Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (758) | 15 июня 2020г.
 

Наработки Ростеха

Долги АВТОВАЗа времен команды Чемезова спросят с Каракадзаниса

Илья Ширтанов

17 июня начнется рассмотрение дела о взыскании с АО «АВТОВАЗ» 234,8 млн р. неосновательного обогащения. Истцом выступила администрация г.о. Тольятти. Формирование основной части долга шло в период, когда в оперативном управлении АВТОВАЗом и мэрией г.о. Тольятти находились ставленники Госкорпорации «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА. На этом фоне президенту АО «АВТОВАЗ» Иву КАРАКАТЗАНИСУ, возглавившему автозавод 1 июня 2018 г., еще только предстоит ознакомиться с немалым количеством «скелетов в шкафах», утрамбованных туда при активном участии прямых ставленников Чемезова в период с декабря 2005 по 2014 г.

Путин об одном, «Ерема» о своем

22 апреля руководство г. о. Тольятти решилось на беспрецедентный в отношении АО «АВТОВАЗ» шаг. В этот день от администрации г. о. Тольятти в Арбитражный суд Самарской обл. поступило заявление с требованием взыскать с АО «АВТОВАЗ» 234,8 млн р. И это притом, что пятилетку празднования 50-летия АВТОВАЗа (2016-2021 гг.), утвержденную правительством РФ, никто на федеральном уровне пока не отменял.

Более того, тремя днями ранее, 19 апреля, президент РФ Владимир Путин лично поздравил многосоттысячный коллектив ветеранов, действующих сотрудников и всех причастных к работе автозавода во все периоды его функционирования «с большим праздничным событием -50 лет назад, 19 апреля 1970 г., с конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль легендарной марки ВАЗ-2101, который сразу покорил сердца автолюбителей как в нашей стране, так и за ее пределами. С того далекого, незабываемого для вашего коллектива и ветеранов дня началась богатая история вазовского автомобилестроения». Завершил свое поздравление Путин словами: «Желаю вам новых достижений и всего наилучшего». Это как же должно быть организовано сознание управленца (в данном случае муниципального), способного принять юбилейное поздравление президента страны как сигнал к началу прямой атаки на субъект поздравления? В итоге 28 апреля заявление администрации г. о. Тольятти было принято судом к производству. Делу был присвоен №А55-9855/2020. На 17 июня намечено предварительное заседание по его рассмотрению.

Судя по расчетам администрации г. о. Тольятти, заявленная к взысканию с АО «АВТОВАЗ» задолженность формировалась в течение без трех месяцев 15 лет — с 30 декабря 2004 г. по 24 сентября 2019 г. По версии специалистов администрации г. о. Тольятти, «неосновательное обогащение» сложилось по причине использования в указанный период земельного участка с кадастровым номером (КН) 63:09:0102158:76.

В ответе на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» менеджер по связям с общественностью администрации г. о. Тольятти Юлия Минаева подтвердила сегодняшнюю позицию муниципалитета. «АО «АВТОВАЗ» использовало указанный земельный участок, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке», -пояснила Минаева в ходе переписки с ОАЕ «Хронограф».

Спонсоры «Еремы»

Долг не копеечный. На 234,8 млн р. вполне можно построить детский сад (при условии безоткатной работы) или решить массу других социально важных проблем, на которые вечно не хватает денег. Например, предоставить молодым семьям медиков квартиры. При нынешних ценах на однокомнатные квартиры 234,8 млн р. могло бы хватить, чтобы привлечь в Тольятти как минимум 200 (!) перспективных молодых специалистов медицинской сферы. Потребуй только от АВТОВАЗа долг за аренду земельного участка — и все. Однако вплоть до 22 апреля 2020 г. почему-то никому в голову в администрации (до 2017 г. мэрии) г. о. Тольятти это официально не приходило.

Причины, по которым прежнее руководство г. о. Тольятти закрывало глаза на наличие указанного фактора, отыскать несложно. Мэр г. о. Тольятти (с 2017 г. этот титул переименован в главу) (2008-2012 гг.) Анатолий Пушков путем нехитрых манипуляций под названием «всенародные выборы» был перемещен на эту позицию прямиком с официально более высокооплачиваемой должности главного инженера ОАО «АВТОВАЗ» (с 2015 г. ПАО, с 2018 г. АО. – Прим. ред.).

