Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (716) | 8 июля 2019г.
 

В Китай со своим паровозом

СамГУПС решил «прорубить окно» в Азию

Егор Кошеров

12 июля исполняется два месяца с момента открытия Самарского института транспорта (СИТ) на базе Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института (ШЖПТИ). СИТ в качестве представительства ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (СамГУПС) планирует обмен студентами и технологиями с китайским вузом. В КНР сегодня едва ли не самый высокий уровень развития железных дорог в мире. Поэтому было бы правильнее сказать, что пришло время начинать перенимать опыт в этой сфере у Китая, а не заниматься подменой понятий.

Опыт взаимодействия СамГУПС и железнодорожного института в провинции Шэньси (КНР) насчитывает около двух лет. В декабре 2017 г. на форуме в г. Сиань было подписано первое соглашение о сотрудничестве СамГУПС и ШЖПТИ. Тогда же объявили об открытии Центра трансфера технологий между вузами во имя «содействия научно-технической новации в области дорожного транспорта». 12 апреля 2018 г. уже в Самаре СамГУПС и ШЖПТИ подписали новое соглашение. Было анонсировано, что студенты из России и КНР смогут обучаться в двух вузах, получая дипломы об окончании как СамГУПС, так и института в Шэньси.

Одновременно СамГУПС представил объединенные программы, по которым запланировано обучение в Самаре: «Эксплуатация железнодорожного транспорта (и железных дорог), техника строительства высокоскоростных магистралей, железнодорожная логистика (технология транспортных процессов) и контроль железнодорожной системы сигнализации (автоматика, телемеханика)». Похоже, в СамГУПС уверены, что искушенная в строительстве высокоскоростных путей китайская сторона вплотную подобралась к тому, чтобы взять на вооружение дополнительные компетенции, накопленные в Самаре.

Наконец, в середине мая 2019 г. в Сиане открыли площадку под названием СИТ для граждан КНР, желающих учиться в России. Российской стороной заявлено, что СИТ будет готовить студентов для дальнейшего переезда в СамГУПС «в целях более качественного освоения профессиональных навыков». В СамГУПС наверняка полагают, что интерес китайской стороны заключается в пресловутом трансфере технологий. Чтобы понять уровень заблуждений тех, кто продолжает в это верить, напомним, что национальная система высокоскоростного движения в Китае является третьей по протяженности в мире,

а по уровню развития технологий многие эксперты ставят ее на первое место. Зависть у конкурентов, например, вызывает самая высокогорная и протяженная на нагорье железная дорога на земном шаре Синин — Лхаса. Путь длиной около 2 тыс. км на нескольких станциях превышает высоту в 5 тыс. м над уровнем моря и пролегает через поля с вечной мерзлотой. На трассе используют герметичные кондиционированные вагоны с подкачкой кислорода по аналогии с салоном самолета, чтобы пассажиры не страдали от горной болезни. В России этого пока не делают.

Возникают опасения и другого характера. Контакт российских студентов с китайской спецификой может привести к оттоку в КНР наиболее перспективных молодых специалистов. Как это, к примеру, уже приходится наблюдать в сфере гражданской авиации.