Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (756) | 1 июня 2020г.
 

Вольница Эколайна

Может скоро закончиться

ИА «Центр-Инфо»

В середине мая прокуратура Самарской обл. официально подтвердила Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» факт проведения проверки соблюдения требований законов на территории с.п. Мусорка м.р. Ставропольский Самарской обл. В этом поселении ООО «Эколайн», владельцем которого является Андрей СУХНО, при активной поддержке сына председателя собрания представителей Ставропольского р-на Александра КАШКОВСКОГО (на фото) Ивана КАШКОВСКОГО может занять мусорным полигоном более 88 га земли. Чтобы в полной мере оценить добросовестность Эколайна, достаточно ближе ознакомиться с историей его полигона ТБО «Тимофеевский», который прокуратура требовала закрыть еще в 2016 г. Однако Эколайн до сегодняшнего дня продолжает эксплуатировать опасный объект.

Опухоль разрастается

О планах Эколайна по освоению земель в с.п. Мусорка было подробно описано в апрельском номере ОАЕ «Хронограф» (см. «Хронограф» №15 (751) от 27.04.20). Особую обеспокоенность вызвало то, что на месте планируемого полигона можно наблюдать наличие водоема, ручья с водоохранной зоной и плотины. Есть данные о близости особо охраняемых природных территорий. Указанные сведения были направлены в адрес и.о. прокурора Самарской обл. Игоря Харитонова.

«Прокуратурой области рассмотрен ваш запрос о предоставлении информации о нарушениях земельного законодательства на территории с.п. Мусорка Ставропольского р-на и по иным вопросам. Сообщаю, что в настоящее время по изложенным доводам организована проверка», -оповестила ОАЕ «Хронограф» старший помощник прокурора Самарской обл. по взаимодействию со СМИ Ульяна Кудинова.

Однако то, что жителям Мусорки, возможно, еще только предстоит узнать о соседстве с объектом Эколайна, более десяти лет ощущают на себе граждане, проживающие в с.п. Тимофеевка. Причем здесь уместно вести речь не только об осязаемом дискомфорте, например когда ветер доносит до жилых домов зловоние свалки, но и о нарушениях, которые могли быть допущены при создании и эксплуатации объекта. На сегодняшний день есть основания полагать, что полигон «Тимофеевский» исчерпал свой ресурс и физически не способен принимать отходы без нанесения ущерба окружающей среде и человеку.

Запуск полигона Эколайн в Тимофеевке состоялся в 2006 г. По прошествии 10 лет полигон разросся до угрожающих размеров, а место складирования отходов вышло за границы предназначенной для этих целей территории. Указанное обстоятельство было отражено в деле №2-4351/2016, рассмотренном Центральным районным судом г. Тольятти в 2016 г.

Судебный процесс был инициирован Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой. Надзорный орган «в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц» добивался от Эколайна прекращения приема отходов на полигон «Тимофеевский». В материалах дела отмечается, что: «С целью проверки заполнения полигона прокуратурой в адрес ОАО «ВолгоНИИгипрозем» направлено требование о необходимости проведения топографо-геодезических работ. ОАО «ВолгоНИИгипрозем» установлено, что прием отходов должен быть прекращен, в настоящий момент эксплуатация полигона возможна для целей рекультивации полигона».

Уже тогда, т.е. в 2016 г., специализированной организацией были установлены факты отклонений, допущенных при эксплуатации полигона. «Согласно данным государственной экологической экспертизы ОАО «ВолгоНИИгипрозем», сданный в эксплуатацию участок для размещения отходов имеет площадь 6,3395 га, в то время как фактически занятая отходами площадь равна 8,7 га, что превышает разрешенную на 2,3605 га. Размещение отходов свыше установлено-возможной высоты, а именно максимальные отметки размещенных отходов составляют 78,5 м, в то время как с выходом на переменную планировочную отметку 75,0 м формирование массива отходов должно быть завершено», — такие данные приводятся в мотивировочной части решения по указанному делу.

Свои выводы ВолгоНИИгипрозем основывает на том, что «согласно полученным данным, фактическая высота полигона достигла проектной, а в случае устранения выявленных несоответствий путем сдвига отходов с площади, не предназначенной для размещения отходов, общая высота эксплуатируемого объекта превысит допустимые отметки». В материалах этого же дела есть утверждение, что: «Толщина фильтрационной пленки под полигоном рассчитывается из предполагаемого объема отходов. Если объем отходов значительно превышен, фильтрационная пленка не выдержит давления».

Мастеровая экспертиз

Что касается получения Эколайном госэкспертиз, то данная тема заслуживает отдельного внимания. В упомянутом выше судебном деле №2-4351/2016 отмечается, что у Эколайна имелось «положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), утвержденное приказом управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской обл.». Очевидно, что речь идет о заключении ГЭЭ, на основании которой Эколайн осуществлял деятельность с 2006 г. на тимофеевском полигоне.

