Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (580) | 4 апреля 2016г.
 

Левый марш Ростеха

КПРФ готовится к победам на сентябрьских выборах

ИА «Центр-Инфо»

28 марта портал РБК разместил информацию о срыве переговоров парламентских партий о разделе 40 одномандатных округов на выборах в Госдуму РФ. Несмотря на путаное изложение, к концу статьи становится очевидно, что «нарушителями конвенции» стали коммунисты. Если сопоставить еще целый ряд событий последних недель, то становятся понятны не только масштабы политических амбиций КПРФ, но и интересы главного спонсора «партии пролетариата». По какому-то странному стечению обстоятельств список озвученных округов указывает на регионы присутствия госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА.

Главный пролетарий России

Собственно говоря, несложно догадаться, кто является главным «пролетарием» страны. Сопоставление фактов указывает на ГК «Ростех» (см. «Хронограф» №8 (578) от 21.03.16). Очередным доказательством этой версии стал бюллетень «КАЛАШНИКОВ», распространенный в Тольятти в честь отставки с поста президента ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссона. По сути, заявление о том, что решающую роль в отставке Андерссона сыграл депутат Госдумы, член фракции КПРФ Леонид Калашников, должно вызывать недоумение. Но только не в современной России.

Политические лозунги Калашникова продолжают полностью совпадать с экономическими интересами ГК «Ростех» и ее генерального директора Сергея Чемезова. После изгнания Андерссона Калашников потребовал национализации ОАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» №9 (579) от 28.03.16). Стоит напомнить, что этот призыв буквально сразу оказался понятен в т. ч. и лидерам основных тольяттинских околовазовских экономических кланов. Для достижения общих с ними целей Калашников, похоже, с легкостью может пожертвовать как положениями марксистского учения, так и интересами пролетариата.

Плохая пиар-отдача

Для читателей «Хронографа» не является откровением, как именно Калашников заблаговременно узнал о готовящейся отставке и чрезвычайно своевременно сумел начать свою пиар-кампанию. Наименее продвинутая часть электората готова поверить в любую нелепость при том условии, что ей в нее верить удобно. Однако есть еще одна часть «красного» электората, которая и должна стать главной движущей силой КПРФ на предстоящих выборах. И опять приходится обращаться к РБК. Политолог Константин Калачев рассуждает: «Существенная часть электората КПРФ -это не сторонники Ленина-Сталина, а избиратели, которые приходят на участки с фигой в кармане и голосуют за кого угодно, кроме власти. С этой точки зрения коммунистам важнее сохранить имидж оппозиционной партии. Тем более у них есть возможность показать хороший результат в таких регионах, как Тверская, Волгоградская, Новосибирская, Свердловская, Иркутская и Самарская обл.» (http://www.rbc.ru/politics/28/03/2016/ 56f7f0329a7947021df9b47e?from=main).

Еще раз поражает, что эксперт как по писаному перечисляет регионы присутствия Рос-теха. Но самое главное в том, что КПРФ делает ставку на растущее число протестно настроенных избирателей. Избирателей, которые будут выбирать ту оппозиционную силу, которая имеет реальную перспективу взять в парламенте как минимум блок-пакет. РБК, в частности, сообщает: «Последнее исследование Левада-центра (было опубликовано 4 февраля) показало, что уровень депрессивных настроений в России достиг максимума за все годы исследования.

Одновременно социологи зафиксировали рост симпатий россиян к советской системе. А по данным ФОМ, поддержка КПРФ растет все последние месяцы (с 6% летом до 9% сейчас). При этом все закрытые опросы показывают, что рейтинг «Единой России» находится на нисходящем тренде в последнее время» (http://www. rbc.ru/poli-tics/05/02/2016/56ЬЗЬ32е9а7947 00f2cet>036). В этой же статье говорится о том, что именно единороссы на своем съезде 5-6 февраля заявили, какая оппозиционная партия (КПРФ. – Прим. ред.) будет реально делать погоду на предстоящих выборах. Фактически тем самым отмаркировав центр консолидации протестных настроений.

Есть проблемы и посерьезнее. 21 марта портал РБК сообщил о снижении рейтинга президента РФ Владимира Путина (http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/56efafff9a794717ffc 3ec22?from=main). Ничего удивительного в этом нет. Пиковых значений своей популярности Путин достиг благодаря крымской кампании. Однако системе, в данном случае электоральной, свойственно уставать. Кроме того, переходные процессы имеют определенную периодичность колебаний. После возмущения восходящие тренды сменяются нисходящими. И так до тех пор, пока система не вернется в состояние равновесия. Поэтому вполне логично, что информация о военных успехах уже не является драйвером рейтингового роста. Иначе говоря, плохая пиар-отдача. Отсюда, видимо, и решение о переводе сирийской кампании в латентный режим. Вопрос с популярностью главы государства является краеугольным, т.к. все прекрасно понимают, что выборы 2016 г. — это тест-драйв выборной кампании 2018 г.

