Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (761) | 6 июля 2020г.
 

После нацпроекта

Самарский электротехнический завод вошел в «контролируемое банкротство»

Андрей Неретин

19 июня прошло собрание кредиторов АО «Самарский электротехнический завод» («СЭТЗ»). Крупнейшими кредиторами обанкротившегося СЭТЗ стали его же генеральный директор Сергей ЗАСЫПКИН с супругой Ольгой ЗАСЫПКИНОЙ. Их совокупные требования в реестре кредиторов превышают 130 млн р. Накануне банкротства СЭТЗ позиционировался в качестве участника нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Теперь все это можно оценить как ловкий пиар-ход, позволивший расширить круг партнеров. Некоторые из них рискуют остаться без денег.

Два года назад АО «СЭТЗ» стал участником региональной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Самарской обл. на 2017-2025 гг.». На официальном сайте предприятия говорилось: «В октябре 2018 г. Самарский электротехнический завод стал участником данной программы для обеспечения роста производительности труда» (http://setzenergo.ru/ 2018/ 10/01/ участие- в- региональной- программе- по/). В 2019 г. СЭТЗ позиционировался как участник нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». На завод приезжали члены правительства Самарской обл., генеральный директор Сергей Засыпкин рассказывал им об успехах производства, умалчивая о том, что сотрудникам не выплачивается заработная плата (см. «Хронограф» №31 (724) от 30.09.20).

Многие организации охотно шли на сотрудничество с предприятием, которое пользуется господдержкой. Среди партнеров СЭТЗ была и российская научно-производственная компания АО «Грасис» (г. Москва), которую 11 лет возглавляет Сергей Потехин. Между «Грасис» и СЭТЗ 18 марта 2018 г. был заключен договор о поставке первой партии комплектных трансформаторных подстанций (КТП) в количестве 20 шт. Стоимость заказа 41,6 млн р. По условиям сделки «Грасис» внес предоплату в размере 20,8 млн р. СЭТЗ должен был отгрузить товар до 19 октября 2018 г. Однако СЭТЗ свои обязательства не выполнил.

В октябре 2018 г. «Грасис» уведомил самарский завод о своем требовании вернуть ранее выплаченный аванс, а в декабре того же года обратился в суд с иском о взыскании данной суммы (дело №А40-288875/18). Арбитражный суд Самарской обл. 7 марта 2019 г. вынес решение о взыскании с повышающего производительность труда СЭТЗ 20,8 млн р. «Истец утверждает, что поставщик к предельной дате завершения своих обязательств не только не передал 20 комплектов КТП, но и не изготовил ни одной единицы товара; кроме того, ЗАО «СЭТЗ» на протяжении полугода вводило АО «Грасис» в заблуждение о ведении активной работы по изготовлению комплектующих силами контрагентов ответчика (АО «Металлокомплект-М» и ООО «Дартекс»), в то время как поставщик даже не оплатил свои заказы, а представленные платежные поручения об оплате комплектующих оказались недостоверными — АО «Металлокомплект-М» и ООО «Дартекс» опровергли факт оплаты ЗАО «СЭТЗ» в их пользу денежных сумм», — сказано в решении суда.

Впрочем, СЭТЗ даже по решению суда денег контрагенту так и не вернул. В результате «Грасис» 6 августа 2019 г. подал в суд заявление о банкротстве СЭТЗ (дело №А55-25274/2019). По определению суда от 31 октября 2019 г. в отношении завода была введена процедура наблюдения. Временным управляющим назначена Ирина Васильцова. Требование компании Сергея Потехина в размере 20,8 млн р. были внесены в реестр требований кредиторов. Затем к банкротству СЭТЗ подключилась ФНС России. Фискалы заявили о своем требовании 7,5 млн р.

Недавно дело о банкротстве СЭТЗ обрело для московских кредиторов совершенно неожиданный оборот. 2 июня самарский арбитраж вынес сразу два определения, включив в реестр требования, с которыми обратились руководитель завода Сергей Засыпкин и его супруга Ольга Засыпкина. Сергей Засыпкин требует с возглавляемого им завода 49,6 млн р., а Ольга Засыпкина — 83,4 млн р. Таким образом, совокупные требования Засыпкиных составляют 133 млн р.

По мнению экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф», теперь Засыпкины могут полностью контролировать ход банкротства возглавляемого ими завода. В такой ситуации вряд ли они упустят ценные активы предприятия. В то же время «Грасису» и иным кредиторам, видимо, остается рассчитывать лишь на чудо.

Вполне логично возникает версия о том, что руководители и бенефициары СЭТЗ при помощи отдельных высокопоставленных чиновников искусственно создали миф об «эффективно работающем предприятии». Миф оказался выгоден его создателям. Что касается самого коллектива предприятия, то после «повышения производительности труда» он переживает нелучшие дни. Если в середине прошлого года циркулировала информация о том, что сотрудниками СЭТЗ числилось свыше 150 человек, то на данный момент их осталось всего 63. Также прекратил работу и сайт СЭТЗ. Подобное положение дел выглядит не иначе как показательное глумление над одним из важнейших нацпроектов, автором которых является президент РФ Владимир Путин. Видимо, поэтому врио министра промышленности и торговли Самарской обл. Олег Жадаев теперь утверждает, что СЭТЗ «не участвовал в реализации мероприятий нацпроекта по повышению производительности труда» (см. «Хронограф» №20 (756) от 1.06.20).