Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (538) | 23 марта 2015г.
 

Фетисов не против

«Стройсервис» слишком часто получает многомиллионные контракты

Андрей Неретин

До 31 октября скромная компания ООО «Стройсервис» должна завершить выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги «Пестравка — Майский» в Пестравском р-не Самарской обл. Стоимость госконтракта — свыше 170 млн р., и это далеко не самый крупный подряд на освоение бюджетных средств в портфеле «Стройсервиса». Наблюдатели объясняют успехи компании тесными связями ее руководства с представителями политической элиты Самары.

Право выполнить капремонт автодороги «Пестравка-Майский» ООО «Стройсервис» получило по итогам тендера, завершившегося 31 марта 2014 г. Заказчиком работ выступает министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Согласно тендерной документации, исполнитель в 2014 г. должен был провести капитальный ремонт 5,6 км дороги с ориентировочной сметой в 55 млн р. В 2015 г. «Стройсервису» предстоит переложить еще 5,98 км дороги с ориентировочной сметой в 117 млн р. Т.е. заметно, что практически ту же самую длину участка дороги в 2015 г. «Стройсервис» готов ремонтировать почти в 2 раза дороже. Не исключено, что реальные затраты на ремонт останутся на уровне 2014 г., а разница отправится в карман владельцам компании.

Характерно, что «Стройсервис» с момента своего образования в мае 2008 г. регулярно побеждает в тендерах, связанных с ремонтом автодорог и внутриквартальных территорий. Таких случаев за последние два года насчитывается порядка 15-20. Среди наиболее крупных госзаказов, доставшихся «Стройсервису», следует отметить контракт на ремонт автомобильной дороги общего пользования «Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград» Самарской обл. в нуждах все того же регионального Минтранса. Подряд был получен в марте 2012 г. Работы «Стройсервис» согласилось выполнить почти за 430 млн р. В контрактах, заключенных «Стройсервисом» в течение 2013 г., преобладают заказчики из администрации г. о. Самара. Наиболее крупным является контракт на ремонт автомобильной дороги местного значения, расположенной по ул. Победы на участке от ул. Гагарина до ул. Елизарова в г.о. Самара, стоимостью 219,2 млн р.

Помимо «Стройсервиса» заявку на участие в тендере подавало и ОАО «Самарадорстрой» (СДС). Заявка СДС была отклонена комиссией, как не соответствующая требованиям. Что, впрочем, не помешало победителю -«Стройсервису» — сразу же воспользоваться услугами СДС как субподрядчика. Спрашивается: почему в таком случае контракт напрямую не отдали СДС? Зачем понадобилась прокладка в лице «Стройсервиса»?

Между тем «Стройсервис» привлекал СДС в качестве субподрядчика для выполнения работ и по другим контрактам. Сведения об этом можно найти на официальном сайте СДС, где «Стройсервис» указан в качестве заказчика проведения работ по ремонту автодороги по ул. Физкультурной на участке от пр. Кирова до Днепровского проезда в 2013 г. На сайте же госзакупок содержится информация о «Стройсервисе» как о победителе открытого аукциона на право проведения работ по данному участку автодороги. Итоги тендера были подведены 19 июля 2013 г. Стоимость контракта со «Стройсервисом» составила 177 млн р.

Привлечение СДС на субподряд говорит о том, что, по всей видимости, у «Стройсервиса» на тот момент отсутствовали достаточные ресурсы для капремонта дороги только собственными силами. Либо же идея состояла в том, чтобы «Стройсервис» вообще ничего не делал, а, спихнув все в СДС, получил бы свой процент «за организацию работ в рамках исполнения контракта».

Встречалось, что компании, боровшиеся со «Стройсервисом» за право освоить бюджетные средства, но проигравшие, пытались обжаловать итоги тендеров. Так, в апреле 2012 г. после проведения вышеупомянутого тендера на право выполнить работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования «Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград» Самарской обл.» в Самарское УФАС России поступили жалобы от компаний ООО «НПВ» и ООО «Спецстроймонолит-1» на действия аукционной комиссии. По мнению заявителей, им было необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе. Однако УФАС признало жалобы заявителей необоснованными. Не исключено, что свою лепту в решение УФАС внес и «Стройсервис».

В результате реконструкция упомянутой автодороги сделала «Стройсервису» основной объем выручки в 2012 г. В 2012 г. обороты компании составили 456,5 млн р., чистая прибыль — 41 млн р. В 2013 г. дела пошли несколько хуже, но не критично. Выручка «Стройсервиса» за 2013 г. составила 380,3 млн р., чистая прибыль — свыше 10 млн р. При этом стоит отметить более чем двукратное увеличение балансовой стоимости основных средств компании в течение 2013 г. — с 37,7 млн р. на 1 января до 77,1 млн р. на 31 декабря. Вспоминается старый принцип, практикуемый теми, кто любит паразитировать на бюджетных потоках, — ничего не покупать за свой счет.

Легкость доступа «Стройсервиса» к освоению бюджетных средств может быть обусловлена наличием у компании покровителей во власти и в партии «Единая Россия». Так, заместителем директора «Стройсервиса» является Константин Фетисов. Эта информация содержится на сайте Самарской губернской думы при упоминании Фетисова в составе общественной комиссии по дорожному хозяйству при думском комитете по строительству и транспорту. Вхождение в эту комиссию в 2012 г. могло позволить Константину Фетисову приступить к активному лоббированию собственных коммерческих интересов в коридорах власти. Так, участие в работе комиссии дает Фетисову возможность держать прямой контакт с министерством строительства и министерством транспорта и автодорог Самарской обл. и договариваться о том, чтобы «Стройсервис» неформально предпочитали другим участникам профильных госзакупок. Не исключено, что именно усилия Константина Фетисова привели к получению «Стройсервисом» существенного числа контрактов в 2012-2013 гг.

Причем «Стройсервис» наверняка может иметь поддержку и по партийной линии. И не только поддержку, но и прикрытие. Ведь родной брат Константина Фетисова Александр Фетисов возглавляет самарское региональное отделение партии «Единая Россия».