Высокобюджетное качество

На комплекс объективных проблем накладывается то, что у ЕР с пиаром дела обстоят, мягко говоря, плохо. Причем как на региональном, так и на федеральном уровнях. Коммунисты выглядят куда предпочтительнее. Попытка спровоцировать КПРФ на контрпродуктивную дискуссию не прошла. Заявление Владимира Путина о деструктивной роли большевика Владимира Ленина не вызвало у КПРФ никакой реакции. В свою очередь главе государства пришлось объяснять свою реплику. Это подтверждает гипотезу, что на КПРФ сегодня работает очень сильная методологическая команда. Причем не просто сильная, а способная конкурировать с командой Кремля, которая последние 3 года демонстрировала колоссальные успехи в формировании общественного мнения. Сразу же возникает вопрос: откуда у борцов за дело рабочего класса деньги на специалистов, которым герои 90-х годов типа Глеба Павловского не чета? Впрочем, сегодня этот вопрос звучит риторически.

К слову, по поводу «красного» пиара. Если посмотреть коммунистические агитматериалы, то бросается в глаза то, что в них никаким марксизмом-ленинизмом даже не пахнет. Сегодня КПРФ — это партия имперского типа, защищающая целостность страны, традиционные ценности, борющаяся за духовность и патриотизм, за рост рождаемости, за канонизацию истории, пропагандирующая здоровый образ жизни, противостоящая влиянию Запада, защищающая русский язык, ведущая борьбу с пропагандой гомосексуализма и с либерализмом в правительстве РФ. Это Дмитрий-то Медведев либерал?! Перечислять дальше не имеет смысла. Уже понятно, что базовые ценности ЕР и КПРФ тождественны. Тождественны они в силу того, что попадают в запрос значительной части электората.

Удивляет же другое. Каким образом ЕР, разработавшая этот список ценностей и ведущая борьбу за него в течение всего последнего созыва Госдумы, умудрилась бездарно отдать инициативу оппозиционной партии, которую потом сама же и назвала основной силой оппозиции? Причем все это происходит не в далеком 2013 г., а сегодня, за 5 мес. до голосования.

Для того чтобы увидеть разницу между правящей партией и генеральной оппозицией, следует проанализировать агитационно-идеологическую надстройку парламентских «антагонистов». Качество коммунистических агиток поражает. Это подтверждают и представители тольяттинских околовазовских экономических кланов. В первую очередь коммунисты решили противоречие между теми, кто смотрит телевизор, и теми, кто «умеет» читать.

Проблема ЕР-пропаганды в том, что свои печатные материалы единороссы наполняют текстами колоссальных объемов (с перечислением всего сделанного, что в нормальном государстве чиновничий аппарат обязан делать по определению), но по содержанию идентичными телевизионным ток-шоу. При этом они напрочь отказываются понимать, что, если человек предпочитает смотреть телевизор, он никогда не будет читать объемные агитационные опусы. «Нетелевизионную» же аудиторию подобным «продуктом» можно только настроить против себя. Достаточно вспомнить печальный опыт Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева в 70-е гг. прошлого века.

Если же взять все тот же бюллетень «КАЛАШНИКОВ», то сразу бросается в глаза то, что графические материалы занимают примерно 50% печатной площади. Визуальный ряд включает карикатуры на врагов с крупными деталями, монохромными цветами, без полутонов и теней. Все для легкости восприятия — как для детей младшего дошкольного возраста. Графические материалы также оснащены незамысловатыми мемами, от утилизированного до ВДВ слогана «кто, если не мы» до безграмотных стишков «Решил Калашников проблему// Поставив ТОЧКУ в этом деле». Причем напечатано это таким кеглем, что прочитать может даже близорукий человек без очков. Точнее, читать необязательно. Достаточно, чтобы «КАЛАШНИКОВ» просто попал в поле бокового зрения.

Идеологическая надстройка ЕР на федеральном уровне звучит (по версии РБК), если можно так выразиться, несколько более тяжеловесно: «Премьер-министр, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев предложил создать в партии специальную комиссию по подготовке предвыборной программы. Руководить работой комиссии будет он лично». Ну, теперь держись! Нечего даже сомневаться, что с таким пробивным агитационным потенциалом ЕР разделает КПРФ на выборах в пух и прах.

На фоне такого креатива председателя ЕР и сообщений о том, что некоторым главам регионов все-таки позволят возглавить партийные списки ЕР (http://www.rbc.ru/poli-tics/29/03/2016/56f96cl89a7947d02ac9272f? from=main), создается впечатление, что главный ресурс партии власти — административный. Но здесь возникает новое препятствие -клановая раздробленность.