрации района обратился к согражданам со следующими словами: «Я завершаю свою работу на посту главы м.р. Пестравский, приняв решение не участвовать в очередном конкурсе по отбору кандидатур на должность главы». На первый взгляд, выглядит как проявление достойного уважения отношения к жителям. Не всякий глава способен позволить себе такое прощание. Однако далее последовала фраза: «На сегодняшний день район лидирует в рейтингах по многим позициям, занимает первое место среди муниципалитетов Самарской обл. по бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения, по инвестициям в основной капитал. Удалось выполнить большой объем работ в текущем году, сделав задел на следующий период, на счетах сейчас 48 млн р.» Это уже больше напоминает тезис из агитки.

О том, что административному сверстнику Виктора Махова Александру Любаеву есть куда двигаться по политической лестнице, Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» стало известно еще в марте 2019 г. — в ходе переписки с самим Маховым. «Депутатом СГД хотели бы видеть человека с большим стажем сельскохозяйственной, руководящей, производственной деятельности, хорошо знающего проблемы сельских жителей, осознающего и видящего пути решения социально-экономического развития сельских территорий Самарской обл. Например, это... Александр Петрович Любаев», — сообщил полтора года назад в интервью ОАЕ «Хронограф» Виктор Махов (см. «Хронограф» №22 (715) от 1.07.19).

Поколение – 1991

Махов и Любаев в своих должностях с 1991 г. — с момента прихода к власти губернатора Титова. По сути, их можно назвать наиболее ответственными хранителями традиций заповедника партии власти. Воспользоваться возможностями его территорий для гарантированного избрания в СГД они могут позволить только давно знакомым и годами проверенным кандидатам из числа членов команды губернатора Титова. Первым в этом списке сегодня просматривается действующий с октября 2018 г. председатель СГД Геннадий Котельников.

В состав СГД нынешнего созыва Котельников без труда прошел по партсписку ЕР. Но в 2016 г. ему этого было не нужно. Скорее могли поманить очередной регалией к и без того внушительному набору на «парадном кителе». Многие аргументы складываются в пирамиду осознания, что в т.ч. и Котельников был способен оценить воздействие ручного управления губернатора Меркушкина.

Меркушкину на выборах 2016 г. в СГД Котельников был нужен в качестве символа, способного оправдать любые электоральные аномалии (академик, залуженный ученый, медик, ректор, педагог и т.д.). Ректору Самарского государственного медицинского университета (1998-2019 гг.) Котельникову лояльность губернатора Меркушкина (большого специалиста в деле освоения бюджетных средств в медицине) могла быть интересна лишь с точки зрения развития бизнеса его партнеров по частной медицинской практике. Наиболее заметно это выражалось в преференциях от губернатора Меркушкина в адрес формального создателя частной клиники «Медгард» Эдуарда Мнацаканяна.

Вернувшиеся в Самарскую обл. стейкхолдеры госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова после внезапной отставки губернатора Меркушкина 25 сентября 2017 г. мгновенно взялись за отрасль медицины. Причем за ее научно-образовательную часть, как за одно из наиболее бюджетоемких направлений. Просто взять и отправить Котельникова на пенсию с должности ректора оказалось затруднительно в силу его академического (не путать с физиологическим) веса.

С ловкостью трюкача-наперсточника назначенные за осуществление операции по удалению Котельникова от должности ректора специалисты разыграли наличие у него мандата депутата СГД. В начале лета 2018 г. Котельников, способный еще сопротивляться попыткам недругов вытеснить его с должности ректора, вдруг смирился. Предложенная должность председателя СГД хоть как-то могла оттенить грусть утраченных позиций тому, к кому все наиболее влиятельные персоны раньше приходили за советами (иногда небескорыстными): у кого лечиться? у кого учиться? с кем сотрудничать? с кем и на каких условиях делать бизнес? Будучи мудрым человеком, Котельников понимал, что, оказавшись в должности председателя СГД, он сумеет сохранить позиции. Осталось лишь подыскать округ, который гарантировал бы ему переизбрание в СГД, а там — вновь спикерство.

Наиболее эффективным проводником для Котельникова — чтобы войти в электоральный заповедник партии власти и достичь в нем заветной цели — считается бывший председатель СГД I и II созывов (1994-2001 гг.) Леон Ковальский. В свою очередь и «молодой» спикер СГД Котельников буквально сразу после своего избрания стал наделять Ковальского регалиями, ранее не существовавшими при законодательном собрании Самарской обл. (см. «Хронограф» №34 (770) от 12.10.20). Эксперты ОАЕ «Хронограф» усмотрели в этом признак начала подготовки Котельникова к выборам в СГД 2021 г., куда, как раньше, на горбу технологий ЕР больше не въедешь.

Биография Леона Ковальского достойна отдельного произведения, но именно ему своей административной карьерой и политическим долголетием должны быть обязаны Махов, Любаев и остальные стейкхолдеры южных районов Самарской обл. С конца 70-х и до начала 90-х гг. прошлого века он там в роли первого руководителя строил все. В прямом и переносном смысле.

Справка:

Численность населения муниципальных районов юга Самарской обл., включенных при лепестковой нарезке 2016 г. округов Куйбышевский №4, Приволжский №19 и Чапаевский №20 (составлено в порядке вхождения в состав обозначенных округов, в тыс. чел.):

Большеглушицкий — 18,8:

Большечерниговский — 17,8:

Алексеевский — 11,7:

Нефтегорский — 33,4:

Хворостянский — 16:

Пестравский — 16,8:

Приволжский — 23,5:

Красноармейский — 17,2:

Безенчукский — 40.

(По данным Росстата на 2017 г.)