Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (705) | 8 апреля 2019г.
 

Битва за переправу

Лоббисты освоения федеральных средств дали о себе знать

ИА «Центр-Инфо»

29 марта председатель правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал распоряжение о выделении Самарской обл. почти 31 млрд р., в т.ч. на строительство моста через Волгу в районе с. Климовка. Основными претендентами на получение генподряда считают структуры федерального уровня, подконтрольные Геннадию ТИМЧЕНКО (на фото) и Аркадию РОТЕНБЕРГУ. Региональные кланы нацелены на освоение бюджетных средств через субподрядные контракты. Заявить об этом они попытались через стройплощадку Фрунзенского моста в Самаре. 4 апреля такие лоббисты, как депутаты Самарской губернской думы Александр ЖИВАЙКИН и Андрей МУРЗОВ, провели там акцию в формате «ревизорро».

Гонка за миллиардами

29 марта из-под пера Дмитрия Медведева вышло распоряжение о распределении Самарской обл. в 2019-2021 гг. межбюджетных трансфертов на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства в рамках транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Согласно документу, до конца 2019 г. регион получит 2,057 млрд р., в течение 2020 г. -10,623 млрд р., в 2021 г. — 18,176 млрд р. Всего — 30,856 млрд р.

Ключевым объектом транспортного коридора станет мостовой переход через р. Волгу с обходом г.о. Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М5 «Урал» в м.р. Ставропольский, Шигонский и Сызранский Самарской обл. и в г.о. Тольятти Самарской обл. Планируется, что со стороны Ставропольского р-на мост будет расположен в районе западной границы с. Подстепки, со стороны Шигонского р-на — в районе с. Климовка. Проект строительства мостового перехода включает сам мост длиной 3,7 км и около 100 км трассы (примерно по 50 км с каждой стороны). Стройку должны начать уже в этом году. Первичный срок ввода объекта в эксплуатацию — сентябрь 2023 г. Общая стоимость строительства составляет 130 млрд р., из которых 67 млрд р. выделит федеральный бюджет. Часть средств должен внести инвестор, с которым предполагается заключить концессионное соглашение.

Раньше думали, что подготовка Самарской обл. к ЧМ-2018 — это высшее достижение в отрасли освоения десятков миллиардов бюджетных средств. Однако после прокачки ресурсов на подготовке Самары к ЧМ-2018 заслуженный отдых стейкхолдеров великих строек Самары оказался не столь продолжительным, как то обещали горы оставшихся у них денег после расчета со всеми надстройками. Это были такие объемы, которые даже не уместились бы ни в кошельках самых известных скупердяев Самары, ни в карманах главных светских транжир.

По окончании чемпионата оказалось, что есть объекты намного крупнее. Мостовый переход через Волгу с сопутствующей инфраструктурой в четыре раза превышает изначальную смету расходов на ЧМ-2018. Т.е. любителям прокачать деньги будет где развернуться. Однако не все так просто. Поиск концессионеров должен стартовать в апреле 2019 г. В качестве фаворита называют одну из структур, подконтрольных братьям Аркадию Ротенбергу и Борису Ротенбергу.

Ротенберги занимались реконструкцией трассы М5 в Самарской обл. Но самое главное — лично участвовали в строительстве Крымского моста через Керченский пролив. Часть высвобожденных в Крыму мощностей может быть переброшена ими в Самарскую обл.

Другой фаворит — компания Геннадия Тимченко АО «Стройтрансгаз». С 2015 г. она выступает в качестве генподрядчика строительства Фрунзенского моста в Самаре. Цена проекта — более 13 млрд р.

Не исключена и победа третьего претендента, назначенного по указанию из ПАО «Газпром» Алексея Миллера. Инфраструктурные амбиции Группы «Газпром» в конце марта 2019 г. были подтверждены сообщением о планах выкупа контрольных долей в капитале двух крупнейших подрядчиков газового концерна. Собственностью Группы «Газпром» может стать АО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (строитель Крымского моста) и АО «Строй-транснефтегаз» Геннадия Тимченко, работающее на проектах «Северный поток — 2» и «Сила Сибири».

