Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (171) | 19 февраля 2007г.
 

Давайте будем строить

Предлагают депутатам инвесторы набережной и прибрежного парка

Кристина Маркова

С начала 2007 г. в Тольяттинской городской думе (ТГД) ожидается рассмотрение вопроса о внесении изменений в схему градостроительного зонирования территории прибрежного парка и набережной Автозаводского р-на. Решение депутатов играет основную роль в том, получит ли город уникальную зону с развитой инфраструктурой. Между тем в местных СМИ появляются высказывания отдельных депутатов по поводу якобы необщественного характера будущей набережной из-за монополии на ее территорию. Складывается впечатление, что депутаты попросту некомпетентны в данном вопросе, поскольку сам проект освоения территории доказывает обратное, а дробление ее на несколько участков вряд ли гарантирует свободный доступ граждан к Волге и социальным объектам и тем более реализацию единой концепции застройки, одобренной разработчиками генплана г.Тольятти ООО НПП «Экоград».

История вопроса об освоении набережной и прибрежного парка Автозаводского р-на доказывает правомерность появления единого застройщика этой стратегической территории.

Еще в 1967 г. застройка прибрежного парка была предусмотрена генеральным планом строительства Автозаводского р-на. На данной территории должны были разместиться дома, цирк, административное здание для горкома и горисполкома, парк аттракционов, несколько танцплощадок, магазины, объекты социально-культурного и бытового назначения, детские сады, школа, химчистка, парикмахерская.

Но по разным причинам, в основном из-за отсутствия строительных мощностей и фондов, эту территорию так и не смогли застроить. Удалось только более-менее сделать набережную да построить здание управления соцкультбыта Волжского автозавода.

В начале 2000-х гг. в мэрию обратилась строительная компания ООО «Стройфинанс» с просьбой выделить участок земли на набережной Автозаводского р-на для строительства теннисного центра. Но мэрия ответила отказом, посчитав, что территория набережной и прибрежного парка не должна осваиваться частями, и поэтому организовала конкурс проектов единой концепции освоения территории. В конкурсе участвовало несколько проектов, отличных как по направленности, так и по потенциальным инвестициям. В результате лучшую оценку получил проект ООО «Стройфинанс». В 2002 г. мэр издал распоряжение, разрешающее приступить к проектным работам. Надо отметить, что до этого компания занималась только строительством жилья и не имела опыта в направлении объектов спортивно-досугового характера. В начале 2004 г. постановлением мэра Тольятти функции единого заказчика набережной Автозаводского р-на были переданы этой компании (см. «Хронограф» №4 (30) от 9.02.04).

Согласно этому документу Стройфинанс должен за свой счет разработать проектно -сметную документацию, межевание, создать инженерную инфраструктуру (сети, дороги, головные сооружения, газификацию и т.п.), привлечь инвесторов и застроить прибрежный парк в нормативный срок.

Схема застройки была принята следующая. Инвестор подает заявку с пожеланием построить конкретный объект. Ему определяют конкретную территорию, выдают в течение двух месяцев всю разрешительную документацию и в течение тех же двух месяцев подводят к объекту все сети и дороги. Инвестор дополнительно к заявке подтверждает свои финансовые возможности по строительству объекта, а также берет обязательство построить объект в нормативный срок, чтобы избежать долгостроев.

И все. Не требуется никаких многомесячных хождений по инстанциям и бесконечных согласований. Все делает управляющая компания.

С тех пор сменились созывы депутатов, законы о механизме выделения земельных участков, но это не могло отменить ранее вышедшие постановления и изменить проект, который получил одобрение у разработчиков генерального плана г. Тольятти ООО НПП «Экоград».

Согласно проекту на территории набережной и прибрежного парка предусмотрены яхт-клуб, дайвинг-центр, парк аттракционов, теннисный центр, аквапарк, лыжно-саночная трасса, центр экстремальных видов спорта, сеть пляжей, бассейнов, парк Де Сент Экзюпери и т.п. Появятся деловой и оздоровительный центры, гостиница, торгово- развлекательные и жилые комплексы «эконом» и «комфорт»-класса. Именно последние объекты вызывают самый живой интерес у инвесторов и депутатов. Причем главным аргументом народных избранников против единого застройщика является то, что набережная и прибрежный парк окажутся «забитыми до отказа» элитными жилыми комплексами, которые закроют доступ жителей города к Волге и социальным объектам. Однако такая точка зрения противоречит утвержденному проекту и здравому смыслу. Территорию необходимо оживить за счет селитебной зоны. Она же послужит в определенной мере финансовой базой для создания инженерной инфраструктуры всей зоны застройки. Согласно ему жилье занимает менее 20% от всей площади и располагается вдоль ул. Спортивной. Тем более что обеспечение граждан социальной и досуговой инфраструктурой также является первостепенной задачей застройщика.

Необходимо отметить, что застройщик затратил немалый объем средств на разработку проектной документации, в том числе касающейся коммуникации, транспортных развязок, максимального сохранения существующей экосистемы. Кроме того, более года он занимается содержанием и эксплуатацией набережной и прибрежного парка Автозаводского р-на. Сюда относится благоустройство территории, обеспечение услугами. Застройщик за счет собственных средств устранил свалку строительных отходов, «украшающих» прибрежный парк уже несколько лет. Поэтому высказывания депутатов о том, что город ничего не получает от наличия единого застройщика, лишено всяких оснований. При этом надо учитывать, что реализована лишь малая часть проекта. Пока получили развитие платный пляж напротив 8-го квартала и академия тенниса им. Метревели — т.е. объекты спортивно-досугового характера.

На сегодняшний день работы застройщика находятся на стадии проектирования конкретных объектов, и от решения думы зависит, будут ли привлечены инвестиции на такие долгожданные объекты, как аквапарк, парк аттракционов, бассейны, лыжно-саночная трасса, центр экстремальных видов спорта и т.д., которые станут толчком к развитию туристической привлекательности г. Тольятти. Необходимо подчеркнуть, что при остром дефиците жилья инвестиции на строительство жилых домов на территории набережной и прибрежного парка сегодня привлечь просто невозможно. И все это из-за отсутствия зоны многоэтажной жилой застройки Ж-4.

По мнению экспертов «Хронографа», причиной непринятия думой положительного решения являются интересы отдельных депутатов. Их предложения раздробить территорию и раздать через конкурсы земельные участки разным застройщикам не вселяют уверенности, что единая концепция освоения территории будет реализована. Каждый из них может начать самодеятельность, и в итоге город не получит ни сада, ни жилья.

Справка:

29.12.01  — распоряжение мэра №2349-1/р «О согласовании места размещения объектов в Автозаводском р-не г. Тольятти».

27.06.02  — распоряжение мэра №3064-1/р, разрешающее заняться проектными работами.

29.01.04 — распоряжение мэра №1531/р о предварительном согласовании и выделении земельного участка.

29.09.06 — проект планировки территории прибрежного парка и набережной Автозаводского р-на утвержден постановлением мэра №8870-1/п.

9.12.06 — запущен в эксплуатацию первый объект прибрежного парка — «Ав-тоградТеннисЦентр-2002»: 6 крытых, 5 открытых кортов.

Обсудить на форуме