Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (771) | 19 октября 2020г.
 

Вадим Черников:

Цифровая трансформация медицины набирает обороты

Борис Кротов

9 сентября президент России Владимир ПУТИН в ходе совещания с членами правительства напомнил, что до начала 2023 г. планируется обеспечить для граждан предоставление примерно 90-95% государственных услуг в электронном виде. Курс России на цифровую трансформацию экономики и социального сектора зафиксирован в указе президента РФ №474 от 21 июля 2020 г. о национальных целях развития. О том, каким образом идет цифровизация наиболее социально важной сферы — здравоохранения, — в интервью «Хронографу» рассказал директор ГБУЗ «Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр» Вадим ЧЕРНИКОВ.

- Вадим Вячеславович, Минздрав России заявляет, что в этом году завершится формирование цифрового контура здравоохранения, а в следующем году в нем начнут работать все медицинские организации. Планируется, что телемедицинские услуги, электронные рецепты и электронные карты станут обыденностью для граждан. Насколько оптимистичны такие планы?

- Многие из них уже реальность. Сегодня каждый житель Самарской обл., обращающийся за медицинской помощью, может наблюдать, как цифровая трансформация медицины набирает обороты. Другой сценарий трудно представить. Ведь все мы знаем, что достижение цифровой зрелости социальной сферы, особенно медицины и образования, объявлено национальной целью. Это важнейшее направление политики регионального и федерального правительства России.

Губернатор Самарской обл. Дмитрий Игоревич Азаров в ходе своего послания в 2019 г. нас всех сориентировал на то, что проект по созданию «Единого цифрового контура в здравоохранении» в первую очередь должен рассматриваться как механизм, способный существенно повысить качество и доступность услуг, предоставляемых гражданам медицинскими организациями.

Гарантии расширения спектра электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения заложены в национальном проекте «Здравоохранение», которым предусмотрено создание «единого цифрового контура» здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения. Она создается по единым требованиям для всех информационных систем в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинских и фармацевтических организаций и будет работать на территории всей страны.

- В этом году система здравоохранения работает в очень тяжелых условиях — с большой нагрузкой из-за высокого распространения вирусной инфекции. Не помешает ли это реализации намеченных планов?

- Действительно, пандемия коронавируса в этом году задала нам всем очень жесткий график работы. И несмотря на это, сегодня многие жители региона могут убедиться, насколько решение по оцифровыванию медицины было важным и своевременным. На наиболее чувствительных для граждан направлениях делался особый акцент. Это удаленная запись к врачу и вызов врача на дом, автоматизация выдачи льготных лекарств, электронные рецепты и электронные листки временной нетрудоспособности, организация системы удаленных консультаций со специалистами, расширение ресурсов скорой медицинской помощи за счет информатизации систем управления. Все эти возможности появились не за один день, но именно в этом году они стали по-настоящему массовыми и востребованными.

На сегодня электронная регистратура работает во всех государственных медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь: поликлиниках, в т.ч. стоматологических, диспансерах, многих больницах и медико-санитарных частях. Это около ста учреждений здравоохранения. В 2020 г. появилась возможность удаленной записи граждан и на первичную диспансеризацию, и возможность вызова врача на дом. Удаленно записаться на прием может любой житель как городских, так и сельских территорий. Для этого организован ряд каналов: портал государственных услуг Российской Федерации (http:// www.gosuslugi.ru/), региональный сервис электронной регистратуры (https://er.mz63. га/), web-сервис инфоматов в медицинских организациях.

В 2020 г. через электронную регистратуру в Самарской обл. было забронировано более 600 тыс. талонов на прием к врачу, в т.ч. свыше 200 тыс. — через портал госуслуг. Это в 2 раза больше, чем в предыдущем году.

- Может ли развитие интернет-сервисов оставить граждан, не имеющих доступа к сети, без возможности удаленно записаться к врачу?

- Значимость новых сервисов удаленной записи чрезвычайно велика. Исключается этап посещения регистратуры для получения талона, и, соответственно, пациент экономит время и силы, а в текущей ситуации пандемии еще и позволяет снизить риски инфицирования. В то же время мы понимаем, что существенная часть пациентов медицинских организаций — это пожилые люди и граждане, которые не имеют возможности использовать интернет для самозаписи. Чтобы удаленная запись к врачу была доступна абсолютно всем жителям региона, запустили работу Единого регионального контакт-центра. В нем по звонку можно оформить талон на посещение нужного специалиста в организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. И граждане это оценили. Каждый день в контакт-центр поступает свыше 2 тыс. звонков, по понедельникам доходит до 4,5 тыс., за текущий год было осуществлено более 130 тыс. записей на прием к врачу.

