Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (740) | 10 февраля 2020г.
 

На фоне выборов

Банкротство ООО «Заречье-2» может стать проверкой для политиков

Георгий Кизельгур

24 января подтвердилась информация о новых особенностях в деле по банкротству ООО «Заречье-2» в Красноармейском р-не Самарской обл. Именно здесь сейчас переплелись интересы многих известных не только в регионе лиц, вплоть до члена Совета Федерации РФ (2006-2014 гг.) Вадима МОШКОВИЧА. В то же время на южных территориях области появляется новая политическая сила, с которой придется считаться на местных выборах в сентябре 2020 г., а также на выборах в Самарскую губернскую думу и Госдуму в сентябре 2021 г.

Старые знакомые

13 января в Арбитражный суд Самарской обл. поступило заявление Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Самарской обл. (МРИ №11) о признании несостоятельным ООО «Заречье-2» (Красноармейский р-н, пос. Ленинский). Сумма требований составляет около 27 млн р. «Заречье-2» было образовано в 2000 г. и занималось выращиванием зерновых культур. Уставный капитал компании 10 тыс. р. Учредителями выступают ООО «НЕМИ» (65% уставного капитала) и Наталья Конищева (35%). Данные об учредителях внесены в ЕГРЮЛ в марте 2014 г. В разное время «Заречье-2» возглавляли семь руководителей, в т.ч. бывший председатель собрания представителей Красноармейского р-на Николай Саушкин.

Стоит отметить, что в 2014 г. «Заречье-2» само обращалось в суд с заявлением о признании себя несостоятельным. Дошло до конкурсного производства, однако в марте 2019 г. дело о банкротстве было прекращено по ходатайству конкурсного управляющего Алексея Беспалова в связи с отсутствием финансирования.

Тем не менее, возражая относительно прекращения производства по делу, кредитор АО «ФИА-БАНК» в лице конкурсного управляющего — Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) — указал на то обстоятельство, что конкурсным управляющим «Заречья-2» не принимались меры к привлечению к субсидиарной ответственности руководителя (учредителей) должника с целью взыскания с них денежных средств в конкурсную массу, а также не реализована дебиторская задолженность.

ФИА-БАНК, по данным ЕГРЮЛ, находится в стадии ликвидации с июля 2016 г. ФИА-БАНК, как и ООО «КБ «Эл банк», ранее связывали с именем Анатолия Волошина, являвшегося и в том и в другом банке первым лицом и одним из основных акционеров. Эл банк также находится в стадии ликвидации, запись об этом внесена в ЕГРЮЛ в сентябре 2016 г. Так что и здесь проявились интересы старых знакомых.

Эл банк несколько лет назад в роли кредитора принимал участие в целом ряде банкротств сельхозпредприятий Самарской обл. Заявляемые Эл банком требования основывались на кредитных договорах и договорах поручительства. Причем уже тогда наблюдатели не исключали, что посредством заключения таких договоров сельхозпредприятия умышленно загоняются в долги.

Так, например, в судебных документах по делу о банкротстве ООО «Самарская семечка» отмечалось: «Единственной целью заключения... договоров поручительства являлось создание задолженности ООО «Самарская семечка» перед ООО КБ «Эл банк», а значит — нанесение вреда самому должнику и его кредиторам... заключение договоров поручительства не связано с обычной хозяйственной деятельностью ООО «Самарская семечка» (см. «Хронограф» №6 (534) от 24.02.15).

По второму кругу

В департаменте общественных связей АСВ Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» сообщили: «Определением Арбитражного суда Самарской обл. от 14 марта 2019 г. прекращено производство по делу о несостоятельности... ООО «Заречье-2». В связи с неполным выполнением комплекса мероприятий... в т.ч. направленных на выявление обстоятельств банкротства организации, АО «ФИА-БАНК»... обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой было отказано... Ввиду недоказанности недостаточности у должника имущества для финансирования расходов по делу о банкротстве банком не предоставлено согласие на финансирование процедуры банкротства ООО «Заречье-2».