Игры в ревизоров

Сразу после выхода распоряжения Дмитрия Медведева свою заинтересованность к участию в освоении бюджетных средств на инфраструктурных проектах коридора «Европа — Западный Китай» подтвердили самарские региональные кланы. 4 апреля с их подачи было организовано выездное мероприятие фракции партии «Единая Россия» (ЕР) в Самарской губернской думе (СГД), руководитель фракции — Александр Живайкин, и профильного комитета СГД по транспорту и автомобильным дорогам, председатель — Андрей Мурзов, член фракции ЕР (на фото справа).

С их подачи цель мероприятия обозначили так: «Контроль над ходом строительства мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару с выходом на а/д «Автодорожный маршрут «Центр — Поволжье -Урал». Обсудить планировалось главным образом сроки завершения строительства мостового перехода «Фрунзенский», а также вопросы своевременного освоения подрядчиками выделяемых денежных средств и качество выполнения ими работ на «Фрунзенском».

Представитель Областного аналитического еженедельника «Хронограф», побывавший на том выездном мероприятии, удивился сразу нескольким моментам. Во-первых, фракция ЕР и профильный комитет СГД показали крайне низкую дисциплину по части посещаемости столь важного мероприятия. Из 8 членов профильного комитета СГД по транспорту и автомобильным дорогам на мероприятии были замечены только двое — председатель комитета Андрей Мурзов (ЕР) и член комитета Геннадий Говорков (КПРФ, г. Тольятти). Наиболее многочисленная в СГД фракция ЕР (39 мест из 50) делегировала на Фрунзенский мост всего пять человек. Компанию Мурзову составили однопартийцы Александр Живайкин (председатель фракции ЕР), Марина Сидухина, Николай Панченко и Андрей Коновалов. Фракцию КПРФ вместе с Говорковым представляли ее руководитель Алексей Лескин и депутат Михаил Матвеев.

При полном отсутствии руководящего состава со стороны генподрядчика за стройку перед депутатами отчитался сотрудник министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (министр Иван Пивкин также отсутствовал). Сотрудник Минтранса доложил, что всего с начала производства работ по объекту было принято и оплачено работ на сумму 9,485 млрд р., в т.ч. строительно-монтажных работ — на сумму 7,637 млрд р. Общее освоение по объекту составляет 62%, хотя строительство планируется завершить до конца 2019 г. Для этого необходимо еще 3,592 млрд р., в т.ч. 1,5 млрд р. из федерального бюджета.

Любопытно, что после заслушивания отчета Александру Живайкину и Андрею Мурзову мост показался кривым. На высказанные обладателями «биллиардного глазомера» опасения последовал ответ, что это оптический обман, конструкция перехода выполнена надежно и в соответствии с проектом.

Анализ случившегося дает повод предположить, что настрой Мурзова и Живайкина стал следствием отрабатываемого ими заказа региональных кланов на создание возмущений вокруг завершения строительства Фрунзенского моста. Тот же Мурзов ранее упоминался в связке с т.н. картельным трио в составе ООО «Самаратрансстрой» (СТС), ООО «Ульяновсктрансстрой» и ООО «С.И.Т.И.» (см. «Хронограф» №6 (658) от 26.02.18). Живайкина при желании можно было бы отнести к лоббистам ООО «Стройсервис», пользующегося расположением заместителя председателя правительства Самарской обл. Александра Фетисова (см. «Хронограф» №10 (538) от 23.03.15). Все перечисленные компании оказались не у дел, когда на Фрунзенский мост зашел «Стройтрансгаз». Позднее СТС удалось устроиться на подряд к компании Тимченко.

Теперь самарскими строителями, судя по всему, движет желание освоить федеральный бюджет через субподряды на мост через Волгу в районе Климовки и подъезды к нему. Месседж в адрес «Стройтрансгаза» и его московских конкурентов они решили транслировать через депутатов СГД, которые, похоже, не вправе им отказать.

Затею с выездом фракции ЕР СГД на мост можно было бы считать удавшейся, если бы 4 апреля выездное мероприятие удостоили вниманием хотя бы топ-менеджмент «Стройтрансгаза» и министр Иван Пивкин. Ни тех, ни другого, как говорилось выше, не было. В таких обстоятельствах визит единороссов и комитетчика Мурзова больше напоминал акцию в формате известной телепередачи «Ревизорро».