В этом году благодаря информатизации удалось отстроить еще одно проблемное направление — льготное лекарственное обеспечение. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в 2020 г. был внедрен новый программный продукт — централизованная медицинская информационная система управления, регулирующая обеспечение льготными лекарствами. На текущий момент к данной системе подключен весь регион, все медицинские организации, все аптечные пункты, задействованные в распределение льготных препаратов. Ранее был локальный учет таких лекарств внутри каждой медицинской организации, что не позволяло иметь актуальную информацию об обеспеченности пациентов препаратами, об их наличии и, естественно, не давало возможность выстроить адекватную логистику процессов. В итоге система не могла удовлетворить медицинских специалистов и в конечном итоге пациентов. Важно, что переход на централизованную информсистему льготного лекарственного обеспечения обеспечил возможность организовать региональный регистр льготников в медицинских учреждениях стационарного типа, работающих по профилю сердечно-сосудистых заболеваний. Теперь пациент с инсультом или инфарктом уже на этапе выписки из стационара попадает в регистр льготников, что дает ему возможность при первом же обращении в поликлинику получить все необходимые лекарственные средства для продолжения амбулаторного лечения.

- По каким еще направлениям развитие цифрового здравоохранения обеспечило рост доступности медицинской помощи?

- В масштабах всего региона запущена серьезная работа по информатизации процесса управления бригадами скорой медицинской помощи. Для наглядности уточню. Ранее скорая помощь в регионе оказывалась 4 станциями, 19 отделениями и пунктами в стационарах, санавиацией, Центром медицины катастроф. Добавим к ним еще бригады неотложной помощи на базе 55 поликлиник. Каждый субъект функционировал самостоятельно и практически не координировал свою работу с коллегами. Все это в конечном итоге сказывалось на времени ожидания пациентом помощи.

Теперь идет работа по объединению всех ресурсов скорой и неотложной медицинской помощи в централизованную систему на базе Единого диспетчерского центра Самарской обл. Центр является управляющей структурой, обеспечивающей организацию диспетчеризации, мониторирования, оптимизации процессов оказания скорой медицинской помощи. На этом не остановились. Осенью начали интеграцию информационной системы скорой помощи с Единой медицинской информационной системой Самарской обл.

Это позволит передавать карты вызова пациента по электронным каналам в стационар и выстраивать маршрутизацию с учетом фактического свободного коечного фонда. На следующий год 55 поликлиниками региона запланирована интеграция процессов оказания неотложной помощи в информационную систему скорой медицинской помощи, а также разработка и внедрение мобильного приложения для обращения граждан за скорой медицинской помощью.

Внедрение Единой медицинской информационной системы Самарской обл. позволит также предоставить доступ гражданам к своим медицинским документам в электронной форме. Уже в этом году люди смогут увидеть в «Личном кабинете» направления на госпитализацию, результаты обследований и консультаций, а также медицинскую карту.

В современных условиях высокую актуальность приобрел и вопрос оказания жителям медицинских консультаций в удаленном режиме. Наш регион уже наработал солидные ресурсы, для того чтобы можно было получать помощь высококвалифицированных специалистов, не приезжая в специализированые медицинские учреждения. В настоящее время услуги телемедицины оказывают 82 медицинские организации Самарской обл. Кроме того, медицинские региональные центры проводят удаленные консультации по клинически сложным случаям с Федеральными медицинскими центрами.

Самарская обл. одна из первых еще в 2016 г. включила услуги телемедицины специализированных центров в территориальную программу ОМС. В июле 2019 г. территориальная программа ОМС была дополнена телемедицинскими услугами первичного звена, что тут же оценили жители региона. В 2019 г. было проведено 1328 консультаций в удаленном режиме.

С начала 2020 г. телемедицинские консультации пациентов начали проводиться с использованием Единой медицинской информационно-аналитической системы Самарской обл. За 8 месяцев этого года было проведено 1595 телемедицинских консультаций. Это позволило обеспечить пациентов своевременной помощью врачей дефицитных специальностей, таких как эндокринология, детская неврология, кардиология и др.

Все большее внимание уделяется профилактике заболеваний. Не так давно медицинские организации начали задействовать ресурсы Территориальных управлений федеральной почтовой связи для информирования граждан, проживающих в сельской местности, о способах сохранения здоровья и профилактики хронических болезней. В августе т.г. в пилотном режиме было проведено 47 удаленных консультаций с привлечением работников почты.

Внедряется практика дистанционного ведения пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении. Это позволит сократить количество очных посещений врача в поликлинике пациентами, находящимися в группе риска, во время пандемии по коронавирусу и сезонных заболеваний гриппом и ОРВИ.

В итоге мы видим, что региональное здравоохранение сделало серьезные шаги по развитию пациентоориентированных цифровых сервисов. Изменившиеся условия жизни в период пандемии коронавируса продемонстрировали всем нам, насколько дальновидным и жизненно важным оказалось решение по информатизации всей системы здравоохранения в России.

Дальнейшая реализация проекта по созданию Единого цифрового контура будет способствовать достижению основных целей национального проекта «Здравоохранение», позволит обеспечить конституционные права граждан в сфере здравоохранения и в итоге поможет сохранить и улучшить здоровье наших земляков, увеличить среднюю продолжительность жизни.