Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (770) | 12 октября 2020г.
 

Рутина Каракатзаниса

АВТОВАЗ пытается получить с поставщика 65 миллионов

Сейдамет Абреков

6 октября Арбитражный суд Нижегородской обл. вынес решение по одному из многочисленных судебных процессов, в рамках которых АО «АВТОВАЗ», президентом которого является Ив КАРАКАТЗАНИС (на фото), взыскивает с ООО «Завод автокомпонент» долги за причиненные убытки. В общем объеме речь идет об убытках в размере около 65 млн р. Как оказалось, предметом споров стало недостаточное количество автокомпонентов, который поставщик должен был отгрузить на конвейер АВТОВАЗа.

В июне 2020 г. АО «АВТОВАЗ» подало целый пул исковых заявлений к ООО «Завод автокомпонент». Это предприятие расположено в Нижнем Новгороде. Оно занимается производством автомобильных зеркал, отопителей и климатических систем, деталей интерьера и экстерьера, панелей приборов, бамперов и топливных баков. На официальном сайте «Завода автокомпонент» в качестве генерального директора указана Любовь Сетдикова. При этом в ЕГРЮЛ в качестве управляющей организации ООО «Завод автокомпонент» фигурирует АО «Управляющая компания автокомпонент». Это же юридическое лицо является владельцем 100% ООО «Завод автокомпонент». В то же время ЕГРЮЛ называет генеральным директором АО «Управляющая компания автокомпонент» Алексея Сафронова, а Олега Зайцева — единственным акционером этой компании. Показательно, что в ЕГРЮЛ есть сведения о том, что доли ООО «Завод автокомпонент» внесены в залог ПАО «Сбербанк России».

Выручка ООО «Завод автокомпонент» по итогам 2019 г. составила около 4,4 млрд р., что примерно на 34% меньше выручки, полученной компанией годом ранее. В 2018 г. она составила чуть более 6,6 млрд р. В 2018 г. компания получила прибыль 18 млн р., по итогам 2019 г. — убыток 10,5 млн р.

АВТОВАЗ, напротив, показал за этот же период положительную динамику. Выручка выросла незначительно — с 291,772 млрд р. по итогам 2018 г. до 292 млрд р. по итогам 2019 г.

Т.е. примерно меньше, чем на 0,1%, что гораздо ниже уровня инфляции. Зато если по итогам 2018 г. АВТОВАЗ отчитался об убытке 286 тыс. р., то 2019 г. автогигант закончил с чистой прибылью около 385,5 млн р.

ООО «Завод автокомпонент» пыталось добиться объединения почти двух десятков судебных процессов с АВТОВАЗом в один. В каждом из исков речь шла об определенной номенклатуре изделий и сроках их поставок на АВТОВАЗ. Но суд не пошел навстречу «Заводу автокомпонент». «Определением от 17 августа 2020 г. суд по правилам ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ отклонил ходатайство ответчика об объединении дела №А43-17660/2020 с делами № А43-17658/2020, А43-17659/2020, А43-17661/2020, А43-17784/2020, А43-17787/2020, А43-17789/2020, А43-17790/2020, А43-17792/2020, А43-17793/2020, А43-17794/2020, А43-17795/2020, А43-17796/2020, А43-17797/2020, А43-18115/2020, А43-18117/2020, А43-18119/2020, А43-18120/2020, А43-18208/2020, А43-18210/2020, А43-18339/2020 в одно производство для совместного рассмотрения», -говорится в решении. Соответственно, каждая из претензий АВТОВАЗа рассматривается отдельно.

Уже принят ряд решений, информация из которых дает понимание о сути происходящих процессов. 16 сентября 2020 г. появилось решение по делу №А43-17660/2020. В нем описывается процесс поставок на АВТОВАЗ: «В соответствии с п. 5.8 договора поставщик обязан осуществлять поставки строго в соответствии с графиком поставки. Поставщик не имеет права в одностороннем порядке вносить изменения в график поставки.

Положениями п. 6.3 специальных условий поставки предусмотрено, что поставщик осознает, что непоставка автокомпонентов в количестве, указанном в заказе, а также срыв графика поставки автокомпонентов могут привести к нарушению производственных графиков покупателя, простою его производства и некомплектной сборке автомобилей».

Однако в поставках все же произошел сбой. «Покупатель (АВТОВАЗ. – Прим. ред.) в период с 1 мая 2019 г. по 15 июня 2019 г. разместил RAN на детали 8450009399, 8450104830, 8450104831, 8450101093, 8450100994, 8450101651, однако поставщик («Завод автокомпонент». – Прим. ред.) в указанный период поставку данных деталей производил в меньшем количестве от заказанных покупателем. Недопоставка деталей привела к тому, что 30 мая 2019 г., 4 июня 2019 г., 14 июня 2019 г. покупатель произвел некомплектную сборку 245 автомобилей Granta. С учетом норматива стоимости одной сборки некомплектного автомобиля ущерб от недопоставки деталей на 245 автомобилей составил 2,2 млн р.», — поясняется в решении суда.

«Завод автокомпонент» пытался ссылаться на «отсутствие технической возможности производства продукции» в июле 2019 г. Это судом принято во внимание не было. Было решено взыскать с «Завода автокомпонент» чуть более 2,2 млн р. причиненных убытков.

Объем претензий АВТОВАЗа к «Заводу автокомпонент» по вышеназванным судебным искам находится в районе 65 млн р. Таким образом, можно рассчитать примерное количество некомплектных автомобилей. Так, если 245 некомплектных автомобилей было оценено в 2,2 млн р. убытков, то, соответственно, в 65 млн р. убытков может быть включено около 7100 некомплектных автомобилей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.