Также в пояснениях, представленных в суд Центрального р-на, говорится: «Согласно государственной экологической экспертизе, в состав объекта размещения отходов, занимающего площадь 12,8 га, входит: участок размещения отходов -6,3395 га, объекты хозяйственной зоны -1,2 га, прочие сооружения — 5,0 га».

Т.е. все функциональные зоны были четко определены, а территория размещения отходов строго очерчена и, соответственно, небезгранична. В 2014 г. бенефициары Эколайна, видимо, осознавая, что при нарушении условий эксплуатации полигона к ним так или иначе возникнут вопросы со стороны компетентных органов, запускают процедуру согласования проектной документации «Дозагрузка усовершенствованного полигона твердых бытовых отходов «Тимофеевский». В начале 2015 г. комиссия по ГЭЭ вынесла отрицательное заключение по проекту Эколайна. 28 апреля 2015 г. Эколайн обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании недействительным отрицательного заключения ГЭЭ. Делу был присвоен №А55-10338/2015. Из арбитражного дела №А55-10338/2015 можно почерпнуть немало познавательной информации. Например: «Из пояснений представителей заинтересованного лица и материалов дела следует, что на полигоне «Тимофеевский» размещено отходов больше, чем позволяет его вместимость. Из характеристики объекта размещенных отходов следует, что вместимость полигона 5 173 793 куб. м, размещено 5 246 362 куб. м. Выдача лимитов на размещение отходов приостановлена до разрешения дозагрузки полигона».

Для наглядности стоит вернуться к решению Центрального районного суда в рамках дела №2-4351/16, где отражены данные справки мэрии г. Тольятти. В документе говорится о том, что « в июне 2014 г. остаточный объем вместимости полигона составлял 151 тыс. куб. м. Согласно сведениям, предоставленным ООО «Эколайн», в течение периода с 01.07.2014 по 01.10.2015 ООО «Эколайн» от сторонних организаций было принято 350 тыс. куб. м отходов, что превышает остаточный объем вместимости полигона. В соответствии с проектом полигона по достижении проектных отметок должна начинаться его рекультивация. Невыполнение условий реализации проекта может повлечь за собой возможность ухудшения экологической обстановки в районе расположения полигона». Т.е. получается, что полигон «Тимофеевский» начали активно дозагружать еще задолго до утверждения соответствующего проекта.

В 2015 г. Эколайну так и не удалось убедить арбитражный суд отменить отрицательное заключение ГЭЭ. Мнение экспертов доходчиво объяснило позицию комиссии ГЭЭ. «Содержание проекта, представленного обществом на государственную экологическую экспертизу, не соответствует его названию и сути намечаемой деятельности», — говорится в решении суда по делу №А55-10338/2015.

Кроме того, суд убедился в том, что из показаний председателя ГЭЭ «и материалов дела следует, что в данном случае фактически содержание проекта свидетельствует о реконструкции полигона. В заявлении Эколайн указывал на якобы незначительное увеличение высоты ТБО, которое якобы не препятствует целям рекреации и не нарушает естественный природный ландшафт. Но из показаний свидетеля и содержания проекта следует, что высота складирования ТБО в данном случае превышает 20 м, что возможно только на базе высоконагружаемого полигона, в то время как полигон «Тимофеевский» в течение 2005 г. не был организован таковым. При этом осуществление проекта «Дозагрузка усовершенствования полигона «Тимофеевский» на базе уже существующего полигона не является обстоятельством, исключающим соблюдение требований Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО в связи с тем, что существенно изменяются характеристики полигона».

Только в августе 2016 г. Эколайну удалось заручиться постановлением апелляционного суда о признании недействительным заключения «экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Дозагрузка усовершенствованного полигона твердых бытовых отходов «Тимофеевский» от 28 января 2015 г.».

За время, проведенное в арбитражных тяжбах, представители Эколайна оценили предыдущие ошибки и вышли на новую ГЭЭ с проектом, в названии которого помимо формулировки «дозагрузка» фигурирует слово «рекультивация». Такое нововведение, без сомнений, должно было придать проекту оттенок некой экологической составляющей.

Стоит понимать, что проект Эколайна 2006 г. «Рекультивация карьера «Тимофеевский» путем организации на его основе усовершенствованного полигона твердых бытовых отходов» подразумевал заполнение некогда эксплуатировавшегося ОАО «АВТОВАЗТРАНС» песчаного карьера. При этом биологический этап рекультивации подразумевал выполнение мероприятий по восстановлению спланированной поверхности массива для ее дальнейшего использования под лесопарки. Рекультивацию заполненного отходами карьера Эколайн должен был выполнить за свой счет, т.е. понести затраты, возможно, в несколько сотен миллионов рублей.

Логично, что такие манипуляции могли заметно выхолостить высокодоходный и весьма спорный бизнес Эколайна. Как итог, Эколайн приложил немало усилий для того, чтобы вместо устройства на рекультивированном полигоне лесопарков пролоббировать дозагрузку полигона.

В сентябре 2016 г. проект Эколайна «Рекультивация карьера «Тимофеевский» путем дозагрузки с элементами реконструкции усовершенствованного полигона твердых бытовых отходов», находящегося в границах г. Тольятти, вопреки многим обстоятельствам получил одобрение ГЭЭ. В ходе данной экспертизы было выявлено одно примечательное обстоятельство.

Вполне логично, что полигон как сооружение неразрывно связан с земельным участком. Опыт показывает, что получение заключения государственной экологической экспертизы проектной документации (приказ №1488 от 26 сентября 2016 г.), как правило, занимает не менее 4 мес. В случае с тимофеевский полигоном Эколайна в этот период произошли судьбоносные события. На экспертизу Эколайн выходил с одним участком, на котором с 2006 г. эксплуатировался полигон ТБО (кадастровый номер (КН) указанного земельного участка 63:09:03:03071:0017, площадь 128 395 кв. м). Однако 7 июня 2016 г. данная территория и, соответственно, объект недвижимости на ней — полигон — были разделены на два объекта. В итоге полигон Эколайна стал функционировать на участке с КН 63:09:0303071:1364, площадь которого на 7500 кв. м меньше расформированного. Часть бывшего полигона была выведена в отдельный объект и теперь находится на земельном участке с КН 63:09:0303071:1363. Нельзя исключать, что на этой земле могла оказаться часть тела полигона «Тимофеевский». Но теперь там функционирует предприятие по обработке и сортировке отходов ООО «ЭкоРециклингГрупп». Кроме того, при экспертизе в 2016 г. комиссия ГЭЭ предпочла никак не среагировать на тот факт, что в ходе эксплуатации полигона «Тимофеевский» площадь тела размещения отходов уже превышала проектную на 2,7 га.

Спорные моменты, требующие досконального изучения, были доведены до прокуратуры Самарской обл. и до Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской обл.

Разрешение имеется?

Вместе с тем существует ключевой момент, который может поставить точку в вопросе относительно законности функционирования полигона «Тимофеевский». В арбитражном процессе, выдержки из которого были представлены выше, также приведено заявление председателя ГЭЭ о том, что фактически содержание проекта Эколайна «свидетельствует о реконструкции полигона». Данная фраза может указывать на то, что полигон «Тимофеевский» является капитальным сооружением. Такой же вывод напрашивается, если объединить понятие «реконструкция» и определения Федерального закона (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым объекты размещения отходов являются специально оборудованными сооружениями.

Без труда можно прийти к заключению, что полигон Эколайна «Тимофеевский» может представлять собой не что иное, как объект капитального строительства, на который распространяются требования градостроительного кодекса. Соответственно, для эксплуатации полигона требуется не только наличие положительного заключения ГЭЭ, но и все акты, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, в т.ч. разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Внимание привлекает ситуация, произошедшая 2 г. назад. В июле 2018 г. природоохранной прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Эколайна и его руководства по ч. 5 ст. 9.5 КоАП за эксплуатацию полигона как объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию.

Соответствующие вопросы в начале мая были адресованы «Хронографом» Самарскому межрайонному природоохранному прокурору Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Максиму Головину и и.о. руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской обл. Дмитрию Шинкевичу. В частности, была запрошена информация о выявленных нарушениях в деятельности Эколайна, которые стали поводом для возбуждения административного дела по ч. 5 ст. 9.5 КоАП. Также пока остается открытым вопрос о вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке с КН 63:09:0303071:1364, а также вводе в эксплуатацию полигона после реализации проекта «Рекультивация карьера «Тимофеевский» путем дозагрузки с элементами реконструкции усовершенствованного полигона твердых бытовых отходов».

Пока раскрытым остается основа для факта выдачи положительного заключения ГЭЭ на проект Эколайна в связи с расположением полигона в границах населенного пункта (г. Тольятти). А ведь это прямо противоречит требованиям ч. 5 ст. 12 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

Многие обстоятельства дают повод для рождения версии о том, что Эколайн мог загружать отходами не введенный в эксплуатацию полигон весь период начиная с 2016 г. Если это действительно так, то у надзорных органов должно быть достаточно оснований для закрытия опасного полигона возле с.п. Тимофеевка.

Жителям с.п. Мусорка, в свою очередь, остается надеяться, что дельцам из Эколайна не удастся склонить чиновников в пользу реализации проекта вблизи их села. Как отмечалось в начале статьи, прокуратура Самарской обл. уже занимается вопросами Мусорки.