В отсутствие ответственных лиц со стороны генподрядчика и заказчика стройки Живайкин с Мурзовым соблазнили поучаствовать в мероприятии-ревизии не столько своих не сильно замотивированных коллег по партии ЕР, сколько коммунистов, в т.ч. такого общественного активиста, как Михаил Матвеев. По мнению наблюдателей, пиар «кривому мосту» с подачи глазомера Живайкина и Мурзова теперь обеспечен.

Кстати, снижению провокационного градуса, чувствовавшегося в воздухе во время осмотра моста депутатами, способствовали, как ни странно, товарищи Живайкина и Мурзова по фракции ЕР.

Согласно одной из версий, их присутствие было далеко не случайным. Например, Николай Панченко, представляющий Куйбышевский округ №4, известен как лоббист ГК «Амонд» Ростислава Хугаева, через чью территорию мостовой переход «Фрунзенский» тянется к трассе «Центр-Поволжье-Урал». Марина Сидухина и Андрей Коновалов могли быть направлены «на экскурсию» по просьбе бенефициара ПАО «НОВАТЭК» и партнера Геннадия Тимченко Леонида Михельсона как раз в защитных для «Стройтрансгаза» целях. Что касается коммуниста Говоркова, то он, как депутат от тольяттинских территорий, мог прикидывать, как выгодно транслировать опыт освоения средств на Фрунзенском мосту в Климовку.

Больше всего удивило отсутствие на мероприятии очень дружественного ПАО «НОВАТЭК» элемента — заместителя председателя СГД, председателя комитета по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции Юрия Шевцова. Приход Шевцова мог бы помешать Живайкину с Мурзовым в «раскачивании лодки» в пользу местных субподрядчиков. Однако ветеран губернской политики, видимо, решил прогулять.

Модель поведения

Сегодня уже понятно, что тольяттинский мост в районе Климовки станет продолжением Фрунзенского моста. В плане как технологий строительства, так и спекуляций с землей. Генподрядчику для создания подъездов к мосту со стороны Шигонского р-на придется делать многокилометровые дороги с насыпью, которую нужно прокладывать по пересеченной местности. Со стороны Тольятти местность не столь пересеченная, но есть другая сложность: здесь все уже успели стать собственниками участков, по которым была запроектирована дорога к мосту. Люди они непростые и ждут денег. Решение земельных вопросов вообще видится основной проблемой, требующей денег. И эту проблему за деньги, похоже, готовы решить те, кто подогревает лоббистов на местах.

За образец давления на мостостроителей можно взять инцидент с малоизвестной фирмой ООО «ВолгаТрансФлот» (ВТФ) с ИНН 6317100936. В феврале 2019 г. ВТФ обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к Минтрансу и «Стройтрансгазу» (дело №А55-3241/2019). Истец попросил устранить препятствия в пользовании принадлежащими ему объектами недвижимости по адресу: г. Самара, Ростовский пер., 10. Если точнее, ВТФ требует от ответчиков восстановить примыкание дороги общего пользования «Ростовский переулок» к сети дорог общего пользования, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по указанной дороге к земельному участку и объектам недвижимости на нем. Примыкание было уничтожено в ходе строительства Фрунзенского моста. Разбирательство по делу назначено на 10 апреля.

При этом в июле 2015 г., незадолго до старта строительства моста, Минтранс и аффилированное ВТФ юридическое лицо — ООО «Стройтрансфлот» (СТФ) с ИНН 6317038269 — достигли через суд мирового соглашения в части изъятия у СТФ недвижимого имущества для государственных нужд за выкуп. За уступку Минтрансу под мостовой переход «Фрунзенский» двух земельных участков, площадки с подъездной дорогой и нежилого здания по адресу: Ростовский пер., 6, СТФ должен был получить 29,7 млн р.

Ожидается, что ситуацией с претензиями ВТФ воспользуются подрядчики, желающие помочь «Стройтрансгазу» освоить весь дополнительно выделяемый бюджет на мост. Иной причины визита Живайкина и Мурзова в сопровождении членов фракции КПРФ на Фрунзенский мост не просматривается.

Комментарии

Андрей МУРЗОВ, председатель комитета Самарской губернской думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи

- Конечно, в любом случае наши будут там работать. Как ни крути. Потому что всех привезти невозможно из Москвы. У нас свои люди есть, и многие крупные подрядчики федерального уровня, когда выигрывают объекты, что-то самое сложное, трудоемкое делают сами, а что попроще — отдают местному бизнесу заработать на контрактах.