Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (295) | 21 сентября 2009г.
 

Алешин — Комаров:

За пазухой у Чемезова

Егор Кошеров

Новому президенту ОАО «АВТОВАЗ» Игорю КОМАРОВУ достался в наследство букет проблем. Его предшественнику Борису АЛЕШИНУ мало что удалось сделать для развития предприятия. При этом не стоит забывать, что Алешин обладал широкими связями в правительственных кругах. Комаров значительно уступает ему в этом, поэтому будущее АВТОВАЗа видится туманным. Однако новый президент, которому ранее приходилось работать главным образом на вторых ролях, сейчас имеет прекрасный шанс стать по-настоящему первым лицом.

Факты

Карьера Бориса Алешина на АВТОВАЗе началась в конце 2005 г. Тогда он был избран в совет директоров. Это выглядело вполне логичным. Алешин на тот момент являлся руководителем Федерального агентства по промышленности (Роспром). До этого он уже имел опыт работы в должности заместителя председателя правительства РФ, председателя Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии, заместителя министра промышленности РФ.

В Роспроме при Алешине была подготовлена концепция развития автомобильной промышленности. Он неоднократно озвучивал идею создания корпорации на безе активов ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КамАЗ» и Группы «ГАЗ». В сентябре 2007 г. Алешин стал президентом АВТОВАЗа, будущее предприятия многим виделось радужным.

Реальность оказалась сложнее. На фоне экономического кризиса Борис Сергеевич не смог проявить должную жесткость и принципиальность для отстаивания экономических интересов АВТОВАЗа. К примеру, эксперты отрасли отмечали, что главный конвейер АВТОВАЗа нужно было остановить в ноябре-декабре 2008 г. В тот момент количество непроданных автомобилей достигало 124 тыс. шт. Причем остановка в конце прошлого года могла бы сохранить поставщикам оборотные средства и позволить им не наращивать налогооблагаемую базу по НДС в последнем квартале прошлого года. Но этого сделано не было. В Тольятти начинались выборы в городскую думу V созыва. Алешин возглавлял на них список кандидатов от «Единой России». Наверное, ему не хватило административной воли для того, чтобы противопоставить логику экономической и, соответственно, социальной выгоды партийным установкам.

Несмотря на ворох проблем, в которых сегодня утопает АВТОВАЗ, Алешин получил спокойную и лишенную излишнего внимания должность советника генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Об этом в эфире государственного телеканала «Вести 24» сообщил заместитель гендиректора ГК «Ростехнологиии» Игорь Завьялов. Однако пресс-секретарь Алешина Наталья Сидорук эту информацию не подтвердила. Это может говорить о том, что Алешин пока стал внештатным советником Чемезова.

В отличие от Бориса Алешина, Игоря Комарова нельзя назвать фигурой известной. Скорее его можно охарактеризовать как пусть и крупного, но не очень заметного корпоративного работника. Комаров имеет опыт работы в ОАО «Сбербанк РФ». Там он с 2000 г. занимал пост заместителя председателя правления. Причем есть все основания полагать, что эта должность была подготовлена специально под Комарова. В 2002 г. из Сбербанка Комаров перебрался в ОАО «ГМК «Норильский никель» (Норникель).

В декабре 2007 г. совет директоров ОАО «ГМК «Норильский никель» освободил Игоря Комарова от должности заместителя гендиректора — руководителя финансово- экономического блока компании. Примечательно, что его преемником на этой должности в Норникеле стал Олег Лобанов. Как отмечали СМИ, Комаров даже рекомендовал Лобанова в качестве преемника.

В мае 2009 г. Лобанов и Комаров снова вместе. На этот раз уже на АВТОВАЗе. С первых дней пребывания Комарова в Тольятти наблюдатели предрекали ему должность следующего президента компании.

Примечательно, что ради Комарова и на АВТОВАЗе было изменено штатное расписание. Спустя всего неделю после того, как 28 августа Комаров был утвержден в должности президента ОАО «АВТОВАЗ», он назначил Олега Лобанова исполнительным вице-президентом по финансам и корпоративному развитию. Стоит напомнить, что до прихода на АВТОВАЗ Комаров являлся советником генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова.

Комаров и Лобанов, на которых, по сути, сейчас лежит вся ответственность за стабильную работу АВТОВАЗа, были знакомы еще до Норникеля. Лобанов с 1995 г. по 1999 г. успел поработать в ОАО «Инкомбанк». Примерно в эти же годы там трудился и Комаров. Причем Комаров успел побыть не только главным бухгалтером и финансовым директором центрального офиса Инкомбанка, но и управляющим филиалом на Кипре. Наличие филиала на острове, известном в качестве одного из офшоров мирового значения, на фоне кризиса 1998 г. не спасло Инкомбанк от банкротства. Однако незадолго до банкротства банка Комаров перешел на должность первого вице-президента в ОАО АКБ «Национальный резервный банк» (НРБ). Карьера Лобанова в определенный период также была связана с этим банком. Из НРБ Комаров перешел в Сбербанк.

Попасть в поле зрение Чемезова Комарову удалось во время работы на Норникеле. В начале 2007 г. между основными владельцами Норникеля Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым возникло непонимание, которое закончилось разделом активов. Раскол был смоделирован структурами, близкими окружению Путина и Чемезова. В итоге уже в начале 2008 г. в бизнес Норникеля сумел войти Олег Дерипаска, которого еще в 2007 г. руководство ФГУП «Рособоронэкспорт» активно пыталось привлечь к работе с АВТОВАЗом. К концу 2008 г. конфликт интересов Дерипаски и Потанина в Норникеле привел к их обогодному согласию отказаться от мест в совете директоров компании с передачей права занять эти места представителям государства. Подконтрольный Дерипаске холдинг РУСАЛ выдвинул кандидатуру Чемезова. Но ему не удалось набрать нужного количества голосов, чтобы оказаться в совете директоров Норникеля. К тому моменту Комаров уже работал у Чемезова.

Мифы

Борису Алешину приписывали связи с олигархом Александром Мамутом. «Мамут, который к 1999 г. стал своего рода идеологом пресловутой «семьи» Бориса Ельцина, порекомендовал Касьянова на пост министра финансов, затем (январь 2000 г.) — на должность первого вице-премьера, а впоследствии и на премьерский пост», — сообщал сайт www.compromat.ru. Дружба с Александром Мамутом, которая, по рассказам мифотворцев, завязалась еще в начале 80-х гг. прошлого века, якобы и стала залогом резкого карьерного роста Бориса Алешина. Буквально за несколько лет — с 2000 по 2004 гг. — Борис Сергеевич дорос до вице-премьера по промышленной политике в правительстве Михаила Касьянова. Как показало время, работа с Касьяновым не помешала Алешину в дальнейшем, что называется, остаться в обойме.

Мифотворцы рассказывают, что якобы Алешину крайне не нравилось выслушивать постоянные публичные критические высказывания в свой адрес со стороны известного вазовского ветерана Юрия Целикова. По этому поводу даже появился миф, что будто бы Алешин отдал службе безопасности АВТОВАЗа распоряжение любой ценой найти какой-либо компромат на Целикова. И якобы Бориса Сергеевича очень не устроил ответ, что на Целикова ничего нет. Неизвестно, передал ли Алешин преемнику свою неприязнь к некоторым персонам, но то, что Комарову придется преодолевать негативное отношение тольяттинцев к московскому руководству АВТОВАЗа, — это факт.

В свете информации о многотысячных сокращениях работников АВТОВАЗа становится непонятно, за счет чего команда Комарова и он лично будут это делать. Однако, как утверждают мифотворцы, появление Комарова на АВТОВАЗе связано не столько с пресловутой проблемой сокращения издержек, сколько с оптимизацией денежных потоков, льющихся на АВТОВАЗ в качестве средств господдержки. То, что Комаров умеет действовать в корпоративных интересах структур, которые двигают его на ту или иную должность, показывает опыт его предыдущей работы.

В частности, мифотворцы рассказывают, что в конце 2008 г. была предпринята попытка со стороны владельца холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова продвинуть Комарова в спискок кандидатов в состав совета директоров Норникеля. Стоит отметить, что уроженец Узбекистана Усманов известен не только покупкой английского футбольного клуба «Арсенал», но и личными связями с семьей президента Узбекистана Ислама Каримова. В частности, Усманову приписывают лоббирование интересов ОАО «Газпром» в Узбекистане. Он также засветился в оказании ряда деликатных услуг в интересах руководства Ростехнологии.

Прогнозы

С учетом того, что Борис Алешин по статусу фигура несравнимо более значимая, нежели Игорь Комаров, перспективы последнего на АВТОВАЗе не видятся радужными. Сложно предположить, за счет чего Комарову удастся вывести Волжский автозавод из кризиса. Хотя он может проявить определенную жесткость в решениях и пойти на крайне непопулярные меры, на которые не шел Алешин. К примеру, провести массовые сокращения персонала. Причем Комарову придется не только расставаться с обычными работниками конвейера, но и с влиятельными обитателями вазовской высотки. В этой работе он может нажить немало врагов. Однако если он уже получил одобрение на сокращения от Сергея Чемезова, то бояться Игорю Комарову, по сути, нечего.

Кроме того, если в реальность будет воплощаться идея о создании холдинга «Росавто», ему предстоит готовить АВТОВАЗ к реорганизации. Реализуя намеченное, скорее всего, ему придется «резать по-живому». Вряд ли в этой работе он будет руководствоваться вопросом формирования имиджа спасителя завода. Об этом свидетельствует и то, что он до сих пор не обзавелся личным пресс-секретарем. Вероятнее всего, он понимает, что ему отведена роль исполнителя непопулярных, но крайне необходимых решений, на которые ранее никто не решался. Причем его миссия может закончиться на АВТОВАЗе именно по завершении реализации этих действий.

Что касается перспектив Алешина, то на данный момент даже его личный пресс-секретарь вынуждена отвечать по этому поводу «без комментариев». Однако не вызывает сомнения то, что в роли советника Чемезова он, скорее всего, пробудет недолго. Наиболее вероятным вариантом может стать уход Алешина в управление авиационными активами госкорпорации «Ростехнологии».

Цитата:

- Два года назад я обращался к президенту РФ Владимиру Путину в письменном виде. Давал обоснование того, что АВТОВАЗу нужны инвестиции. Но должен признать, что за это время мы как АВТОВАЗ сделали мало для того, чтобы правильно представить самих себя инвестору под названием «государство». У нас, к сожалению, до сих пор нет утвержденного инвестиционного плана... (Борис Алешин, «Хронограф» №33 (198) от 24.09- 07)

- У нас нет цели поменять всю управленческую систему на АВТОВАЗе. Все последние кадровые назначения вызваны необходимостью расширить полномочия тех менеджеров, которым предстоит решать широкий круг задач по реализации антикризисного плана компании. (Игорь Комаров, из интервью официальному сайту ОАО «АВТОВАЗ» от 04.09-09)