Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (166) | 15 января 2007г.
 

Дмитрий Савенков:

Развитие автопрома — не имперские амбиции, а жизненная необходимость

Борис Кротов

В последнее время федеральные СМИ все чаще говорят о бессмысленности сохранения собственных разработок в сфере автомобильной промышленности. Все большую популярность приобретает идея о разворачивании на базе российских автогигантов — ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ГАЗ» -сборки недорогих импортных моделей. Однако поспешные решения в таких серьезных вопросах могут привести к непоправимым последствиям. Об этом корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер», депутат Думы г.о. Тольятти Дмитрий САВЕНКОВ.

- Дмитрий Леонидович, действительно ли сохранение собственного автопрома имеет такое большое значение?

- Безусловно. Каждое уважающее себя государство имеет стандартный набор: авиационная промышленность и автопром. Эти два направления необходимо развивать, если мы хотим называться нормальным государством. Причем это не эмоции, не имперские амбиции, а жизненная необходимость. Вспомним известный постулат: только два фактора стимулируют промышленность к бурному скачкообразному росту — это война и наличие собственного автопрома. При этом первый фактор, как вы понимаете, не очень хорош сам по себе. Но и в том и в другом случае наблюдается активизация производства, инженерной мысли. Вспомните, сколько новых технологий, действительно прорывных для своего времени, было разработано и освоено во время Великой Отечественной войны.

В мирной же жизни локомотивом, двигающим развитие промышленности, является автопром. Он тянет за собой металлургию (причем прогрессивные направления, например, порошковую металлургию), химию, нефтехимию. Даже такие творческие направления, как дизайн, получают развитие за счет автопрома. Создается целая цепочка — от добычи полезных ископаемых до производства конечного продукта. Так оно и было в советские времена. Вспомните, когда построили ВАЗ, произошел взрывной рост всей промышленности. Где впервые появились электрические индуктивные печи? На ВАЗе. Переработка полимеров, углеводородов — все это стало развиваться именно после запуска автозавода.

И так происходит во всем мире. Другое дело, что в западном благополучном обществе о необходимости поддержания такой системы уже стали забывать. Но если взять стандартную схему формирования добавленной стоимости, то другого ничего и не может быть.

- Но считается, что иномарки безусловно лучше вазовских автомобилей...

- Смотря с чем сравнивать. В классе «премиум» и средней ценовой нише, конечно, за рубежом качество выпускаемой продукции выше. Однако в эконом-классе тольяттинские автомобили не уступают зарубежным аналогам, а порой и превосходят их по соотношению «цена — качество».

Сейчас на ВАЗе идет достаточно сложный процесс — переход на стандарт «Евро-3». Для примера: что значит поменять валентность хрома на всех блестящих поверхностях? Это гигантская работа. И это задача не столько ВАЗа, сколько его поставщиков. Надо понимать, что это огромные инвестиции и временные затраты. Тем не менее график не нарушается, поэтому переход на «Евро-3», думаю, будет завершен вовремя.

- Насколько мне известно, «Мотор-Супер» уже работает по стандарту «Евро-3». Что вы планируете делать для развития предприятия и автопрома в дальнейшем?

- У нас прописана стратегия развития до 2010 г. Могу с удовлетворением сказать, что все наши планы в 2006 г. были выполнены, хотя нам пришлось нелегко. В частности, мы в очередной раз столкнулись с несовершенством российской нормативно-правовой базы. Сейчас мы вводим систему безопасности ISO:27000. Она существует пока только в двух российских компаниях — в банках. Мы будем третьими. При этом наше производство завязано на АВТОВАЗ на 99%. Соответственно, наше совершенствование положительно скажется и на качестве автомобилей.

- Но почему при всех плюсах вашего предприятия «Мотор-Супер» не так активно рекламируется, как прочие вазовские поставщики?

- А нам это ни к чему. Наша продукция не нуждается в рекламе. У нас в структуре даже нет коммерческого отдела. Вся наша деятельность строится на стабильных долгосрочных договорах с предприятиями, выпускающими автомобили. Наши потребители понимают, что за нами не надо проверять ни качество, ни количество, ни сроки выполнения работ, ни -самое интересное — цены. Полученный нами немецкий сертификат предусматривает полную открытость калькуляции. У наших потребителей вся она есть, до последней гайки. Мы сами создали себе условия тотального контроля со стороны немецкого сертифицирующего органа. В случае если мы нарушим условия, у нас просто отберут сертификат. А «договориться» с немецкими чиновниками невозможно.

- Недавно вы вошли в аппарат полпреда президента в ПФО — стали советником главы общественной приемной в Тольятти, Жигулевске и Ставропольском р-не по вопросам автопрома и спорта. Какими будут ваши первые шаги в новом качестве?

- Эффективными, я надеюсь. Общественные приемные — это один из немногих реально действующих инструментов обратной связи населения и власти. Для обеспечения такой связи я намерен каждый вторник и четверг лично вести прием граждан.

Обсудить на форуме