Судя по всему, подобные схемы в отношении сельхозпредприятий Самарской обл. peaлизовывал и ФИА-БАНК. Так, в документах суда содержится информация о заключенных ФИА-БАНКом кредитных договорах с ООО «Торговая компания «Заречье», ООО «Производство», ООО «Самарская семечка», ООО «СамараЮгЗерно». При этом «Заречье-2» выступало в качестве гаранта исполнения названными компаниями кредитных обязательств и отвечало за это своим имуществом. Стоимость имущества, переданного в залог, превышала 153,7 млн р.

Суд, рассмотрев в сентябре 2014 г. заявление ФИА-БАНКа о вступлении в дело о банкротстве «Заречья-2», удовлетворил его частично. В реестр требований кредиторов «Заречья-2» было включено требование ФИА-БАНКа в размере около 87,4 млн. р. (обеспеченных залогом имущества).

24 января в АСВ сообщили: «Обязательства ООО «Заречье-2» перед Банком до настоящего времени не исполнены. В случае признания... ООО «Заречье-2» несостоятельным... и открытием... конкурсного производства банком будут проведены все необходимые мероприятия, направленные на включение своих требований в реестр требований кредиторов...».

Показательно, что АСВ, при наличии столь впечатляющих задолженностей «Заречья-2», не стало финансировать процедуру банкротства, но готово присоединиться к ней, если она будет начата вновь. Тут АСВ не прогадало. 17 января 2020 г. суд признал обоснованными требования МРИ №11 в размере свыше 26,7 млн р. и вновь возбудил производство по делу о несостоятельности «Заречья-2».

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя назначено на 26 февраля 2020 г. Банкротство пошло по второму кругу.

Проверка на прочность

Требования МРИ №11 можно рассматривать и в несколько ином ключе. Так, еще 12 декабря 2005 г. «в целях реконструкции и механизации животноводческих помещений со сроком возврата денежных средств 1 января 2016 г.» «Заречью-2» по согласованию с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. (минсельхоз) был предоставлен кредит. Министерство управления финансами Самарской обл. через Арбитражный суд добилось взыскания с «Заречья-2» 15,64 млн р. задолженности, но, учитывая суммарную непогашенную задолженность предприятия более чем в 907 млн р., бюджет вряд ли дождется возврата денег. Тем более что активы «Заречья-2» отошли к структуре, которая сейчас контролируется ГК «Русагро» бывшего члена Совета Федерации Вадима Мошковича (см. «Хронограф» №41 (734) от 9.12.19).

Учитывая, что сегодня ГК «Русагро» продолжает позиционироваться в качестве одного из знаковых инвесторов АПК Самарской обл., можно сказать, что на юге региона накануне избирательных кампаний сентября 2020 г., а затем и выборов в Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу появился новый и очень серьезный игрок. Местные выборы в представительные органы власти должны состояться 13 сентября как раз в Красноармейском, Большечерниговском, Большеглушицком р-нах.

Нужно отметить, что Николай Саушкин работал генеральным директором «Заречья-2», когда предприятие активно наполнялось кредитными ресурсами. Не менее его обо всем происходившем здесь должен быть осведомлен и бывший глава Красноармейского р-на (2004-2015 гг.) Павел Елин. На неформальном уровне Павла Едина называли негласным наставником последующих глав территории — сначала (2015-2017 гг.) Евгения Макридина, а затем (с 29 июня 2017 г.) Валерия Богучарского.

Осенью 2020 г. и тем более в кампаниях 2021 г. ставки будут невероятно высоки. Кто-то из руководителей (не только муниципального звена) может в случае недостижения поставленных целей попасться под горячую руку. Возможно, именно поэтому в Красноармейском р-не озаботились расторжением договора аренды земельного участка с «Заречьем-2». Иначе сложно объяснить, почему это произошло лишь 12 ноября 2019 г., когда уже было закрыто первое дело о банкротстве предприятия.

Причем выборы в Красноармейском р-не и на соседних с ним территориях могут стать проверкой на прочность не только для местных политиков.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.