Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (702) | 18 марта 2019г.
 

Апрельская заноза

Внезапная медийность Аветисяна должна озаботить не только «Ростех» и «Росатом»

Георгий Кизельгур

6 марта Арбитражный суд г. Москвы опять не смог завершить пересмотр дела о т.н. газовом сговоре. Противоборствующими сторонами выступают ПАО «Газпром» и ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК). На стороне СВГК играет ФАС России. Бенефициар СВГК Владимир АВЕТИСЯН (на фото), несмотря на недавние заявления хозяйствующих субъектов об исчерпании разногласий, дал понять, что не собирается отказываться от рычагов в борьбе с монополией Алексея МИЛЛЕРА. Денонсирование мирных договоренностей накануне апреля может преследовать политические цели. По традиции последних лет до начала мая в регионах случаются ротации в институтах исполнительной власти.

Все начиналось хитро

Следует напомнить, 30 января представители дочернего по отношению к ПАО «Газпром» ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и независимого от «Газпрома» СВГК дали пресс-конференцию, на которой объявили о достижении договоренностей по ряду принципиальных моментов (см. «Хронограф» №3 (696) от 4.02.19). В итоге возникло ощущение, что была предпринята попытка создать лишь видимость урегулирования проблемы расчетов за поставку природного газа физическим лицам (см. «Хронограф» №4 (697) от 11.02.19). Что касается вопроса о перспективе компромиссов в деле о т.н. газовом сговоре, то по итогам той пресс-конференции в совместном пресс-релизе стороны сообщили: «Компании в дальнейшем будут совместно работать над рядом проектов в интересах развития региональной системы газоснабжения» (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19). Эта проблема в отличие от январской, т.н. проблемы «двойных квитанций» уходит корнями в период 2014-2017 гг., когда губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин сразу после общения с председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером дал команду местным чиновникам развернуть работу, результаты которой должны были в первую очередь ударить по бизнесу СВГК, стокхолдером которой является Владимир Аветисян (см. «Хронограф» №22 (674) от 16.07.18).

Прошло полтора месяца, а предпосылок к достижению мира между участниками дела о «газовом сговоре» не заметно. 6 марта судебное разбирательство в Арбитражном суде г. Москвы вновь было продолжено, несмотря на декларации об исчерпании разногласий. В ходе заседания от ООО «Газпром межрегионгаз» (генеральный директор Кирилл Селезнев) и СВГК поступили ходатайства о его отложении. ФАС России поддержала представленные ходатайства. Примечательно, что такие третьи лица, как ПАО «Т Плюс» (председатель правления, и.о. генерального директора Денис Паслер) и ООО «Газпром газораспределение Самара» (ГГС, генеральный директор Виталий Коротких), на заседание не явились.

В итоге разбирательство перенесли как минимум до 12 апреля. О намерении достичь за отведенное время мирового соглашения стороны не заявили. При этом удивило очередное игнорирование судебного заседания таким партнером «Газпром межрегионгаза» в реализации проекта строительства в Самарской обл. газораспределительных сетей и станций, дублирующих сети СВГК, как ГГС. Учитывая, что против дублирования выступают СВГК и ФАС России, можно предположить, что руководство ГГС попало под влияние этих участников процесса (см. «Хронограф» №34 (686) от 06.11.18).

Уши за пенек не спрячешь

Характерно, что бенефициар СВГК Владимир Аветисян в интервью самарским журналистам накануне отложения спора описал происходящее так: «Это, конечно, дурацкая ситуация, которую прошлое правительство практически организовало по трубе, судам и т.д. Ну, видимо, дошли руки. Если говорить по сути, право «Газпрома» и «Межрегионгаза» реализовывать газ тому, кому они хотят. Но у нас есть законодательство, мы все-таки в законодательном поле живем, антимонопольное, которое черным по-белому говорит, что ай-ай-ай, большие монополисты не должны монополизировать рынок совсем и вытеснять других участников рынка».

Т.е. Аветисян, с одной стороны, ясно дал понять, что не собирается прекращать использование такого доказавшего свою эффективность в борьбе с монополией «Газпрома» инструмента, как ФАС России. С другой — не упустил возможности намекнуть на виновников продолжающегося конфликта. В версии Аветисяна, это «прошлое правительство» Самарской обл.

Анализ того, зачем Аветисян помянул «прошлое правительство», наталкивает на простые выводы. В начале марта новый виток войны двух корпораций -ПАО «Газпром» Алексея Миллера и ГК «Ростех» Сергея Чемезова -привел к вскрытию офшорной схемы «Тройка Ландромат», доставившему серьезные неудобства «Ростеху» и его эмиссарам на международном уровне. В истории с попаданием в орбиту «Тройки» наследника британского престола засветился и сам Владимир Аветисян. Волей-неволей пришлось готовить асимметричный ответ агрессии «голубого лобби». Лучшей практикой, как показывает опыт, является ослабление позиций корпорации-конкурента во внутриполитическом пространстве,

в масштабах отдельно взятого региона с целью получения преимущества в борьбе за доступ к ресурсной ренте.

Нефедов на кону

Начиная с сентября 2017 г. партнеры Аветисяна из ГК «Ростех» достигли серьезных успехов в построении в Самарской обл. управленческой вертикали, вполне претендующей на альтернативу президентской власти в границах этого субъекта РФ (см. «Хронограф» №8 (701) от 11.03.19). Финальным бастионом, который предстоит взять, им видится пост первого вице-губернатора — председателя правительства региона, сегодня занимаемый Александром Нефедовым. Нефедов, являющийся креатурой самого богатого человека России, по версии журнала «Форбс» в 2018 г., председателя правления ПАО «Новатэк» Леонида Михельсона, вроде бы компромиссная для «Ростеха» фигура, поскольку лоббирует интересы конкурента «Газпрома» в добыче и экспорте газа. Однако Нефедов успел проявить себя как ярый сторонник «голубого лобби» в бытность губернатором Николая Меркушкина. Именно правительство Меркушкина под руководством Нефедова одобрило реализацию мероприятий, позднее интерпретированных как «газовый сговор» против СВГК. Отсюда в качестве способа повлиять на устойчивость правительства, где продолжает верховодить Нефедов, лоббисты «Ростеха» могли выбрать денонсирование мирных договоренностей СВГК с «Газпромом».

Затягивание газового спора, по их замыслу, должно негативно отразиться на стабильности газоснабжения ключевых энергообъектов региона и как следствие — повысить социальную напряженность. После чего на федеральном уровне может быть поднят вопрос о необходимости кадровых ротаций. Самое удобное время для активной работы в этом направлении — март и август каждого года, поскольку, по сложившейся традиции последних лет, громкие отставки в корпусах исполнительной власти, спровоцированные в т.ч. информационным давлением, случаются в апреле и сентябре.

Правда, следует учесть, что «Газпром», осознав серьезность атаки, может озаботиться встречными зачистками одного из ключевых для себя регионов от лоббистов «Ростеха». И переключить все свои ресурсы с поиска виновных по т.н. делу «о пропавшей трубе» в Ленинградской обл. (https://promdevelop.ru /news/ugolovnoe-delo-o-propav-shej -trube-gazproma-stoimostyu-1 -7-milliarda-rublej) на нейтрализацию лиц, раскручивающих дело о «газовом сговоре» в Самарской обл.