Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (721) | 9 сентября 2019г.
 

Цифровая трансформация

ТГУ развивается в парадигме инновационных подходов к образованию и научным исследованиям

Борис Кротов

30 августа в опорном Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоялось традиционное августовское совещание с профессорско-преподавательским составом. Основные достижения опорного ТГУ в последнее время связаны с «цифрой». Университет добился весомых результатов в том, что называется цифровой трансформацией, и ставит перед собой еще более амбициозные планы.

Смена подхода

О главных достижениях вуза за прошедший год напомнил собравшимся ректор ТГУ Михаил Криштал. Студенты, преподаватели, ученые градообразующего университета добились успехов на самых разных уровнях, и, так уж получилось, каждый такой успех был так или иначе связан с цифровыми технологиями. Так, сам за себя говорит хакатон по созданию виртуальной реальности Web VR Jam, который стал лучшим среди 1500 образовательных проектов Европейской цифровой недели. К слову, в 2018 г. на международных платформах «Tilda» и «Canvas» ТГУ реализовывал 14 массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Слушателями этих курсов стали свыше 5 тысяч человек, что является историческим максимумом с 2014 г. Молодые инженеры ТГУ победно выступили со своими спроектированными и собранными транспортными средствами на всероссийских и международных соревнованиях «Солнечная регата», «Smart Moto Chalenge», Formula Student Italy 2019 и Formula Student Moscow 2018. Как известно, и лодки на солнечных батареях, и электробайки, и гоночные болиды студенты разрабатывают с нуля, в т.ч. при помощи современных компьютерных программ. Даже строительство бассейна тоже вплотную соприкасается с «цифрой», потому что за его ходом можно наблюдать онлайн. И это далеко не все.

Иначе говоря, многие из происходящих сейчас в вузе позитивных перемен либо способствуют цифровой трансформации ТГУ, либо являются ее следствием. О том, что цифровая трансформация — понятие более широкое, чем принято думать. «Очень часто в Интернете можно найти утверждения, что цифровая трансформация — это внедрение цифровых технологий в организацию. Этого недостаточно. Самое главное — это реинжиниринг процессов на базе внедренных цифровых технологий. То есть новые процессы, новая структура должны соответствовать цифровым технологиям. Сегодня мы очень глубоко зашли в цифровую трансформацию, потому что у нас поменялся наш основной бизнес-процесс — образовательный», — подчеркнул ректор опорного вуза Михаил Криштал.

Быстрее, проще, качественнее

О том, как изменились процессы образования, подробно рассказал Роман Боюр, заместитель директора Центра новых информационных технологий ТГУ. Его доклад назывался «Цифровой университет — промежуточные результаты и ближайшие задачи».

С 2010 г. градообразующий вуз успешно взаимодействует с корпорацией «Галактика» по вопросам построения цифрового университета. За это время с использованием системы Галактика-ERP полностью автоматизированы процессы финансового, хозяйственного, бухгалтерского и управленческого учетов, а также управление договорами, персоналом, студентами, приемной кампанией, учебными планами и успеваемостью. ТГУ удалось успешно решить задачи массового производства цифровых контентов, создания полностью дистанционной системы приема и онлайн-обучения.

Важно то, что цифровизация не закончилась внедрением информационной системы — службами университета была проведена большая работа по стыковке информационной модели данных, разработке правил их целостности и вычистке всех обнаруженных проблем. Все это во многом определило успех проекта Росдистант, с которым ТГУ вышел на федеральный рынок онлайн-образования в 2015 г.

Росдистант сегодня — не просто платформа для онлайн-обучения, это образовательная экосистема. Такого функционала пока нет ни у одного университета страны, и использовать его в ТГУ хотят в т.ч. для увеличения количества студентов 1Т-направ-ления. Это стало понятно после того, как минувшим летом команда Тольяттинского госуниверситета представила проект Росдистант на образовательном интенсиве «Остров 10-22» в Сколково. Об этом в своем докладе рассказал собравшимся заведующий кафедрой «Прикладная математика и информатика» ТГУ Андрей Очеповский.

Впереди стоят новые, не менее амбициозные задачи: научиться работать с собираемыми большими данными цифрового следа обучающихся, использовать для оптимизации процессов ТГУ технологии искусственного интеллекта, блокчейн, нейросети и семантический анализ текстов, построить систему адаптивного обучения. Выход теперь уже на международный англоязычный образовательный рынок и уверенное присутствие в ТОП-10 цифровых университетов РФ Роман Боюр назвал задачами ближайших 2-3 лет для ТГУ.

Международный масштаб

Дефицит специалистов-айтишников наблюдается сейчас повсеместно, и на его устранение направлен федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика». Тольяттинский госуниверситет планирует на порядок увеличить контингент обучающихся по ИТ-направлениям, а также выйти на международный англоязычный рынок ИТ-образования.

«Сейчас у ТГУ есть возможность попасть в авангард этого движения — у нас достаточно компетенций, у нас достаточно ресурсов, — уверен Андрей Очеповский. — Если не сделать этого сейчас, через 2 года мы увидим не только красные огни уходящего поезда, но и будем смотреть, как разбирают шпалы».

Повлияла цифровая трансформация вуза и на качество приемной кампании. Благодаря развитию цифровых решений и онлайн-обучения в 2018 г. численность студентов и слушателей ТГУ достигла исторического максимума и на 31 декабря 2018 г. составляла 19 939 человек, в т.ч. 15684 студента и аспиранта. По прогнозам директора центра маркетинга Антона Кутузова, к концу года ТГУ может выйти в лидеры по числу студентов среди всех вузов нашего региона (достичь такого результата в ТГУ планировали лишь в 2021-м). С 2015 г., когда в Тольяттинском госуниверситете запустили проект онлайн-обучения Росдистант, количество поступивших на различные направления подготовки неуклонно растет. «В 2018 г. на программы Росдистанта было зачислено более 3 тысяч студентов, которые представляют 82 региона РФ и 19 стран мира. Масштаб нашей деятельности уже далеко не локальный, — говорит Антон Кутузов. — Это крупный федеральный проект, и, безусловно, дальнейшее масштабирование требует от нас наращивания компетенций».

Особенно заинтересовала собравшихся в актовом зале концепция кампуса опорного вуза, которую представила директор Центра урбанистики и стратегического планирования университета Мария Степанова. О том, что проект получился интересным, новаторским, свидетельствует и его недавняя победа на всероссийском конкурсе «Дизайн образовательного пространства». Вместе с коллегами Мария Степанова разрабатывает дизайн умного университетского кампуса, который в будущем может стать архитектурной доминантой всего Тольятти, работает над созданием его цифрового двойника. Технология создания информационных моделей (BIM) уже реализуется в ходе проектирования корпусов университета, наибольшую проработку пока получила BIM-модель центра урбанистики. По словам Марии Степановой, описанные и использованные в проекте технологии — это будущее, поэтому в планах создание нового учебного плана, новых дисциплин, чтобы студенты ТГУ могли наращивать свои компетенции с учетом современных реалий и были востребованы на рынке труда. В т.ч. речь идет и об обучении ВШ-проектированию, начиная с первого курса, студентов архитектурно-строительного института.

Завершилось совещание на радостной для всех присутствующих ноте: начальник управления по работе с персоналом Анна Шипилова в своем докладе о новациях в системе оплаты и стимулирования труда рассказала о скорой — уже в сентябре и октябре — индексации зарплаты сотрудников ТГУ.