Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (166) | 15 января 2007г.
 

Искусство убеждать

Мэрия вынудила АВТОВАЗ принять условия РусПромАвто

Светлана Шатова

21 декабря и.о. генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Максим НАГАЙЦЕВ подписал договор с ОАО «РегионАвтоТранс-Тольятти» (PATT) на пиковые перевозки работников предприятия. Вопреки первоначальному соглашению, которое предусматривало производство и поставку 278 автобусов, договор заключен на 191 ЛиАЗ. После июня стороны продолжат переговоры. Пока же пассажирскими перевозками занимается МП «ТПАТП-1».

Ради спасения отрасли

Подписание договора между ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «УК «РусПромАвто» (РПА) стало фактически необходимым условием для запуска лизинговой схемы поставки автобусов в Тольятти. В Самарской обл. интересы РПА представляет ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» (PAT). Уже в январе планируется включить в поток доставки вазовцев на предприятие 70 единиц подвижного состава. Напомним, что акционерное общество РАТТ, учредителями которого стали мэрия и РегионАвтоТранс, было создано как один из путей модернизации транспортной отрасли города. Причем мера эта, с подачи местных СМИ, рассматривалась как самый оптимальный вариант решения проблемы. Единственное, что омрачало ситуацию, — промедление с принятием решения со стороны АВТОВАЗа. Одна из причин задержки, отмечалось в городской печати, связана со сложившейся схемой расчетов ВАЗа со своими поставщиками. PAT не устраивала 30-45-дневная задержка перечисления денег. Однако, как пояснил руководитель департамента инвестиционных программ ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» Владимир Евдокимов, сроки оплаты далеко не единственная причина разногласий с автозаводом. Есть много различных несостыковок. Но говорить о них, дабы не провоцировать «политического и народного волнения», Евдокимов отказался. Вероятнее всего, причины, о которых представители PAT предпочитали умалчивать, были связаны с нежеланием АВТОВАЗа принимать условия договора, сулящие предприятию туманную выгоду.

Комментируя «Хронографу» ситуацию, заместитель директора по персоналу ОАО «АВТОВАЗ» Станислав Чеботарев отметил, что справиться с объемом вазовских перевозок способно не каждое предприятие. Но если бы муниципальные автопредприятия могли объединить свои усилия, то проблема пиковых перевозок была бы решена. Следовательно, договор с РАТТ не рассматривался предприятием как единственный вариант решения проблемы перевозок. Однако и альтернативный вариант автозавода имеет сегодня довольно слабые позиции -устаревший автопарк и долговое бремя. Банкротство АТП-1 остается лишь вопросом времени. По информации «Хронографа», административно-бытовой комплекс АТП-1 находится в залоге у Потенциал Банка. Задолженность сформировалась в результате получения кредитов для выплаты заработной платы, погашения долгов по ГСМ, запчастям, шинам.

Таким образом, можно предположить, что АВТОВАЗ заключил договор, имея все шансы оказаться без транспортных услуг вообще. Теперь средства, перечисляемые автозаводом за услуги, станут главным источником погашения кредита у РАТТ для получения автобусов в лизинг. При этом мэрия, уступив контрольный пакет акций PAT, фактически лишается права управлять акционерным обществом и своей недвижимостью.

Контрольный пакет

Вопрос принадлежности контрольного пакета акций, как и предполагалось (см. «Хронограф» №6 (125) от 27.02.06), решился в пользу PAT, который вошел в уставный капитал на условиях обновления автопарка. Предполагалось, что РегионАвтоТранс закупит по лизинговой схеме 278 автобусов, что обошлось бы предприятию почти в 2 млрд. р. Доля уставного капитала муниципалитета складывается из имущества АТП-1. По словам директора МП «ТПАТП-1» Николая Макарова, это часть авторемонтного производства и конечные станции диспетчерских пунктов. Сообщить, в какой сумме выражается вышеуказанное имущество, а также озвучить результаты независимой комиссии по имущественной оценке предприятия, которая проходила в начале 2006 г., Николай Макаров отказался. Эксперты «Хронографа» не исключают варианта, что оценка проводилась из расчета объемов уставного капитала и распределения долей между акционерами. Такая версия возникает при поверхностном обзоре вносимого муниципалитетом имущества: уникальное по техническому оснащению авторемонтное производство, диспетчерская служба, площадки для хранения подвижного состава. Наконец, самый крупный заказчик по пассажирским услугам. Не хватает в этой цепочке лишь новых автобусов.

Примечательно, что еще пару лет назад первый вице-мэр Николай Ренц уделял больше внимания выстраиванию схем по поставке автобусов МАЗ в МП «ТПАТП-3». Однако для АТП-1 этот вариант оказался неприемлем. Почти 500 единиц автопарка в 2004 г. на 70% были самартизированы. А значит, сумма кредита на закупку 350 ЛиАЗов, необходимых предприятию, могла составлять около $45 млн. Это обстоятельство мешало мэрии выступить гарантом в договоре с ЕБРР, т.к. размер гарантий составлял значительную часть городского бюджета. Со временем положение предприятия усугублялось.

И все же ни мэрия, ни руководители ОАО «АВТОВАЗ» так и не нашли компромиссных путей обновления парка. Например, рассматривая в качестве варианта закупку более дешевых МАЗов.

По информации, озвученной первым вице-мэром, по кредитному договору для АТП-3 было закуплено 92 МАЗа на сумму 330 млн. р. Таким образом, закупка 300 автобусов для АТП-1 обошлась бы городу приблизительно в 1 млрд. р. Напомним, что предполагаемый объем 5-летнего соглашения АВТОВАЗа с РАТТ оценивается в 810 млн. р. А значит, объединив усилия, мэрия и АВТОВАЗ путем создания нового юридического лица могли закупить партию МАЗов, сохранив тем самым активы. Однако ситуация получила другое развитие. Получается, что городские чиновники наглядно демонстрировали свою неспособность управлять ведущими отраслями. Либо здесь сыграли роль какие-то другие мотивы.

Сопутствующее влияние

Проблема транспортных перевозок имеет шансы на благополучный исход. Однако существенного прорыва в реанимировании транспортной отрасли не ожидается. АТП-1, обремененное долгами, лишилось значительной части имущественных активов, а вскоре потеряет и своего главного заказчика. В весьма непростом положении оказался и АВТОВАЗ. По сути, утратив возможность выбора, автогигант вынужден принять условия соглашения, по которому продавец услуг — РАТТ, имея заказ на производство и поставку крупной партии ЛиАЗов, не без административной подачи мэрии, диктует свои условия. Теперь деньги АВТОВАЗа будут уходить в PAT в качестве лизинговых платежей. Таким образом, PAT возвращает долю в уставном капитале РАТТ, а предполагаемая прибыль позволит в дальнейшем рассчитывать на дивиденды. Сможет ли город в этой ситуации рассчитывать на доход и участвовать в управлении предприятием — остается большим вопросом.

Кроме того, появление в городе структур РусПромАвто может внести значительные коррективы и в альтернативные перевозки. РПА является управляющей компанией ГАЗ, производителем «газелей». Таким образом, можно предполагать, что в Тольятти появился холдинг, который вскоре будет управлять транспортными потоками в городе.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме