Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (481) | 11 ноября 2013г.
 

По новому кругу

Андерссону предстоит не стать «вторым Комаровым»

Сейдамет Абреков

4 ноября ОАО «АВТОВАЗ» сообщило о том, что Игорь КОМАРОВ (на фото) покинул должность президента компании, в которой с 5 ноября был утвержден Бу АНДЕРССОН. Переходу Комарова в Роскосмос на должность заместителя руководителя различные источники, скорее всего приближенные к руководству ГК «Ростехнологии», попытались придать позитивный окрас. Хотя цифры падения продаж АВТОВАЗа и показатели задолженности предприятия говорили о том, что Комаров должен был не «пойти на повышение», а отправиться в ином направлении. Но судя по всему, чтобы не привлекать внимания к состоянию, в котором находился АВТОВАЗ накануне отставки Комарова, и была реализована идея его помпезного перехода на вторые роли в Роскосмос.

«4 ноября 2013 г. состоялось заседание совета директоров АВТОВАЗа. Члены совета директоров удовлетворили заявление президента АВТОВАЗа Игоря Комарова об освобождении его от должности 4 ноября 2013 г. и утвердили в должности президента АВТОВАЗа Бу Андерссонас 5 ноября 2013 г. Господин Андерссон вступит в должность с 31 декабря 2013 г. (или с другой даты, когда он сможет осуществлять обязанности президента компании)», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Совет директоров АВТОВАЗа назначил исполняющим обязанности президента компании Олега Лобанова, исполнительного вице-президента по финансам и корпоративному развитию компании, с 5 ноября до момента, когда Бу Андерссон сможет вступить в новую должность.

Информация об Игоре Комарове как о заместителе руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) уже появилась на официальном портале агентства. Хотя накануне звучали высказывания о том, что Игорь Комаров должен возглавить Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). Но пока Игорь Комаров далеко не глава ОРКК, а всего лишь один из заместителей руководителя Роскосмоса Олега Остапенко. При этом если недавно назначенного Остапенко уже можно было увидеть на различных мероприятиях Роскосмоса, освещаемых федеральными телеканалами, то в новом статусе Комаров пока так и не стал лицом космической индустрии.

Уходу Игоря Комарова с АВТОВАЗа самые различные источники, в основном из числа дружественных ГК «Ростехнологии», пытаются придать исключительно положительные окрас. Пресс-центр АВТОВАЗа со ссылкой на генерального директора «Ростехнологии», заместителя председателя совета директоров АВТОВАЗа Сергея Чемезова заявил: «Под руководством Игоря Комарова АВТОВАЗ прошел сложный период восстановления после мирового экономического кризиса... Хочу поблагодарить его за проделанную работу». Подобные слова на фоне помпезного перехода Игоря Комарова в Роскосмос, судя по всему, не более чем маневр, цель которого — отвлечь внимание от истинного положения дел на АВТОВАЗе.

Общий уровень кредиторской задолженности АВТОВАЗа (по кредитам, займам, перед поставщиками, подрядчиками и т.д.) на момент отставки Комарова уже достиг примерно 110 млрд р. Продолжают падать продажи. Согласно данным пресс-центра АВТОВАЗа: «В России дилеры LADA реализовали 37 484 автомобиля, это на 6,3% меньше, чем в сентябре. За 10 месяцев 2013 г. АВТОВАЗ продал 443 265 а/м LAD A — на 12,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В России с начала 2013 г. куплено 380 852 а/м LADA — на 15,2% меньше, чем за январь-октябрь 2012 г.». С этим цифрами не поспоришь.

По итогам 2009 г. (одного из самых сложных за всю историю АВТОВАЗа, пережившего тогда жесточайший кризис), общая кредиторская задолженность составила 106 млрд р. Можно говорить, что за 4 года АВТОВАЗ так и не решил проблему с долгами, и это при том, что предприятие получило беспрецедентную помощь от государства в размере 75 млрд р.

Кроме того, если в конце 2009 г. акции АВТОВАЗа торговались на бирже по цене примерно по 15 р., то сегодня котировки «просели» до 10,5 р. Т. е. с тех пор капитализация АВТОВАЗа упала примерно на треть. Что же касается объемов реализации товарных автомобилей, то по итогам кризисного 2009 г. продажи составили 345 тыс. автомобилей, а по итогам 2010 г. — 549,6 тыс. авто. Таким образом, по итогам 2013 г., когда Игорь Комаров, видимо, окончательно «модернизировал» АВТОВАЗ, продажи могут упасть даже ниже уровня 2010 г.

Поэтому раз сложно спорить с такими цифрами и динамикой, значит, необходимо было разыграть громкий переход Игоря Комарова «на новые высоты». Все по старой армейской традиции, когда проштрафившегося отправляют на повышения. Это делают, чтобы не быть уличенными в том, как при «мудром» и «талантливом» руководстве мог появиться человек, который, например, допустил растрату, хищение или еще какой-нибудь проступок. Ведь такой факт способен бросить тень на того, кто этого специалиста продвигал.

Справка:

Бу Инге Андерссон. Родился в 1955 г. Окончил Военную академию Швеции. Имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского университета и закончил программу высшего менеджмента Гарвардского университета в 1999 г. Начал карьеру в GM в 1987 г. как менеджер Saab. В 1993 г. Бу Андерссон перешел из Saab в GM в качестве исполнительного директора по международным закупкам электротехники. В 1997 г. получил должность вице-президента по закупкам европейского отделения GM. В 2007 г. назначен вице-президентом GM Group по глобальным закупкам и поставкам. С 2009 г. — президент «Группы ГАЗ».