Его сменщик, мэр г. о. Тольятти (2012-2017 гг.) Сергей Андреев, по окончании чиновничьей карьеры был трудоустроен генеральным директором АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти», которое считается одним из неформальных проектов Ростеха для негласного освоения многомиллиардных средств федерального бюджета. Вывод очевиден: пока мэрию Тольятти с 2008 по 2017 г. возглавляли Пушков и Андреев, со стороны тольяттинского муниципалитета никто не пытался организовать АВТОВАЗу столь значимую проблему, как это сумели организовать 22 апреля т. г.

Для полноты картины важно напомнить, что со стороны АВТОВАЗа весь этот период (точнее сказать, почти с начала формирования долга) тоже выступали прямые креатуры генерального директора Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова: с 22 декабря 2005 г. по 2 августа 2006 г. президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский; с момента ухода Есиповского и до 14 декабря 2006 г. ОАО «АВТОВАЗ» находилось под прямым управлением председателя правления Владимира Артякова, 14 декабря 2006 г. единоличным исполнительным органом ОАО «АВТОВАЗ» было учреждено ООО «Группа АВТОВАЗ», Артяков стал его президентом, 27 августа 2007 г. Артяков покинул эту позицию, чтобы на следующий день, 28 августа, стать губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.); с сентября 2007 г. по август 2009 г. президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» — Борис Алешин; 28 августа 2009 г. президентом ОАО «АВТОВАЗ» (уже без анахромизма в виде приставки «генеральный директор») стал Игорь Комаров, 16 октября 2013 г. он подал в отставку, но позиции его управленческого курса сохранялись до тех пор, пока 13 января 2014 г. в должность президента — председателя правления ОАО «АВТОВАЗ» не вступил (2014-2016 гг.) Бу Андерссон. Именно с него на АВТОВАЗе закончилась т. н. эпоха «президентов» из Ростеха и началась череда ставленников со стороны альянса Renault-Nissan. Но даже при таких обстоятельствах кто мешал на тот момент мэру Тольятти Андрееву сразу после вступления Бу Андерссона в должность уже 14 января 2014 г. начать взыскивать с АВТОВАЗа долги за землю?

Надо быть бесконечно наивным, чтобы надеяться на публичное чистосердечное признание в этом со стороны Сергея Андреева, опытнейшего специалиста по манипуляции сознанием окружающих его людских масс (причем вне зависимости от уровня их имущественного достатка или оценки собственного интеллекта). В канун мартовских выборов 2008 г. мэра Тольятти Андреев очень грамотно сумел разыграть перед командой штаба представителей Ростеха свой главный козырь — образ нонконформиста. В итоге уже в 2010 г. он оказался команде ростеховского губернатора Артякова, который делегировал ему должность министра природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды (2010-2012 гг.). При том же губернаторе Артякове в марте 2012 г. Андреев стал истинным триумфатором последних всенародных выборов мэра г. о. Тольятти. Стоит ли на этом фоне говорить, что у крайне рассудительного Андреева, заполучившего должность мэра Тольятти, даже спустя год после выборов не могло возникнуть спонтанных мотивов начать напрягать АВТОВАЗ из-за каких-то на тот момент десятков миллионов за земельные участки. Тем более что там все еще работал чемезовский советник Комаров.

В тот период, возможно, для отвода глаз в мэрии Тольятти предпочитали говорить: «Земельный участок с КН 63:09:0102158:76 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и не находится в муниципальной собственности. Указанный земельный участок является ранее учтенным и не имеет точного местоположения». Вместе с тем сегодняшние данные Росреестра говорят о том, что рассматриваемая территория расположена на ул. Вокзальной, 72, в Тольятти, т. е. в промзоне АО «АВТОВАЗ».

Перспективы старых реалий

Сегодня в режиме онлайн публичная карта Росреестра позволяет увидеть, что площадь спорного участка составляет 109,8 тыс. кв. м, или без малого 11 га. Дата постановки на кадастровый учет — 4 августа 2005 г. Всего через три-пять месяцев до того момента независимый менеджмент ОАО «АВТОВАЗ» наперегонки устремился в специально выстроенные для них же узкие коридоры.

Причем сегодня никто из них уже не помнит истинных мотивов. Хотя задуматься было бы нелишним. Пускай даже спустя 15 лет.

Ставленник Ростеха, президент АВТОВАЗа Игорь Комаров буквально с первых дней у власти развернул масштабную кампанию по отчуждению непрофильных активов и привлечению колоссальных заемных средств (см. «Хронограф» №37 (481) от 11.11.13), основная масса из которых предоставлялась в виде госзаймов. Причем расставаться с живыми деньгами АВТОВАЗ не стремился и если и рассчитывался, то в большинстве случаев либо акциями, выпущенными по допэмиссии, либо теми же непрофильными активами.

Не исключено, что земля, о которой идет речь в суде, была отчуждена в ходе описанных процессов. Подобный пример фигурировал в публикации «Хронографа» (см. «Хронограф» №13 (749) от 13.04.20). Тогда АВТОВАЗ отказался в пользу государства от испытательного полигона в с. Сосновка м. р. Ставропольский Самарской обл. Причем переход права сопровождался комментариями чемезовских «клерков», приписанных на довольствие к АО «АВТОВАЗ», о необходимости оставить за заводом возможность безвозмездной эксплуатации полигона. Т. е., по замыслу модераторов, отчуждением полигона АВТОВАЗ гасил долги перед государством, снимал с себя обязанность по оплате налогов, но фактически оставлял объект за собой.

Что касается участка с КН 63:09:0102158:76 в 2013 г., кадастровая стоимость земли была определена в размере 38 млн р. На сегодняшний день, по сведениям Росреестра, разрешенное использование участка «для дальнейшей эксплуатации базы №2 управления «Металлоснаб» (зона ПК-2)».

В открытых источниках можно найти информацию о том, что на Вокзальной, 72, осуществляют деятельность ООО «Эберспехер Выхлопные системы РУС», ООО «Эстра Аутомотив Системе Рус», ЗАО «Автолист». Кроме того, по данным сервиса «Яндекс. Карты», по этому же адресу располагается дирекция АВТОВАЗа по логистике производства складов сырья и материалов.

Вместе с тем из ответа муниципального менеджера Минаевой следует, что администрацией Тольятти «на основании сведений, полученных из управления Росреестра по Самарской обл. в порядке актуализации ранее учтенных земельных участков, АО «АВТОВАЗ» был подготовлен и направлен расчет неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка».

В свою очередь, в адрес ОАЕ «Хронограф» из обслуживающего Каракадзаниса русскоязычного пресс-центра (основы которого закладывались при Ростехе) пришел ответ следующего содержания: «В ответ на ваш запрос №423 от 7 мая 2020 г. сообщаем, что АВТОВАЗ не комментирует ход судебных разбирательств».

Как видно, новое руководство АВТОВАЗа, которое позиционировалось как антипод Ростеха (см. «Хронограф» №38 (690) от 3.12.18), тем не менее предпочитает замалчивать дела своих предшественников. С другой стороны, Каракатзанис мог оценить выстроенную Комаровым систему работы автозавода с государственными и муниципальными органами. Во всяком случае, когда речь заходит о перечислениях в бюджет.

В то же время не стоит забывать о печальной участи президента альянса Renault-Nissan Kapлоса Гона, задержанного в ноябре 2018 г. в Японии. Он тоже имел честь много фотографироваться на фоне Чемезова.

Комментарии

Юлия МИНАЕВА, менеджер по связям с общественностью администрации г. о. Тольятти

- В своем ответе АО «АВТОВАЗ» на направленное требование администрации г. о. Тольятти об оплате за фактическое использование земельного участка выразило возражения в связи с наличием, по мнению АО «АВТОВАЗ», прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с КН 63:09:0102158:76.