Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (166) | 15 января 2007г.
 

Мысли о коррупции

Толкают руководство ГАИ на ограничение деятельности дорожных комиссаров

Павел Соколов

10 января начальник отдела ГАИ УВД по г. Тольятти Алексей МАРТЫНЦЕВ (на фото) в жесткой форме заявил о своем намерении ограничить деятельность дорожных комиссаров. Этому событию предшествовало появление соответствующего приказа начальника ГУВД Самарской обл. Александра РЕЙМЕРА. Суть претензий милицейского начальства сводится к тому, что своей работой отдельные комиссары склоняют гаишников к коррупции. Между тем серьезные компании сами страдают от этого явления и готовы решать эту проблему совместно с руководством органов внутренних дел.

Пару месяцев назад три крупнейшие тольяттинские компании, такие как Служба дорожных комиссаров, Единая служба аварийных комиссаров и АСТ-Сервис, объединились в Тольяттинскую ассоциацию автомобильных комиссаров. Все они были созданы практически одновременно в ноябре 2005 г. с разницей в неделю. «Мы пришли к такому решению, что должны объединить свои усилия для решения наших общих задач. Это единая ценовая политика, единая культура поведения на дорогах, единые способы и формы изучения законодательства», — отмечает директор Службы дорожных комиссаров (ООО «Юкон») Игорь Калашников.

Несмотря на то что для Тольятти этот вид предпринимательской деятельности еще относительно молод, в 2006 г. количество желающих зарабатывать на предоставлении услуг по составлению схем дорожно-транспортных происшествий (ДТП) выросло в разы. «Всего в Тольятти сейчас порядка 6-7 компаний, а сколько индивидуалов? Они не поддаются счету. Их очень много. Может быть, даже несколько десятков», — пытается быть точным Калашников. Не исключено, что именно начавшийся стихийный рост количества независимых комиссаров и стал причиной резкой критики со стороны руководства ГАИ. «Да, действительно, я должен признать, что в Тольятти сложилась в этой части бардачная ситуация. Начали появляться оборотни в погонах, который сегодня инспектор ДПС, а завтра, когда у него смена кончилась, он вдруг комиссар. Поэтому этот рынок пошел вот в такую стезю», — дает свою критическую оценку отрасли Калашников.

Работа комиссаров заключается в том, что по вызову участников ДТП они прибывают на место происшествия и в случае если участники ДТП самостоятельно определились с тем, кто виновен, приступают к составлению схемы ДТП. Порядок составления схемы ДТП четко регламентирован методическими рекомендациями МВД. Прибыв на место ДТП, комиссар заключает с участниками ДТП гражданско-правовой договор. В соответствии с обязательствами, взятыми на себя по заключенному договору, комиссар выполняет определенную работу и получает от участников ДТП оплату. Все остальное делается в консультационном порядке: объясняет участникам ДТП их права и обязанности, оказывает им помощь по сопровождению в ближайшее отделение милиции или на пост ДПС. Все должно делаться в строгом соответствии с п.2.6. Правил дорожного движения (ПДД). «Ни о какой сдаче комиссарами схемы в ГАИ речи не может быть. На схеме стоят только подписи участников ДТП и понятых. Схема просто прикладывается к материалу дела по факту ДТП, которое заводит уже инспектор ГАИ. В оценку материального ущерба комиссар вообще не лезет», — разъясняет суть действий комиссаров Игорь Калашников. Причем, комментируя выдержки из приказа Реймера (см. справку), многие моменты он вообще называет абсурдными: «Каким образом водитель может не прибыть на пост ДПС для оформления происшествия? Только в случае если комиссар вошел в преступный сговор с каким-то дежурным милиционером. А теперь у меня вопрос к Мартынцеву. Такие официальные факты есть? Если есть, то, может быть, стоит начать работу с наведения порядка в ведомстве УВД? Получается, что Реймер написал, а Мартынцев усмотрел, что дежурные части у нас нечисты на руку? Я вот, например, знаю, что дежурные части у нас взяток не берут. А Реймер, наверное, знает, что они берут, раз таки приказы появляются? Интересная получается полемика».

Как бы то ни было, но без комиссаров обойтись будет крайне сложно. Количество автомобилей растет быстрее, чем объем выделяемых из бюджета средств на увеличение штата сотрудников ГАИ. Калашников добавляет: «Я считаю, что Мартынцеву нужно было не угрозами сыпать, а созвать к себе на беседу комиссаров и попытаться выработать какие-то правила работы. Все-таки пренебрегать помощью комиссаров неразумно. Ведь своей оперативной работой мы снижаем количество пробок».

Справка:

Выдержка из приказа начальника ГУВД Самарской обл. Александра Рей-мера от 07.12.06 об ограничениях деятельности дорожных комиссаров:

«Самостоятельно разрабатываемые коммерческими организациями положения о службе аварийных комиссаров содержат функции исключительной компетенции сотрудников милиции. Ссылка на п. 2.6. ПДД РФ как основание деятельности аварийных комиссаров неправомерна. Указанная норма определяет право водителей только на составление схемы ДТП. Какие-либо другие документы участниками дорожного движения оформляться не должны. Оформление материалов ДТП относится исключительно к компетенции органов внутренних дел. Действия аварийных комиссаров создают условия, способствующие неисполнению водителями обязанностей по прибытию на ближайший пост ДПС для оформления происшествия».

Обсудить на форуме